Бронзовый век на
Ближнем востоке России .
В начале бронзового
века западные районы Курской
области занимали носители среднеднепровской
культуры, а восточные и юго-восточные
- племена катакомбной культуры,
получившие свое название по
характерному обряду захоронения.
В одной из стенок могилы
выкапывали пещеру-катакомбу, в которую
помещалось густо обсыпанное
красной охрой тело покойного.
Рядом с умершим ставили сосуды с пищей,
клали орудия труда и оружие. Вход в катакомбу
закладывался дубовыми плахами или каменными
плитами, яму засыпали землей, а сверху
возводили курган. Несколько катакомбных
курганов было исследовано в 1891 г. у с.
Воробьевки (современный Золотухинский
район) профессором Санкт-Петербургского
университета Д.Я. Самоквасовым. В самом
большом кургане (высота 8,5 м, диаметр 108
м) был обнаружен деревянный тлен и лежащий
на левом боку в неудобной позе, скелет
мужчины, рядом с которым помещались обломки
двух сосудов и зуб животного. Под черепом
погребенного находился бронзовый наконечник
копья. При раскопках одного из соседних
курганов было обнаружено еще два катакомбных
погребения.
Еще одно катакомбное
погребение было обнаружено в
1936 г. при строительных работах
в центре Курска. На глубине
двух метров располагалось парное
погребение мужчины и женщины.
Их тела были покрыты красной охрой, в
состав погребального инвентаря входили
молоточковидные булавки, скреплявшие
одежду погребенных, и небольшой сосуд.
Интересная находка,
относящаяся к катакомбной культуре, была
сделана крестьянами д. Скакун (современный
Касторенский район) в 1891 г. При добыче
торфа на глубине около двух метров они
наткнулись на клад литейщика, который
состоял из четырех массивных бронзовых
топоров обычной формы с низкой втулкой
на конце, двух бронзовых долот
и тонкой бронзовой пластинки с расширенным
концом. Выкупленные у крестьян предметы
были переданы в Императорский Российский
Исторический Музей (Москва).
В середине II тысячелетия до н.э.
на восток страны начали проникать племена
абашевцев и, чуть позднее, - носители срубной
археологической культуры. Катакомбники
были истреблены или изгнаны, а абашевцы
влились в ряды срубников и были ими ассимилированы.
На протяжении всего позднего бронзового
века соседями срубников были обитавшие
по берегам Сейма представители сосницкой
(Ил, Сосницкое жилище) и жившие на Псле
племена бондарихинской археологических
культур. Принадлежавшая бондарихинцам
постройка была исследована М.Б. Щукиным
у с. Картамышево (Беловский р-н). Жилище
было практически наземным, заглубленным
лишь на 10-20 см, поэтому его очертания удалось
проследить лишь по темному пятну и рядам
столбовых ямок глубиной 20 см и диаметром
20-30 см. В двух ямках сохранились остатки
оснований обугленных деревянных столбов.
Два золистых пятна в пределах жилища
возможно были следами открытых очагов.
Судя по расположению столбов, постройка
имела двухскатную крышу.
Бронзовый век Европейской
России
Среднестоговская культура
(Дон и Днепр), древнеямная, катакомбная,
срубная (Волга и ее течение), афанасьевская
(степи Алтая), карасукская. Было скотоводство
в подвижных формах. Древнеямная культурно-историческая
общность (сер.3 – нач.2 тыс.) – от Южного
приуралья до Балкано-Дунайской области.
Особенности погребального обряда и керамики.
9 вариантов этой культуры. Древнеямный
курган – характерная черта, показатель
новых идеологических представлений,
«степной психологии». Покойников хоронили
в ямах на спине с поднятыми коленями,
головой на восток. Инвентарь отсутствует
или очень беден. Сосуды круглодонны или
остродонны, орнамент зонален. Древнеямные
племена - переносчики и распространение
важнейших достижений, которыми до этого
обладали отдельные земледельческие центры.
Взаимодействия с майкопской и трипольской
культурами. Накопление богатства в родах
и племенах, межродовые столкновения.
