Церковь Рождества в Путниках в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 21:31, реферат

Описание работы

Это был сложный и противоречивый процесс, в котором наряду с рационалистическими тенденциями, с призывом использовать богатый опыт Запада имели место тенденции консервативные, заявившие о себе с особенной силой в «расколе».
17 столетие - период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства.

Файлы: 1 файл

REFERAT_Istoria_iskusstv_33.docx

— 173.29 Кб (Скачать файл)

 

Русское искусство первой трети 19 века. 
В художественной жизни страны по-прежнему значительна роль петербургской Академии художеств. Академия участвует как инициатор, исполнитель или куратор почти во всех художественных начинаниях эпохи: от создания архитектурных ансамблей до развития станковой печатной графики. В то же время Академия как официальное учреждение проводила правительственную политику в области искусства.  
Очень высокий уровень профессиональной подготовки академистов - выпускник Академии превосходно владел методом работы с натуры и обладал развитым композиционным мышлением.  
Творческое становление молодых художников происходило, с одной стороны, на основе глубоких профессиональных знаний и возвышенных представлений о целях искусства, а с другой — в борьбе с той регламентацией в искусстве, которую насаждала чиновная часть Академии, отражавшая взгляды ортодоксальных общественных кругов.  
Основные стили этого времени - высокий классицизм и романтизм.  
 
КЛАССИЦИЗМ.  
Главенствующим стилем для русской архитектуры и скульптуры в этот период является по-прежнему классицизм. В первой трети столетия он вступает в новую фазу, именуемую зрелым, или высоким классицизмом; в научной литературе, особенно в литературе начала XX века, его именуют и русским ампиром.  
В основе высокого классицизма лежат принципы монументальности, простоты и логической ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму XVIII столетия, но теперь развитие этих черт достигло кульминации.  
Скульпторов и зодчих все более привлекает гражданственная героика античного мира. В архитектуре часты обращения к суровому лаконизму греческого дорического или тосканского ордеров.  
 
РОМАНТИЗМ  
Проявление романтизма было наиболее плодотворным в живописи и графике.  
В архитектуре и скульптуре первой трети XIX столетия распространение романтических мотивов более ограничено.  
В центре внимания романтизма - человеческая личность, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств, освобожденная от феодальных пут личной зависимости человека от человека.  
Расцвет самых различных форм портрета в изобразительном искусстве романтизма.  
Внутренний мир героя и образ той идеальной среды, в которой он может найти проявление, романтики противопоставляют неполноценности окружающей социальной действительности.  
Не находя в настоящем воплощения своих идеалов, романтики искали их в примерах активной современной борьбы за социальную и национальную свободу, в истории человечества, и прежде всего в истории своего народа. Обильную пищу дает романтику и мир фантастики, сфера религиозных и эстетических идеалов, девственная природа и жизнь людей не затронутых цивилизацией.  
Расцвет исторической картины, интерес к сюжетам, подчерпнутым из народного эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу, сюжетам, отражающим экзотику современного Востока.  
Увлечение искусством прошлого - европейской живописью XVII века, проторенессансной и ренессансной художественной культурой, искусством Древнего Востока.  
В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику - вера в просветительские идеалы разума, прогресса, элементарных прав личности— все это было еще актуальным в русской общественной жизни первой половины столетия.  
Развитие романтических идеалов в русской культуре можно условно разделить на два этапа. Первый из них падает на первую треть века.  
Круг романтических идеалов этого времени в значительной степени определен и гуманистическим пафосом эпохи, ознаменованной антинаполеоновскими войнами начала столетия. 
Стилевые особенности романтизма как художественного направления здесь значительно менее отчетливы, нежели в искусстве некоторых стран Западной Европы.  
Часто романтические черты художественного образа сочетаются с его классицистической основой. Во многих проявлениях русский романтизм этого времени близок сентиментализму.  
Очень велика доля непосредственного восприятия окружающей действительности.  
Элементы романтизма различимы даже, в наиболее традиционном виде русской живописи этого времени - в исторической картине, где они смягчают жесткость изобразительных канонов и обнаженность моральных тезисов классицизма, здесь начинает проявляться свойственное романтическому миропониманию требование исторической верности изображения.  
- более всего романтизм в это время проявил себя в портрете. С романтическим утверждением неповторимой индивидуальности духовного мира каждого человека связан расцвет камерных форм портрета.  
Лирическая поэтика портрета начала столетия — яркое выражение гуманизма пушкинской эпохи. Характерно пристрастие художников этого времени к автопортрету, столь типичное для общеевропейского романтизма.  
В романтическом портрете нашли дальнейшее развитие и сентименталистские представления о внесословной ценности человеческой личности.  
Особенно существенна была роль романтизма в формировании О. А .Кипренского, А. О. Орловского, менее отчетливо, хотя и вполне ощутимо, воздействие романтизма на творчество А. Г .Венецианова, А. Г. Варнека, В. А. Тропинина.  
Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. От «героического» пейзажа русского классицизма, насыщенного изображениями исторических и природных достопримечательностей, он открывает путь к поэзии естественного вида местности Примеры можно почерпнуть в творчестве Сильвестра Щедрина Именно противопоставляя «историческому» пейзажу классицизма романтическую поэзию современного облика «волшебных краев полуденной земли», он пришел к пониманию задач пейзажного жанра как поэтического портрета конкретной местности.  
 
