Биография и творчество Джеймса Кэмерона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 12:17, реферат

Описание работы

Джеймс Кэмерон – поистине необыкновенный и, несомненно, один из самых успешных режиссеров планеты. Всё-таки не каждому удается, сняв в целом не так много картин, вписать себя в историю мирового кинематографа двумя самыми кассовыми фильмами в истории. Однако о его жизни известно немного. Я решила попытаться восполнить этот пробел.
Джеймс Фрэнсис Кэмерон (James Francis Cameron) родился 16 августа 1954 года в городе Капускасинг (Kapuskasing) канадской провинции Онтарио. Однако его родным городом считается небольшой городок Чиппью (Chippawa) совсем рядом с Ниагарским водопадом, где Джеймса растили требовательные родители.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 84.03 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. М. ТАНКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по режиссуре

«Биография и творчество Джеймса Кэмерона»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Кульбицкая Елена Петровна

студентка 5 курса 508 группы

факультета эстетического  образования

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

 

Джеймс Кэмерон – поистине необыкновенный и, несомненно, один из самых успешных режиссеров планеты. Всё-таки не каждому удается, сняв в целом не так много картин, вписать себя в историю мирового кинематографа двумя самыми кассовыми фильмами в истории. Однако о его жизни известно немного. Я решила попытаться восполнить этот пробел.

Джеймс Фрэнсис Кэмерон (James Francis Cameron) родился 16 августа 1954 года в городе Капускасинг (Kapuskasing) канадской провинции Онтарио. Однако его родным городом считается небольшой городок Чиппью (Chippawa) совсем рядом с Ниагарским водопадом, где Джеймса растили требовательные родители. Его отец, Филипп Кэмерон, был инженером-электриком, мама Ширли – художницей. Она учила сына рисовать и даже однажды помогла организовать небольшую выставку его работ в местной галерее.

Джеймс с детства отличался  необыкновенной творческой энергией и  умением заразить своим куражом  всех вокруг. Например, он вдохновлял своих  друзей на строительство настоящей  работающей катапульты, причем достаточно большой, чтобы камни, которые они  с ее помощью бросали, проделывали  бы в земле воронки. С детства  он любил читать научно-фантастические рассказы, в юности – сам писал  их вместо того, чтобы делать скучные  домашние задания. Один из таких рассказов, написанный на уроке биологии, был  положен в основу сценария фильма «Бездна» (The Abyss).

 Пятнадцатилетний Джеймс  понял, что хочет стать режиссером, когда впервые увидел фантастический  фильм Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey). Картина настолько поразила его, что он пересмотрел ее десять раз. После этого он начал брать отцовскую камеру и сам пытался что-нибудь снимать, чтобы понять, как же это делается, экспериментировал с углами, кадрами… но всё равно не верил, что станет режиссером. Сам он позже говорил: «Я не мог увидеть себя снимающим фильмы в будущем. На самом деле у меня было определенное ощущение, что такие люди как бы рождаются во всём этом, что это почти похоже на кастовую систему. Маленькие мальчики из небольших городов Канады не снимают кино».

 Когда у его отца  появилась возможность получить  хорошую работу в США, семья  переехала в Орандж Каунти (Orange County), штат Калифорния. Однако будущему режиссеру это не помогло: собственной киноиндустрии в Орандж Каунти не было, а в Голливуд он отправиться не мог, потому что у него не было водительских прав. Учиться в школе для будущих работников от кинематографа он тоже не мог – обучение стоило слишком дорого, и его семья не могла себе этого позволить. Тогда Джеймс поступил в колледж Калифорнийского Государственного университета в Фуллертоне (California State University at Fullerton) на программу по физике.

 Он делал определенные  успехи, однако быстро понял, что  физика – не то, что его интересует  по-настоящему. Изменив специализацию  на английский, он какое-то еще  время изучал литературу. А потом,  осознав, что ни то, ни другое  не делает его счастливым, он  бросил колледж. Ночи юного  Кэмерона были посвящены рисованию, а дни – различной работе.

