Черты инициации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:40, доклад

Описание работы

В них проявляется прежде всего стихийное стремление племени к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Подрастающую молодежь надо ввести в нормы племенной жизни; мальчиков-подростков обучить обычаям, охотничьим навыкам, подчинению старейшинам, брачным правилам; девушек — порядкам брачно-семейной жизни

Файлы: 1 файл

СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ ИНИЦИАЦИИ.docx

— 17.48 Кб (Скачать файл)

СУЩЕСТВЕННЫЕ  ЧЕРТЫ ИНИЦИАЦИИ

В них проявляется прежде всего стихийное стремление племени к сохранению и воспроизводству сложившегося социального строя, к поддержанию установившихся форм возрастно-полового разделения труда. Подрастающую молодежь надо ввести в нормы племенной жизни; мальчиков-подростков обучить обычаям, охотничьим навыкам, подчинению старейшинам, брачным правилам; девушек — порядкам брачно-семейной жизни. Все это отливается в освященные традицией обычаи, которым придается подчеркнуто торжественный вид; посвятительные церемонии должны зримо и ощутимо отметить переход подростка в ранг взрослого члена племени.

Рассмотрим  существенные стороны возрастных инициации  у австралийцев.

наиболее  общими чертами его являются: 1) обязательность прохождения установленных обрядов  для всех членов племени в определенном возрасте; 2) обряды посвящения юношей резко отграничены от обрядов  посвящения девушек, они гораздо  более сложны и длительны, и с  ними связаны более важные религиозные  представления; 3) инициации юношей — дело всей общины и в конечном счете — всего племени; при этом в них участвуют обычно гости из других племен; 4) инициации юношей распадаются на несколько этапов и растягиваются на длительный срок в несколько лет; 5) существенные моменты инициации состоят из серии физических и моральных испытаний, долженствующих приучить юношу к жизни охотника и воина, к выносливости, твердости и дисциплине; 6) на время испытаний юноша изолируется, отделяется от семьи и особенно от женщин; 7) он подвергается ряду ограничений и запретов, особенно в пище; 8) юноше сообщают священные предания и верования племени и внушают повиновение обычаям и моральным предписаниям, в особенности в области половой жизни и в отношении к старейшим; 9) в связи с инициациями юношей устраиваются священные религиозно-магические церемонии; 10) инициации девушек более просты и скромны, они приурочиваются к моменту половой зрелости и состоят в ритуальной дефлорации и тому подобных обычаях, носящих характер пережитков группового брака, а также в изоляции и ограничениях. Наряду с этими общими чертами существуют характерные различия в посвятительном ритуале разных, областей Австралии, и эти различия позволяют восстановить эволюцию этой системы от наиболее примитивной до сравнительно модифицированной формы.

ИНИЦИАЦИИ У ЦЕНТРАЛЬНОАВСТРАЛИЙСКИХ ПЛЕМЕН

Здесь посвятительные обряды состоят из нескольких этапов, растягивающихся на очень  длительный срок — примерно от 10-летнего  до 25—30-летнего возраста; они включают в себя ряд физических испытаний  — обрезание, субинцизия и испытание огнем; перед глазами посвящаемых устраивают священные тотемические церемонии, разъясняя тайный их смысл и сообщая связанные с ними предания общины; юношам внушают повиновение обычаям, почтительность к старшим..

Но  чрезвычайно важен вот какой  факт: только первые, как бы предварительные  стадии посвятительного цикла проходят в рамках родовых общин; позднейшие и особенно заключительные стадии составляют дело всего племени, а в известной  мере — даже группы родственных  племен.

ИНИЦИАЦИИ У ЮГО-ВОСТОЧНЫХ ПЛЕМЕН АВСТРАЛИИ

по  самому своему содержанию инициации  юношей у юго-восточных племен тоже отличаются от соответствующих обрядов  центральноавст-ралийских племен: если там это содержание в основном связано с тотемическими верованиями, то здесь тотемические элементы отступают на задний план, на первое же место выдвигаются обряды общеплеменного культа. