Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:31, реферат
Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с особенной силой в «расколе».
17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.
Русское искусство первой
трети 19 века.
В художественной жизни страны по-прежнему
значительна роль петербургской Академии
художеств. Академия участвует как инициатор,
исполнитель или куратор почти во всех
художественных начинаниях эпохи: от создания
архитектурных ансамблей до развития
станковой печатной графики. В то же время
Академия как официальное учреждение
проводила правительственную политику
в области искусства.
Очень высокий уровень профессиональной
подготовки академистов - выпускник Академии
превосходно владел методом работы с натуры
и обладал развитым композиционным мышлением.
Творческое становление молодых художников
происходило, с одной стороны, на основе
глубоких профессиональных знаний и возвышенных
представлений о целях искусства, а с другой
— в борьбе с той регламентацией в искусстве,
которую насаждала чиновная часть Академии,
отражавшая взгляды ортодоксальных общественных
кругов.
Основные стили этого времени - высокий
классицизм и романтизм.
КЛАССИЦИЗМ.
Главенствующим стилем для русской архитектуры
и скульптуры в этот период является по-прежнему
классицизм. В первой трети столетия он
вступает в новую фазу, именуемую зрелым,
или высоким классицизмом; в научной литературе,
особенно в литературе начала XX века, его
именуют и русским ампиром.
В основе высокого классицизма лежат принципы
монументальности, простоты и логической
ясности художественного образа, которые
были присущи и классицизму XVIII столетия,
но теперь развитие этих черт достигло
кульминации.
Скульпторов и зодчих все более привлекает
гражданственная героика античного мира.
В архитектуре часты обращения к суровому
лаконизму греческого дорического или
тосканского ордеров.
РОМАНТИЗМ
Проявление романтизма было наиболее
плодотворным в живописи и графике.
В архитектуре и скульптуре первой трети
XIX столетия распространение романтических
мотивов более ограничено.
В центре внимания романтизма - человеческая
личность, значительная в силу своих собственных,
а не сословных достоинств, освобожденная
от феодальных пут личной зависимости
человека от человека.
Расцвет самых различных форм портрета
в изобразительном искусстве романтизма.
Внутренний мир героя и образ той идеальной
среды, в которой он может найти проявление,
романтики противопоставляют неполноценности
окружающей социальной действительности.
Не находя в настоящем воплощения своих
идеалов, романтики искали их в примерах
активной современной борьбы за социальную
и национальную свободу, в истории человечества,
и прежде всего в истории своего народа.
Обильную пищу дает романтику и мир фантастики,
сфера религиозных и эстетических идеалов,
девственная природа и жизнь людей не
затронутых цивилизацией.
Расцвет исторической картины, интерес
к сюжетам, подчерпнутым из народного
эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу,
сюжетам, отражающим экзотику современного
Востока.
Увлечение искусством прошлого - европейской
живописью XVII века, проторенессансной
и ренессансной художественной культурой,
искусством Древнего Востока.
В русской культуре первой половины XIX
века романтизм имеет свою специфику -
вера в просветительские идеалы разума,
прогресса, элементарных прав личности—
все это было еще актуальным в русской
общественной жизни первой половины столетия.
Развитие романтических идеалов в русской
культуре можно условно разделить на два
этапа. Первый из них падает на первую
треть века.
Круг романтических идеалов этого времени
в значительной степени определен и гуманистическим
пафосом эпохи, ознаменованной антинаполеоновскими
войнами начала столетия.
Стилевые особенности романтизма как
художественного направления здесь значительно
менее отчетливы, нежели в искусстве некоторых
стран Западной Европы.
Часто романтические черты художественного
образа сочетаются с его классицистической
основой. Во многих проявлениях русский
романтизм этого времени близок сентиментализму.
Очень велика доля непосредственного
восприятия окружающей действительности.
Элементы романтизма различимы даже, в
наиболее традиционном виде русской живописи
этого времени - в исторической картине,
где они смягчают жесткость изобразительных
канонов и обнаженность моральных тезисов
классицизма, здесь начинает проявляться
свойственное романтическому миропониманию
требование исторической верности изображения.
- более всего романтизм в это время проявил
себя в портрете. С романтическим утверждением
неповторимой индивидуальности духовного
мира каждого человека связан расцвет
камерных форм портрета.
Лирическая поэтика портрета начала столетия
— яркое выражение гуманизма пушкинской
эпохи. Характерно пристрастие художников
этого времени к автопортрету, столь типичное
для общеевропейского романтизма.
В романтическом портрете нашли дальнейшее
развитие и сентименталистские представления
о внесословной ценности человеческой
личности.
Особенно существенна была роль романтизма
в формировании О. А .Кипренского, А. О.
Орловского, менее отчетливо, хотя и вполне
ощутимо, воздействие романтизма на творчество
А. Г .Венецианова, А. Г. Варнека, В. А. Тропинина.