Окончательно на исполнение его мечты его вдохновили «Звездные  войны», первый эпизод которых Джеймс посмотрел в 1977 году – это был  именно такой фильм, какой он сам  хотел бы сделать. Потом ему и  двум его друзьям в руки попала книга «Сценарий» (Screenplay), что вдохновила мальчишек на написание своего собственного коротенького сценария. Даже больше: они скопили денег, взяли в прокат всё необходимое оборудование, арендовали студию и сняли по этому сценарию короткометражный фильм «Ксеногенезис» (Xenogenesis). Картина, длившаяся всего 12 минут, заинтересовала хозяина студии низкобюджетных фильмов Роджера Кормана, и Кэмерон вскоре получил место в Roger Corman Studios. Там из простого мастера по созданию миниатюрных моделей он быстро превратился в постановщика спецэффектов и арт-директора некоторых картин студии New World – например, «Битвы за пределами звезд» (Battle Beyond the Stars) 1980-го года. Тем не менее, работа в студии не слишком удовлетворяла Джеймса: хотя теперь он и участвовал в создании кассовых и качественных фильмов, он хотел снимать картины сам, а не быть всего лишь частью команды.

 В 1978 году он женился  в первый раз – на официантке  Шерон Уильямс, но их брак  продлился всего лишь до 1984 года: исполнение давней мечты и  быстрое восхождение по карьерной  лестнице настолько увлекли Кэмерона, что на семью времени у него фактически не оставалось.

 Первой его режиссерской  работой стал римейк старого фильма «Пираньи» – «Пираньи II: Нерест» (Piranha II: The Spawning). Выбор пал на Джеймса из-за его неопытности и возможности заплатить ему не очень много: продюсер Овидио Ассонитис хотел снять фильм за небольшие деньги. Кэмерон во время работы над фильмом был поставлен в ужасные условия: команда практически вся состояла из не умеющих говорить по-английски итальянцев, продюсер активно участвовал в съемках (из-за него фильм, по словам Кэмерона, начинался с «напряженных сцен») и даже не позволил юному режиссеру самому смонтировать итоговую пленку. Джеймсу пришлось ночью тайно пробираться в студию и переделывать монтаж полностью. Ассонитис, узнав, даже начал судебное разбирательство, но оно ни к чему не привело.  Однако работа над фильмом оказала Кэмерону огромнейшую услугу. Давление продюсера на несчастного режиссера было настолько сильным, что ему однажды приснился кошмар: Ассонитис послал за ним из будущего робота, чтобы его убить. Как нетрудно догадаться, именно этот страшный сон лег в основу следующего фильма Джеймса – «Терминатора». В ожидании финансирования он написал два сценария: к «Рэмбо: Первая кровь II» (Rambo: First Blood Part 2), вышедшему в 1985 году, и сиквелу знаменитого «Чужого» – «Чужим» (Aliens) 1986-го.

 Затем он продал  сценарий «Терминатора» своему  знакомому продюсеру – Гэйл Энн Херд (Gale Anne Hurd), которая, как и он, начинала свою работу на студии New World – за смешную цену в один доллар и условие, что ему дадут полную свободу на съемочной площадке и в монтажной.

Во время работы над фильмом "Терминатор" .Приснившаяся Джеймсу история про робота-убийцу действительно «имела потенциал»: «Терминатор», вышедший в 1984 году, многократно окупился (при бюджете в 6 400 000 долларов в мировом прокате сборы фильма составили около 78 000 000 долларов) и сделал звездами и Арнольда Шварцнеггера, и самого Кэмерона. Последнего теперь воспринимали в Голливуде как действительно талантливого человека от киноиндустрии. Именно поэтому следующей его режиссерской работой стали те самые «Чужие», к которым чуть раньше он написал сценарий.

 «Условие» Кэмерон поставил одно: чтобы Гэйл Энн Херд была продюсером фильма. Этому несложно удивиться, если знать, что к моменту начала съемок «Чужих» они уже были женаты. «Чужие» стали не менее успешным фильмом: отличные спецэффекты, бесподобная режиссерская работа, хороший сценарий и блестящая игра Сигурни Уивер заработали ему положительные отзывы критиков, любовь зрителей, семь номинаций на «Оскар» и две статуэтки (за лучшие звуковые эффекты и, разумеется, лучшие спецэффекты), а также премию НАТО Кэмерону как режиссеру. В мировом прокате фильм собрал около 180 000 000 долларов. «Рэмбо», снимавшийся по сценарию Кэмерона, также стал международным хитом.

