Биография Жан-Жоржа
Новерра.
Дата
рождения: 29 апреля 1727 Место рождения:
Париж, Франция Дата смерти:
19 октября 1810 Место смерти:
Сен-Жермен-ан-ле, Франция
Жан-Жорж Новерр - это французский балетный
танцор, хореограф и теоретик балета, создатель
балетных реформ. Считается основоположником
современного балета. День его рождения
29 апреля по решению ЮНЕСКО с 1982 года отмечается
как международный день танца.
Среди его педагогов были знаменитый французский
балетный танцор Луи Дюпре и танцор Королевской
академии музыки Франсуа-Робер Марсель.
Первое выступление состоялось в Фонтенбло
при дворе французского короля Людовика
XV-было это, в 1742 году или в 1743 году. После
удачного дебюта Новерр сразу получил
приглашение в Берлин от принца Генриха
Прусского. По возвращении в Париж он был
принят в балетную труппу при театре Опера-Комик,
а вскоре, в 1748 году, женился на актрисе
и танцовщице Маргарите-Луизе Совёр. В
1748 году, когда театр Опера-Комик в очередной
раз закрылся (это было связано с финансовыми
осложнениями, которые этот театр неоднократно
переживал), Новерр отправился по театрам
городов Европы и до 1752 года выступал в
Страсбурге и Лионе, а затем уехал в Лондон,
где провел два года в труппе британского
актёра Дэвида Гарика, дружбу с которым
он сохранит на всю жизнь и которого будет
называть «Шекспиром в танце». Работая
там, Новерр пришел к мысли о создании
отдельного большого танцевального спектакля,
независимого от оперы, в состав которой
балет танец ранее входил в виде бессодержательного
балетного фрагмента; он продумывал серьёзную
танцевальную тематику и разрабатывал
танцевальную драматургию, приходя к мысли
о создании балетного законченного представления
с развивающимся действием и характерами
персонажей. В 1754 году он вернулся Париж,
в опять открывшийся Опера-Комик и в тот
же год создал свой первый большой балетный
спектакль «Китайские праздники». Затем
судьба вновь забросила его в Лион, где
он прожил с 1758 и 1760 гг. Там Новерр поставил
несколько балетных спектаклей и опубликовал
свой главный теоретический труд «Записки
о танце и балете»-он осмыслил весь предыдущий
балетный опыт и охватил все аспекты современного
ему танца; он разрабатывал теоретические
задачи пантомимы, обогащая современный
ему балет новыми элементами, дающими
возможность вести самостоятельный сюжет;
он ввел новый балетный термин pas d’action-действенный
балет; требуя отмены театральных масок
у танцоров, он тем самым способствовал
большей выразительности танца и понимая
его у зрителя; он уходил от балета как
вычурного танца самого по себе, жившего
в других видах театрального искусства,
вызвав резкую критику приверженцев старых
танцевальных устоев. Он писал: «Театр
не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо
изгонять со сцены решительно все, что
может ослабить интерес, и выпускать на
нее ровно столько персонажей, сколько
требуется для исполнения данной драмы.
… Композиторы, в большинстве своем, все
ещё, повторяю, держатся старинных традиций
Оперы. Они сочиняют паспье, потому что
их с такой грацией „пробегала“ м-ль Прево,
мюзетты, потому что некогда их изящно
и сладостно танцевали м-ль Салле и г-н
Демулен, тамбурины, потому что в этом
жанре блистала м-ль Камарго, наконец,
чаконы и пассакайли, потому что они были
излюбленным жанром знаменитого Дюпре,
наилучшим образом соответствуя его склонности,
амплуа и благородной фигуре. Но всех этих
превосходных артистов ныне уже нет в
театре…». Главным выразительным средством
балетов Новерра стала пантомима — до
него, вплоть до середины XVIII в. актеры
балета-пантомимы выходили на сцену в
масках, порой пантомима даже заменяла
оперные арии, но никогда до Новерра не
несла основной своей собственной смысловой
нагрузки. У Новерра мимика была подчинена
танцам, которые, по его мнению, должны
заключать в себе драматическую мысль.
Эта большая теоретическая работа впоследствии
выдержала множество переизданий и была
переведена на европейские языки: английский,
немецкий, испанский, а затем и на другие.
Позднее этот труд вышел в 4 томах в Петербурге
в 1803—1804 гг. под названием «Письма о танце»
- книга стала известна и издана в России
благодаря его ученику Шарлю Ле Пику, приглашенному
в Петербург в 1787 в качестве первого танцора,
а затем и хореографа. С тех пор в России
было несколько изданий на русском языке,
книга переиздается вплоть до настоящего
времени. Известный русско-французский
балетный деятель Б. Кохно через много
лет сказал о Новерре и Ле Пике: «Новер
преобразил танец своей эпохи, а его балет-пантомима
достиг России благодаря его ученику Ле
Пику».
