Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:27, контрольная работа
Цель работы. Изучить стиль барокко в живописи.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1) Рассмотреть характеристику национальных стилей в барочной живописи.
2) Рассмотреть характеристику индивидуальных стилей.
3) Рассмотреть барочный мировоззренческий идеал.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 Характеристика национального стиля барокко в живописи…………………5
2 Характеристика индивидуальных стилей……………………………………..9
3 Барочный мировоззренческий идеал…………………………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19
Его картины, написанные на религиозные
сюжеты, напоминают реалистичные сцены
современной автору жизни, создавая
контраст времен поздней античности
и Нового времени. Герои изображены
в полумраке, из которого лучи света
выхватывают выразительные
Таким образом, художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.3
3 БАРОЧНЫЙ МИРОВОЗРЕНЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
В основе нового стиля лежит новый
мировоззренческий идеал. Чтобы
понять смысл последнего, надо обратиться
к творчеству величайшего художника
этого стиля Рубенса. В 1611 г. Рубенс
в память о своем брате написал
картину "Четыре философа". На ней
он изобразил себя с братом и их
общим другом в обществе известного
фламандского филолога и философа того
времени Юста Липсия. В верхней
части картины над головой
Липсия виден бюст римского философа
Сенеки, украшенный цветами. Редко в
истории живописи встречается картина,
так непосредственно
Своеобразие барочного идеала человека состоит в том, что в отличие от реального человека, который нередко сталкивается с трагическим противоречием между потребностью в удовольствии и требованием морального закона (соблюдение морального долга), гедонически-героический человек не знает никакого разлада между тем и другим, ибо его мораль совпадает с мировым логосом. Он испытывает «вакхическую радость» от самых крутых пируэтов движения и самых головокружительных зигзагов борьбы. Гедонически-героический человек – это любитель острых ощущений, связанных со смертельным риском.
Барочный эстетический идеал –
это общее представление о
том, каким должно быть художественное
произведение, чтобы оно соответствовало
идеалу гедонически-героического человека.
Общей характерной чертой этого
идеала, если перефразировать известную
формулу Винкельмана, является «благородная
сложность и беспокойное
Наиболее существенные требования барочного идеала к художественному произведению, к творчеству и восприятию:
1) Античные и библейские сюжеты, сочетающие гедонизм с героикой (П. Рубенс –«Похищение дочерей Ливкиппа»; Рембрандт – «Сосчитано, взвешено, разделено»).
2) Сюжеты из аристократической
жизни (портреты знати работы
Ван-Дейка, охотничьи сцены
3) Демократические сюжеты,
к которым применима та же
эстетическая формула (
4) Культ движения и борьбы и, связанная с этим патетическая героика.
Идеал гедонически-героического человека предполагает «динамизацию» всех вещей, насыщение их движением и борьбой. На картинах, написанных в стиле барокко «бурно вздымаются волны моря и складки почвы, громоздятся скалы и камни, холмы и горы, извиваются стволы деревьев» (М. Я. Варшавская) – во всем чувствуется грандиозное напряжение героических стихийных сил.
5) Культ богатства и
роскоши, уподобляющий картину
рогу изобилия и
6) Культ здорового, цветущего тела, демонстрирующий природное здоровье и силу.
II. Формальные нормативы барочного идеала:
1) Динамизм элементов:
а) Буйство линий и форм, предполагающее особое пристрастие к извилистым линиям. Основополагающим элементом всякой извилистой линии является S-образная кривая. Она проявляется в движении волн, языках пламени, изгибах растений, грации газели и тигра, в пластике человеческого тела. Требование динамизма линий и форм приводит к динамизму в любых сюжетах, взятых даже из самых банальных эпизодов повседневной жизни. Замысловатые складки одежды, изборожденные морщинами старики, витые лестницы, суета толпы в изобилии встречаются в произведениях Караваджо, Риберы, Рембрандта и других художников XVII века.
б) Буйство света и тени
(резкие свето-теневые контрасты).
Изучение динамики линий и форм привело
художников барокко к поиску динамики
в области светотени. Самым крупным достижением
было здесь открытие выразительности
контражура. Контражур создавал особое
драматическое настроение. И вообще трудно
придумать более удачный прием для передачи
эмоционального отношения к борьбе добра
со злом, чем борьба света и тени.
в) Буйство красок (резкие цветовые контрасты). Это требование оказывает обратное влияние на рисунок, порождая нечеткость и «размытость» линии.
г) Стереоскопичность и
нормальная перспектива.
Барочный идеал возвращается к требованию
«скульптурности» элементов художественного
образа, но придает этой «скульптурности»
динамический характер.
2) Атектоничность композиции.
Барочный идеал требует
от композиции неустойчивого равновесия.
Только такое равновесие способно выразить
эмоциональное отношение к
а) Асимметрия.
Она выражается, в частности,
в переходе от пирамидальной и
круглой к диагональной композиции
и в использовании
б) «Глубинность» (слитность
пространственных планов).
Пространство не расчленяется на слои,
барочный идеал требует непрерывной перспективы.
в) Интегрированное единство (подчинение деталей целому и приглушение некоторых из них). Согласно барочному идеалу, картина представляет собой нерасчлененное целое. Примером реализации такого требования являются многие картины Рембрандта, в частности, «Ночной дозор».
г) Относительная неясность (незаконченность). Барочный идеал открыл прелесть неясности, недосказанности, намека. Относительная неясность создает особое настроение и предоставляет зрителю широкий простор для всевозможных ассоциаций. Неясность может быть связана как с элементами, так и со структурой. Довольно часто используемый прием – персонаж, повернутый спиной к зрителю, полумрак, приглушенные краски.
3) Барочная гармония
Все очарование барочной красоты может ощутить только зритель, воспринимающий барочные произведения через призму барочного идеала. Только такой зритель правильно схватывает эмоциональную суть барокко – чувство подавляющего величия, пышности и импозантности, связанное с торжеством триумфатора, добившегося трудной победы.4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью в данной работе было изучить стиль барокко в живописи. Цель была достигнута путем решения следующих задач: была рассмотрена характеристика национальных стилей в барочной живописи, также характеристика индивидуальных стилей и рассмотрен барочный мировоззренческий идеал.
Заключение можно сказать, что живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.
Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в ее вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – в 3-х тт. Т.1 / В.Г. Власов. - СПб.: Кольна, 1998. – 540 с.
2. Гомбрих Э. История искусства / Э. Гомбрих. – М.: АСТ, 2008. - 688 с.
3. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т.Г. Грушевицкая, М.А. Гузик, А.П. Садохин. - М.: Академия, 2001. - 408 с.
4. Живопись Барокко. Глубины души в беспредельности мира: — Москва, АСТ, Астрель, 2002. - 400 с.
5. Изобразительное искусство. Музыка (справочник),М.:"Современник", 1997. – 370с.
6. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник. – М. Высш. шк., 2000. - 368 с.
7. Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия. Сост. Балицкая.- М.: Издательство: Росмэн – Пресс, 2007 -608с.
8. Каган М.С. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / М.С. Каган, Л.М. Мосолова, П.С. Соболев; Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб.: Лань, 2001. – 288 с.
9. Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996. – 824с.
Список интернет источников
1 Изобразительное искусство. Музыка (справочник),М.:"Современник", 1997. – с.110.
2 Х.В.Янсон, Э.Ф.Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург.: Россия, 1996. - с.286-324.
3 Живопись Барокко. Глубины души в беспредельности мира: — Москва, АСТ, Астрель, 2002. - с. 211- 212.
4 http://www.fine-art-