 Все гадали, каким же  будет следующий проект такого  успешного молодого режиссера.  Джеймс в очередной раз удивил  Голливуд: вместо чужих идей он  воплотил на экране свои и  снял фильм «Бездна» (The Abyss), который вышел в прокат в 1989 году. Съемки заняли около 18 месяцев, были очень трудными. Снова последовали номинации на «Оскар», снова – статуэтка за лучшие визуальные эффекты, снова – немалые сборы (90 000 000 долларов), и снова за успех сполна расплатилась личная жизнь режиссера – к окончанию работы над фильмом Кэмерон опять был холостяком.

 Спустя два года  Джеймс женился снова – на  Кэтрин Бигелоу, женщине-режиссере, чей крайне успешный фильм «На гребне волны» (Point Break) 1991 года Кэмерон продюсировал. Проект пять недель держался на первом месте в бокс-офисе, а его сборы составили больше 100 000 000 долларов.

 В фильме «Терминатор  2: Судный День» (Terminator 2: Judgment Day) Джеймс активно использовал свой знаменитый компьютерный спецэффект – так называемый «морфинг». На самом деле он уже появлялся – в той самой «Бездне», – но совсем ненадолго, а в «Терминаторе 2» «морфинг» употреблялся куда активнее. «Терминатор 2» стал первым фильмом с бюджетом в 100 000 000 долларов. Это был крайне опасный, рискованный ход, однако он полностью оправдал себя: картина окупилась пятикратно, заработав в мировом прокате больше 500 000 000 долларов! Кроме того, она заработала множество премий: шесть номинаций на «Оскар», из которых четыре увезла с церемонии с собой (лучший грим, лучшие звуковые и визуальные эффекты, лучший монтаж звука), восемь номинаций и шесть премий канала MTV (Лучшая экшн-сцена, прорыв года, самая желанная женщина и лучшая женская роль, лучший фильм и лучшая мужская роль), три номинации и две премии Британской киноакадемии (лучший звук и лучшие визуальные эффекты), а также премию Рэя Брэдбери за «драматичный сценарий» и пять Saturn Awards от Академии Научной Фантастики.

 Такой успех позволил  Кэмерону вместе с Ларри Касаноффым (Lawrence Kasanoff) основать собственную кинокомпанию Lightstorm Entertainment и заключить договор c Fox на производство следующих трех лент. Бурная личная жизнь Кэмерона за время создания и выхода в свет второго «Терминатора» в очередной раз не то дала сбой, не то снова наладилась: после разрыва с Кэтрин Бигелоу Кэмерон уходит к своей новой возлюбленной, звезде «Терминатора» и самой желанной женщине по версии MTV Линде Хэмилтон (Linda Hamilton). У режиссера наконец-то появляется ребенок: в 1993 году Линда рожает ему Жозефину Арчер (Josephine Archer).

 Пока Кэмерон думал над тем, что же он снимет дальше, он продюсировал две чужие картины. Первой была «Правдивая ложь» (True Lies) 1994 года с Арнольдом Шварцнеггером в главной роли, которая по сути была американским Джеймсом Бондом и получила международное признание в виде 365 000 000 долларов кассовых сборов. Вторая же лента такого успеха, к сожалению, не получила: это был фильм «Странные дни» (Strange Days), снятый Кэтрин Бигелоу по сценарию самого Кэмерона и Джея Кокса (Jay Cocks) 1995 года.

«Титаник». Самый удачный, самый узнаваемый и – до недавнего  времени – самый успешный фильм  Джеймса Кэмерона.

К работе над картиной Джеймс подошел невероятно ответственно; он чувствовал, что это может быть чуть ли не единственным его шансом рассказать документальную историю. Он отправлялся на дно Атлантического океана, чтобы рассмотреть останки  «Титаника», в общей сложности  двенадцать раз. Актеры подбирались  так, чтобы по возможности походить на реальную команду. Джеймс сам писал  сценарий, сам снимал, даже сам продюсировал, даже сам рисовал Розу для соответствующей сцены фильма (правда, из-за того, что он левша, кадр пришлось зеркально отобразить)… Около девяти месяцев ушло на сами съемки – куда больше, чем ожидалось. А бюджет фильма, в итоге составивший 200 000 000 долларов, настолько вышел за рамки, что это стоило режиссеру его зарплаты (хотя он все равно получил полтора миллиона за сценарий).

