Биография, история жизни Глинки Михаила Ивановича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 11:16, биография

Описание работы

ГЛИНКА Михаил Иванович [20 мая (1 июня) 1804, село Новоспасское Смоленской губернии — 15 февраля (3 февраля) 1857, Берлин], русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы — народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 22.60 Кб (Скачать файл)

Биография, история жизни  Глинки Михаила Ивановича

ГЛИНКА Михаил Иванович [20 мая (1 июня) 1804, село Новоспасское Смоленской губернии — 15 февраля (3 февраля) 1857, Берлин], русский композитор, родоначальник  русской классической музыки. Автор  опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые  положили начало двум направлениям русской  оперы — народной музыкальной  драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения: «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская  хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая  песня» Глинки стала музыкальной  основой государственного гимна  Российской Федерации. Учреждены Глинкинские премии (М. П. Беляевым; 1884-1917), Государственная премия РСФСР имени Глинки (в 1965-90); проводится конкурс вокалистов имени Глинки (с 1960). 
Детство. Учеба в Благородном пансионе (1818-1822) 
   Глинка родился в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой). Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!». 
   В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822 вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. 
Начало самостоятельной жизни 
   После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823 он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828). Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского(1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829 Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

Первое  заграничное путешествие (1830-1834) 
Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. В Италии композитор познакомился с В. Беллини, Ф. Мендельсоном и Г. Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Зиму и весну 1834 Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы. 
Пребывание в России (1834-1842) 
   Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева. Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. 
   В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Весну и лето 1838 Глинка провел на Украине, отбирая певчих для капеллы. Среди новичков оказался и С. С. Гулак-Артемовский— впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем». По возвращении в Петербург Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Кукольников, где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали И. К. Айвазовский и К. П. Брюллов, оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. На стихи Н. Кукольника Глинкой был написан цикл романсов «Прощание с Петербургом» (1840). Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы. 
   Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было — из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений «Руслана» побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом. 
   В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)  

 Весной 1844 Глинка  отправился в новое заграничное  путешествие. Пробыв несколько  дней в Берлине, он остановился  в Париже, где встретился с  Берлиозом, который включил в  свою концертную программу несколько  сочинений Глинки. Выпавший на  их долю успех натолкнул композитора  на мысль дать в Париже благотворительный  концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845. Концерт был высоко оценен  прессой. 
   В мае 1845 Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонской хоты» (1845) и «Воспоминаний о летней ночи в Мадриде» (1848, 2-ая редакция — 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором П. И. Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка». 
Последнее десятилетие 
   Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. 
   В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры. 
Глинка и Пушкин. Значение Глинки 
   «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества,... оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — так писал известный критик В. В. Стасов. 
   В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.
 

Биография, история жизни  Хачатуряна Арама Ильича

ХАЧАТУРЯН Арам Ильич (1903-1978), российский и армянский композитор, народный артист СССР (1954), академик АН Армении (1963), Герой Социалистического  Труда (1973), доктор искусствоведения. 
В мелодически щедрых, ритмически импульсивных произведениях Хачатуряна тональная система европейской музыки органически слилась с восточной ладовостью. Балеты «Гаянэ» (1942) и «Спартак» (1954), 3 симфонии (1934-47), концерты для фортепьяно (1936), скрипки (1940) и виолончели (1946) с оркестром, музыка к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1941). Профессор Московской консерватории, Музыкально-педагогического института им. Гнесиных (с 1951). Выступал как дирижер. Ленинская премия (1959), Государственная премия СССР (1941, 1943, 1946, 1950, 1971).  

 ХАЧАТУРЯН Арам  Ильич [24 мая (6 июня) 1903, Тифлис, ныне  Тбилиси — 1 мая 1978, Москва], российский  и армянский композитор. 
   Сын переплетчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса — культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по композиции у М. Ф. Гнесина). В 1929-34 учился в Московской консерватории у Н. Я. Мясковского. 
   Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, — пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано — обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом. Самый плодотворный период биографии композитора пришелся на середину и вторую половину тридцатых годов. Крупные оркестровые произведения этого времени — Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940) — заставили говорить о нем как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рожденных советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению Б. Асафьева ) яркостью и сочностью красок. Среди крупных партитур Хачатуряна, созданных после 1940, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942), навеянная событиями войны Вторая симфония (1943) и балет «Спартак» (первая постановка 1956). С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, т. к. его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах — таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искрометный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» — неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.С 1950 Хачатурян преподавал композицию в Институте им. Гнесиных, с 1951 — также в Московской консерватории. Выступал как дирижер, исполняя собственную музыку. В 1959 удостоился Ленинской премии. Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям.

Информация о работе Биография, история жизни Глинки Михаила Ивановича