Производящая экономика способствовала
расслоению, в некоторых курганах находят
повозки (признак военных отрядов). Полное
утверждение патриархата. Катакомбная
(2000-1600 гг. до н.э.). Носители этой культуры
вытеснили ямников с большей части их
территории. Территория от Волги до Днепра
и от Крыма до Курска. Различают 5 или 6
самобытных культур. Их объединяют обряд
погребения, керамика, синхронность развития
и несомненные связи. Отдельные культуры
имеют разное происхождение. Погребение
– могильная яма с ответвлением в сторону
(катакомбой). Покойника клали лицом к
входу в скорченном положении. Инвентарь:
посуда, украшения, орудия труда, кости
животных. Поселения – на речных мысах.
Основа хоз-ва – скотоводство. Изделия
сделаны из кавказской мышьяковистой
бронзы. Большое имущественное расслоение
в погребениях, захоронения вождей.
Однако ещё большее значение
в эту эпоху имел Кавказ с его богатой
рудной базой. Кавказ был одним из крупнейших
металлургических центров Евразии, снабжавшим
на рубеже 3—2-готысячелетия до н. э. медными
изделиями степные районы Восточной Европы.
В 3-м тысячелетии до н. э. Закавказье было
областью распространения оседлых земледельческо-скотоводческих
общин — носителей так называемой
куро-аракской культуры, в ряде отношений
связанной с древнейшей культурой бронзы
М.Азии. С середины 3-го тысячелетия и до
конца 2-го тысячелетия до н. э. на Северном
Кавказе процветали культуры скотоводческих
племён с богатыми захоронениями вождей
(Майкопская культура, Северокавказская
культура). В Закавказье — оригинальная
культура с расписной керамикой — триалетская
культура 18—15 вв. до н. э. Во 2-м тысячелетии
до н. э. Закавказье было центром высокоразвитой
металлургии бронзы, весьма сходной с
производством хеттов и Ассирии. На Северном
Кавказе в это время была распространена
северокавказская культура, развивавшаяся
в контакте с катакомбной культурой, а
на Западном Кавказе — культура дольменов.
Во 2-йполовине 2-го тысячелетия до н. э.
— начале 1-го тысячелетия до н. э. на базе
предшествующих культур эпохи средней
бронзы складываются новые культуры с
высоким уровнем металлургии: в Грузии,
Армении и Азербайджане — Центрально
закавказская археологическая культура,
в Западной Грузии — Колхидская культура,
на Центральном Кавказе — Кобанская культура,
на Северо-Западном — прикубанская, в
Дагестане и Чечне — Каякентско-хорочоевская
культура.
В последней четверти 2-го тысячелетия
до н. э. в Южной Сибири, Забайкалье,
на Алтае и частично в Казахстане
распространяются типы бронзовых орудий
и оружия, которые особенно характерны
для карасукской культуры Алтая и Енисея
и местной (т. н. гробничной) культуры Забайкалья.
Они же известны в культурах Монголии,
Северного и Центрального Китая эпохи
Инь и Чжоу (14—8 вв. до н. э.).
Бронзовый век выделяется как
особая ступень в истории культуры ещё
в античные время. С тех пор много изучали
и все еще изучают эту эпоху, пытаясь открыть
новые детали развития человечества. Археологи
исследуют археологические культуры Бронзовый
век с позиций исторического материализма.
Выясняется экономическое и социальное
развитие тех обществ, особенности общественной,
политической. и культурной жизни древних
племён и народов, их взаимоотношения,
передвижения и дальнейшая судьба.
Орудия раннего бронзового века Европы.
Орудия развитого бронзового века Европы.
Статуэтка и печати времени Намазга V.
Золотой кубок и расписной сосуд из погребения в Триалети. Грузия.
Предметы из катакомбных погребений юга бывшего
СССР.
Глиняные сосуды и бронзовые орудия срубной культуры.
Глиняные сосуды и бронзовый топор фатьяновской культуры.
Большая советская энциклопедия.
— М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.