АРХИТЕКТУРА.  
Период исключительного размаха русского градостроительства.  
Основное внимание обращается на возведение общественных — гражданских и административных зданий, строящихся с тем расчетом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения оказываются подчиненными требованиям единой архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены.  
Исключительно высоко развитая форма синтеза архитектуры и скульптуры; в стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство. Крупнейшие архитекторы первой трети века планируют для своих сооружений общий характер скульптурного и живописного декора, убранство интерьера: драпировки, мебель, светильники.  
В сооружении подчеркивается объем здания, мощь гладких глухих стен. Отдельные элементы ордера укрупняются: колоннады, оконные проемы и арки порой получают гиперболизированное почти титаническое звучание. Стремясь к большей образной выразительности, архитекторы иногда отступают от ордерных форм.  
В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет; она, как правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном — желтом или сером - фоне оштукатуренных стен.  
К концу рассматриваемого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.  
 
СКУЛЬПТУРА  
Возрастает самостоятельность скульптуры в ансамбле.  
Сюжетный рельеф, скульптурная группа и статуя более, чем это было в конце XVIII века, обособляются от чисто декоративных мотивов скульптурного убранства; они обретают большую смысловую наполненность, раскрывая те идеи и представления, которые связаны с общественным назначением данной постройки.  
Замкнутая в своем силуэте лепнина и заключенный в обрамление рельеф противопоставлены спокойной глади стен;  
Круглая скульптура, часто водруженная на свободно стоящий постамент, тоже в свою очередь, контрастирует с компактностью архитектурного объема Все это подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом. Богатый скульптурный декор строго подчинен единому смысловому и пластическому ритму, благодаря чему здание и его декор сливаются в единый образ.  
Героические идеалы эпохи определили содержание скульптуры высокого классицизма. Стремление к возвышенному образному строю сочетается теперь с более обобщенной трактовкой формы.  
В скульптуре постепенно слабеют присущие XVIII веку чувственное ощущение поверхности предмета, «живописность» пластического решения.  
Особенной выразительности достигает теперь силуэт, замкнутый и четкий, подчеркнуты компактность объемной формы, лаконизм скульптурных масс.  
Соотношение художественных тенденции эпохи было чрезвычайно сложным и подчас противоречивым - стремление к простоте и правде, заключающееся в самой эстетической системе классицизма, рождало подлинную человеческую глубину и жизненную убедительность образа. В то же время стремление к непосредственной передаче окружающего мира было активно направлено против того сугубо отвлеченного, схематического, что накапливалось в это время в классицизме как художественном направлении.  
 
ЖИВОПИСЬ  
Поиски героического и возвышенно-обобщенного образа, стремление сблизить искусство с жизнью, тесно связанное с общей демократизацией культуры этой эпохи- эти искания шли в тесном взаимодействии с классицизмом и романтизмом. Стремление передать натуру в ее реальном облике часто определяло главное в характере художественного образа.  
      В живописи классицизм проявил себя более всего в исторической картине, но больших достижений здесь не принес (Егоров, Шебуев, Иванов).  
В портретном искусстве активное развитие разнообразных форм дружеского, интимного изображения. Человек рисуется здесь в неповторимости своего душевного склада, порою — в повседневном облике, в тех чертах, которые наложила на него определенная жизненная обстановка.(Кипренский, Тропинин, Венецианов и его ученики). Отчетливы стремления к непосредственному изображению действительности в пейзаже (С. Ф. Щедрина).

В этот период происходит становление бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Бытовая тема утверждается в это время как изображение народной жизни, утверждается в раскрытии этической и эстетической значительности образа русского простолюдина (Тропинин, Венецианов и его ученики и последователи).


Информация о работе Церковь Рождества в Путниках в Москве