В 1760 году Новерр приглашается в Штутгарт,
где провел семь лет и где его учеником
стал впоследствии выдающий танцор и хореограф,
будущий пропагандист творчества и идей
Новерра Шарль Ле Пик. В Штутгарте герцог
Карла II Вюртембергского, большой знаток
и любитель театра, создал для служителей
искусств свободную творческую обстановку,
что привлекло много талантливых людей:
музыкантов, артистов, художников. 11 февраля
1763 года ко дню рождения герцога Новерр
поставил балет на музыку Ж.Родольфа, тоже
жившего в Штутгарте, «Ясон и Медея», где
воплотил свои основные балетные реформы.
Отказавшись от несуразных больших париков
и закрывавших лицо масок, Новерр впервые
ввел в балет пантомиму. В премьерном спектакле
среди основных исполнителей были заняты:
Нэнси Левьер (Медея), Гаэтано Вестрис
(Ясон), Анджиоло Вестрис (Креон), Шарль
Ле Пик (Ээн), Мари-Мадлен Гимар (Креуза).
Эта постановка стала революционной в
хореографии и имела такой большой успех,
что в Европе началось постепенное освоение
реформ Новерра. К нему устремились ученики
и почитатели, желавшие с ним работать.
К 1764 году Новерр руководил труппой из
пятнадцати солистов и кордебалета из
двадцати трех мужчин и двадцать одной
женщины.Через семь лет Наверр переехал
в Вену, оказавшись под протекцией будущей
королевы Марии-Антуанетты, назначившей
его королевским балетмейстером. Там,
получив огромную свободу в постановках,
он смог реализовать свои многочисленные
идеи по реформаторству в балете, сочинив
и поставив множество балетных представлений.
Он сам впервые ввел пантомиму в своем
балете «Медея и Ясон» на музыку Ж.-Ж. Родольфа
в 1763 году. Затем он поставил большую пантомимическую
постановку в несколько актов на сюжет
«Семирамиды» Вольтера. Он привлек к сотрудничеству
разных композиторов, в том числе Глюка,
с которым создал несколько балетных композиций.
В 1775 году Мария-Антуанетта, став к этому
времени супругой дофина, а затем, с 1774
года, короля Франции Людовика XVI, повелела
Новерру прибыть в Париж и назначила его
первым балетмейстером в театре Оперы,
носившем тогда название Королевской
Академии музыки.
С 1778 года — член Французской королевской
академии танцев.
В 1776—1781 Новерр возглавлял балетную труппу
Парижской оперы, однако его замыслы встретили
сопротивление со стороны консервативной
труппы и завсегдатаев театра, не желающих
ничего менять. В 1781 году Новерр написал
свои разработки по строительству нового
зала Парижской Опера «Комментарий по
строительству зала». Борьба с труппой,
не желающей признавать новые веяния в
балете, отнимала много сил и времени;
занятый работой, Новерр покинул пост
в Парижской Опере (эту должность занял
его ученик и сподвижник Жан Доберваль)
и следующее десятилетие проводил преимущественно
в Лондоне, возглавляя балетную труппу
в театре «Друри-Лейн».
Все это время, где бы он ни находился,
он продолжал неистово работать: он не
только ставил балетные спектакли (Новерр
поставил свыше 80 балетов и большое число
танцев в операх.), он уделял огромное внимание
теории танцевального искусства, разрабатывая
и развивая его. Его имя стало широко известно,
и он находился в переписке с выдающимися
людьми своего времени, в том числе с Вольтером,
некоторые письма к которому сохранились
до настоящего времени. Новерр начал важную
работу над созданием балетного словаря.
Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Ле.
Там он готовил к изданию свой словарь,
который так и не успел довершить — 19 октября
1810 году он скончался.
Значение его
постановок Большинство его постановок
разрабатывали сюжеты о драматических
событиях и сильных страстях. Вслед за
Вольтером и Дидро Новерр проводил на
балетной сцене идею о подчинении долгу;
его эстетические воззрения тяготели
к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо естественным
чувствам и близости природе (например,
балет «Белтон и Элиза», композитор неизвестен,
первая половина 1770-х годов). Реформы Новерра
оказали решающее влияние на все дальнейшее
развитие мирового балета и стали основными
постулатами, это в первую очередь: взаимодействие
всех компонентов балетного спектакля,
логическое развитие действия и характеристик
действующих ли.
Он сам подвёл итог своему творчеству:
«Я разбил уродливые маски, предал огню
нелепые парики, изгнал стеснительные
панье и ещё более стеснительные тоннеле;
на место рутины призвал изящный вкус;
предложил костюм более благородный, правдивый
и живописный; потребовал действия и движения
в сценах, одушевления и выразительности
в танце; я наглядно показал, какая глубокая
пропасть лежит между механическим танцем
ремесленника и гением артиста, возносящим
искусство танца в один ряд с другими подражательными
искусствами, и тем самым навлек на себя
неудовольствие всех тех, кто почитает
и соблюдает старинные обычаи, какими
бы нелепыми и варварскими они ни были».
Литературные
труды
- приблизительно 1752 — «Теория и практика танца вообще, композиции балетов, музыки, костюма и декораций, сопутствующих ему»
- 1760 — «Записки о танце и балете», издано в Лионе и Штутгарте
- 1781 — «Комментарий по строительству зала».
- 1801 — «Два письма месье Новерра к Вольтеру» о Дэвиде Гарике.
- 1801 — «Записки об артисте на общественных празднествах»