Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:45, реферат
Совсем другие ноты звучат в картине "Жатва". В "Сумрачном дне" и "Возвращении стад" невольно притягивают взгляд огромные скалистые вершины, подчеркивающие томительное ощущение тревоги. Действие "Жатвы" происходит на фоне широкого пространства с пологими холмами. Все вокруг дышит покоем: поля, покрытые золотистыми колосьями, зелень деревьев, дома, виднеющиеся вдали, ровная поверхность морского залива с силуэтами парусников. Кажется, что воздух звенит от зноя, - настолько осязаемо переданы художником приметы жаркого дня, нечастого для холодной северной страны. Ничто не нарушает спокойной, размеренной работы жнецов и их отдыха.
Совсем другие ноты звучат в картине "Жатва". В "Сумрачном дне" и "Возвращении стад" невольно притягивают взгляд огромные скалистые вершины, подчеркивающие томительное ощущение тревоги. Действие "Жатвы" происходит на фоне широкого пространства с пологими холмами. Все вокруг дышит покоем: поля, покрытые золотистыми колосьями, зелень деревьев, дома, виднеющиеся вдали, ровная поверхность морского залива с силуэтами парусников. Кажется, что воздух звенит от зноя, - настолько осязаемо переданы художником приметы жаркого дня, нечастого для холодной северной страны. Ничто не нарушает спокойной, размеренной работы жнецов и их отдыха. В то же время в изображении людей, расположившихся в тени под деревом, чувствуется некоторый скептицизм автора. Запечатлев картину мира и гармонии, Брейгель как будто до конца не верит в возможность безоблачного человеческого счастья. Отсюда и легкая насмешка мастера над своими героями.
Искусство Нидерландов 16-го века
Картина Питера Брейгеля «Пейзаж с конькобежцами
и ловушкой для птиц». Утонувшая в сугробах
фламандская деревушка. Зимняя графика
деревьев — ярких и ажурных на фоне неба.
На льду замерзшей реки беззаботные человечки
катаются на коньках, прогуливаются, играют
во что-то, оживленно беседуют. За домами
открываются заснеженные просторы, то
тут, то там торчат из снега невысокие
деревца, и далеко-далеко на горизонте
едва видны высокие крыши города. Умиротворением
и беззаботностью веет от всей картины
— словно это какое-нибудь фламандское
«воскресенье», долгожданный отдых от
недельных трудов. Питер Брейгель Старший,
как никто другой из фламандских художников,
сочетал в себе талант пейзажиста и талант
миниатюриста. Страсть к пейзажу пробудила
в нем Италия, путешествуя по которой и
постигая идеи и эстетику Высокого Возрождения,
Питер Брейгель был очарован ее пронизанной
светом природой; страсть к детали воспитала
родная Фландрия, и каждый квадратный
сантиметр каждой его работы живет как
самостоятельная, выписанная с невероятной
тщательностью миниатюра. Ландшафтное
величие мироздания — и пестрая мозаика
человеческих фигур. «Пейзаж с конькобежцами
и ловушкой для птиц» — так называется
эта маленькая, выдержанная в изысканной
жемчужной гамме картина, написанная Питером
Брейгелем незадолго до смерти, в 1565 году.
Она пользовалась особенной популярностью,
и сегодня известно 127 ее копий, 45 из которых
принадлежат кисти Брейгеля Младшего,
сына художника. Пейзаж с ловушкой для
птиц. Где же ловушка? Признаться, не сразу
узнаешь ее в этой тяжелой двери, чуть
поднятой над землей, — под ней щедро рассыпано
зерно, а вокруг суетятся такие же, как
люди, беззаботные птицы. А где же птицелов?
Вряд ли среди этих человечков в ярких
одеждах: почти все они отвернулись от
нас, каждый увлечен чем-то своим, погружен
в свое занятие. В безмятежную музыку зимнего
дня вливается нотка тревоги. А может быть,
он ждет своего момента за этими деревьями
на переднем плане? Там, где находимся
мы, зрители, наблюдатели? А если теперь
перевести взгляд с птиц вновь на реку?
Не за этими ли человечками мы на самом
деле наблюдаем? Ведь Питер Шутник (так
прозвали Брейгеля современники) запечатлел
пейзаж с высокой точки зрения, зачем-то
поднял нас над происходящим, и мы не можем
«войти» в картину, шагнуть на лед, словно
знаем, заметили что-то такое, чего не хотят
видеть конькобежцы. Брейгель не раз писал
реку, по которой люди — кто скользит,
кто идет, кто падает и встает, а кто и остановился.
Не раз писал реку человеческой жизни.
Однако в каждой картине этот символ обретает
новый смысл. Здесь река — западня, ловушка:
в любой миг лед может треснуть, и легкомысленные
фигурки не успеют спастись. Жизнь человека
хрупка и эфемерна. Как и жизнь птиц, не
подозревающих о ловушке
Охотники на снегу
Картину «Охотники на снегу» Питер Брейгель написал маслом по дереву в 1565 году. Картина Брейгеля является частью серии из шести картин, изображающих времена года (пять из них, включая картину «Охотники на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене. В картине «Охотники на снегу» зима под кистью художника предстает равниной, сияющей сплошной белизной нетронутого снега, открывающейся зрителю внезапно и с высоты, словно в полете; зеленовато-серое небо невольно хочется назвать небесным сводом: так оно величаво, холодно и спокойно. В композиции картины «Охотники на снегу» использован типичный для живописи Брейгеля прием – высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. Художник и философ-живописец, Питер Брейгель сумел передать гармоничное единство мира: мощь, величественность природы — и прелесть домашнего очага, повседневных дел частного человека. Перед зрителем разворачивается панорама прекрасного, гармонично устроенного уголка мира, на мгновение выхваченного из действительности, погружённого в тишину зимнего дня: застыли на месте охотники, смолк лай собак, в небесной вышине будто замер в свободном полёте орёл. Но завораживающая тишина обманчива: зритель ощущает себя как бы на грани пробуждения, и вот он уже готов стать соучастником происходящего на полотне, устремиться вслед за охотниками вниз к подножию холма. Картина «Охотники на снегу» Питера Брейгеля признана одним из величайших шедевров мировой пейзажной живописи