Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:51, реферат
Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий ("Народная азбука" Столпянского, изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя, изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян Васнецов с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества ("С квартиры на квартиру", 1876, "Военная телеграмма", 1878,- обе в Третьяковской гал.).
Биография Васнецова
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович [3(15). 5.1848, с.
Лопьял - 23.7.1926, Москва], русский живописец.
Учился в Петербурге в Рисовальной школе
Общества поощрения художеств (1867-68) у
И. Н. Крамского и в АХ (1868-75), действительным
членом которой стал в 1893.
С 1878 член Товарищества передвижников.
Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил
в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял
рисунки для журналов и дешёвых народных
изделий ("Народная азбука" Столпянского,
изд. в 1867; "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя,
изд. в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими
жанровыми картинами, тщательно написанными
преимущественно в серовато-коричневой
цветовой гамме. В сценках уличной и домашней
жизни мелких купцов и чиновников, городской
бедноты и крестьян Васнецов с большой
наблюдательностью запечатлел различные
типы современного ему общества ("С
квартиры на квартиру", 1876, "Военная
телеграмма", 1878,- обе в Третьяковской
гал.).
В 1880-е гг., оставив жанровую живопись,
создавал произведения на темы национальной
истории, русских былин и народных сказок,
посвятив им почти полностью всё своё
дальнейшее творчество. Одним из первых
русских художников обратившись к русскому
фольклору, Васнецов стремился придать
эпический характер своим произведениям,
в поэтической форме воплотить вековые
народные идеалы и высокие патриотические
чувства.
Васнецов создал картины "После побоища
Игоря Святославича с половцами" (1880),
"Алёнушка" (1881), проникнутая искренней
поэтичностью, "Иван-царевич на сером
волке" (1889), "Богатыри" (1881-98), исполненные
веры в богатырские силы народа, "Царь
Иван Васильевич Грозный" (1897, все в
Третьяковской гал.).
С общей направленностью станковой живописи
Васнецова 1880- 1890-х гг. тесно связаны его
работы для театра. Отличающиеся народно-поэтическим
складом декорации и костюмы к пьесе-сказке
"Снегурочка" А. Н. Островского (поставлена
в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882)
и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова
(в Московской частной русской опере С.
И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам
Васнецова,- пример творческой интерпретации
подлинного археологического и этногр
материала,- оказали большое влияние на
развитие русского театрального-декорационного
искусства в конце 19 - нач. 20 вв. Пейзажные
фоны произведений Васнецова на сказочные
и исторические темы, проникнутые глубоко
национальным ощущением родной природы,
то замечательные лирической непосредственностью
её восприятия ("Алёнушка"), то эпические
по характеру ("После побоища Игоря
Святославича с половцами"), сыграли
важную роль в развитии русской пейзажной
живописи.
В 1883-85 Васнецов выполнил монументальное
панно "Каменный век" для Исторического
музея в Москве, в 1885-96 большую часть росписей
Владимирского собора в Киеве. В росписях
Владимирского собора Васнецов пытался
внести духовное содержание и эмоциональность
в традиционную систему церковной монументальной
живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла
в полный упадок. Живопись Васнецова в
зрелый период, отличаясь стремлением
к монументально-декоративному художественному
языку, приглушённому звучанию обобщённых
цветовых пятен, а порой и обращением к
символике, предвосхищает позже получивший
распространение в России стиль "модерн".
Васнецов исполнил также ряд портретов
(А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883;
оба - в Третьяковской гал.), иллюстрации
к "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина
(акварель, 1899, Литературный музей, Москва).
По его рисункам сооружены церковь и сказочная
"Избушка на курьих ножках" в Абрамцеве
(под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской
гал. (1902). В советское время Васнецов продолжал
работать над народными сказочными темами
("Бой Добрыни Никитича с семиглавым
Змеем Горынычем", 1918; "Кащей Бессмертный",
1917-26; обе картины - в Доме-музее В. М. Васнецова
в Москве).
БСЭ, «Брокгауз и Ефрон»