Романтизм нашел воплощение и в пейзаже.
От «героического» пейзажа русского классицизма,
насыщенного изображениями исторических
и природных достопримечательностей,
он открывает путь к поэзии естественного
вида местности Примеры можно почерпнуть
в творчестве Сильвестра Щедрина Именно
противопоставляя «историческому» пейзажу
классицизма романтическую поэзию современного
облика «волшебных краев полуденной земли»,
он пришел к пониманию задач пейзажного
жанра как поэтического портрета конкретной
местности.
АРХИТЕКТУРА.
Период исключительного размаха русского
градостроительства.
Основное внимание обращается на возведение
общественных — гражданских и административных
зданий, строящихся с тем расчетом, чтобы
формировать центр общественной жизни
того или иного района города. Церковные
и дворцовые сооружения оказываются подчиненными
требованиям единой архитектурной композиции
того городского района, в котором они
размещены.
Исключительно высоко развитая форма
синтеза архитектуры и скульптуры; в стилистическом
единстве с ними выступают декоративная
живопись и прикладное искусство. Крупнейшие
архитекторы первой трети века планируют
для своих сооружений общий характер скульптурного
и живописного декора, убранство интерьера:
драпировки, мебель, светильники.
В сооружении подчеркивается объем здания,
мощь гладких глухих стен. Отдельные элементы
ордера укрупняются: колоннады, оконные
проемы и арки порой получают гиперболизированное
почти титаническое звучание. Стремясь
к большей образной выразительности, архитекторы
иногда отступают от ордерных форм.
В архитектуре высокого классицизма существенную
роль играет цвет; она, как правило, двухцветна.
Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи
отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном
— желтом или сером - фоне оштукатуренных
стен.
К концу рассматриваемого периода в архитектуре
усиливаются черты величавости, праздничной
торжественности.
СКУЛЬПТУРА
Возрастает самостоятельность скульптуры
в ансамбле.
Сюжетный рельеф, скульптурная группа
и статуя более, чем это было в конце XVIII
века, обособляются от чисто декоративных
мотивов скульптурного убранства; они
обретают большую смысловую наполненность,
раскрывая те идеи и представления, которые
связаны с общественным назначением данной
постройки.
Замкнутая в своем силуэте лепнина и заключенный
в обрамление рельеф противопоставлены
спокойной глади стен;
Круглая скульптура, часто водруженная
на свободно стоящий постамент, тоже в
свою очередь, контрастирует с компактностью
архитектурного объема Все это подчеркивает
монолитную мощь сооружения в целом. Богатый
скульптурный декор строго подчинен единому
смысловому и пластическому ритму, благодаря
чему здание и его декор сливаются в единый
образ.
Героические идеалы эпохи определили
содержание скульптуры высокого классицизма.
Стремление к возвышенному образному
строю сочетается теперь с более обобщенной
трактовкой формы.
В скульптуре постепенно слабеют присущие
XVIII веку чувственное ощущение поверхности
предмета, «живописность» пластического
решения.
Особенной выразительности достигает
теперь силуэт, замкнутый и четкий, подчеркнуты
компактность объемной формы, лаконизм
скульптурных масс.
Соотношение художественных тенденции
эпохи было чрезвычайно сложным и подчас
противоречивым - стремление к простоте
и правде, заключающееся в самой эстетической
системе классицизма, рождало подлинную
человеческую глубину и жизненную убедительность
образа. В то же время стремление к непосредственной
передаче окружающего мира было активно
направлено против того сугубо отвлеченного,
схематического, что накапливалось в это
время в классицизме как художественном
направлении.
ЖИВОПИСЬ
Поиски героического и возвышенно-обобщенного
образа, стремление сблизить искусство
с жизнью, тесно связанное с общей демократизацией
культуры этой эпохи- эти искания шли в
тесном взаимодействии с классицизмом
и романтизмом. Стремление передать натуру в ее реальном
облике часто определяло главное в характере
художественного образа.
В живописи классицизм
проявил себя более всего в исторической
картине, но больших достижений здесь
не принес (Егоров, Шебуев, Иванов).
В портретном искусстве активное развитие
разнообразных форм дружеского, интимного
изображения. Человек рисуется здесь в
неповторимости своего душевного склада,
порою — в повседневном облике, в тех чертах,
которые наложила на него определенная
жизненная обстановка.(Кипренский, Тропинин,
Венецианов и его ученики). Отчетливы стремления к непосредственному
изображению действительности в пейзаже
(С. Ф. Щедрина).
В этот период происходит становление бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Бытовая тема утверждается в это время как изображение народной жизни, утверждается в раскрытии этической и эстетической значительности образа русского простолюдина (Тропинин, Венецианов и его ученики и последователи).