19 декабря 1997 года «Титаник»  вышел в прокат в США. Уже  за первые выходные он заработал  баснословные деньги – примерно 25 с половиной миллионов долларов! «Звездным войнам» Джорджа Лукаса  пришлось подвинуться и уступить  «Титанику» место в лидерах  кассовых сборов на двенадцать  лет: фильм собрал больше миллиарда  долларов по всему миру. Фильм  завоевал невероятное множество  наград. Из 14 номинаций на «Оскар»  он выиграл 11: лучший фильм,  лучший режиссер, лучшие монтаж  и монтаж звука, лучшая работа  оператора, лучшие декорации и  костюмы, лучший звук, лучшая песня  и вообще лучший саундтрек  к драматическому фильму, и, разумеется, лучшие визуальные эффекты. Получая  три «своих» «Оскара», Джеймс  произнес: «Я – король мира!» 

26 июня 1997 года режиссер  наконец-то смог жениться на  Линде и решил взять отпуск, отправившись отдыхать. Однако очередная  интрижка закончилась тем, что  спустя полтора года, в декабре  1998, Кэмерон разводится с Линдой и уходит к своей новой пассии – актрисе «Титаника» Сьюзи Эймис (Suzy Amis). 4 июня 2000 года они со Сьюзи становятся мужем и женой, и от этого брака у Джеймса рождается трое детей: Клэр (Claire) появляется на свет в апреле 2001 года, а близнецы Элизабет Роуз и Куинн – 29 декабря 2006-го. 

После ошеломительного успеха «Титаника» Кэмерон надолго покинул Голливуд, занявшись продюсированием и съемкой сначала телевизионных, а потом и документальных проектов о подводных глубинах. Например, в 2003 году он снял официальное продолжение Титаника под названием «Призраки Бездны: Титаник» (Ghosts of the Abyss), в котором использовал подводные 3D-камеры для съемок фильма изнутри и снаружи. Правда, второй проект подобного типа, «Чужие из бездны» (Aliens of the Deep) 2005 года, оказался куда как успешнее из-за более смелой идеи – предлагал «вообразить», как же могут выглядеть существа на соседних планетах.

 В июне 2005 года стало  известно, что Джеймс работает  над неким «Проектом 880» (Project 880). Это был, конечно же, «Аватар», производство которого заняло много лет (подробно прорабатывались все концепты, создавался язык, тщательнейшим образом подбирались актеры – в основном неизвестные), а стоимость превзошла все мыслимые пределы – 237 миллионов по официальным цифрам и, по слухам, более 300 в реальности. Идею Кэмерон носил в сердце также больше десяти лет: сценарий на 80 страниц он написал еще в 1994 году, однако тогда стоимость фильма была слишком большой для того, чтобы немедленно заняться его созданием.

«Аватар» стал первым фильмом, полностью снятым в формате 3D. Но стандартных недостатков 3D – например, не слишком яркой картинки – он лишен благодаря специальным камерам. Фантастический коммерческий успех картины (фильм потеснил «Титаник» с места первого по сборам благодаря заработанным двум миллиардам долларов в прокате) и невероятная любовь зрителей к миру Пандоры произвели революцию в мировом кино: теперь все стараются подражать Джеймсу и создавать свои ленты в объемном формате.

 Однако «Оскар» за  лучший фильм или лучшую режиссуру  Джеймсу в этот раз не достался: статуэтка ушла к его бывшей  жене Кэтрин Бигелоу за фильм «Повелитель бури» (The Hurt Locker). От американской киноакадемии «Аватар» выиграл всего лишь 3 из 9 номинаций, и это были стандартные для Кэмерона лучшие декорации и визуальные эффекты вкупе с лучшей работой оператора. Впрочем, приз за лучшую режиссуру он получил всё равно – на церемонии вручения премии «Золотой глобус».

 Сегодня Джеймс Кэмерон – звезда мировой величины. У него есть собственная звезда на голливудской Аллее Славы (появилась она в декабре 2009 года). Несмотря на то, что всю свою взрослую жизнь Джеймс жил и работал в Америке, у него до сих пор нет гражданства. И не то чтобы он не хотел его получить: он даже подавал документы, но забрал их после того, как Джордж Буш-младший выиграл президентские выборы 2004 года.

Информация о работе Биография и творчество Джеймса Кэмерона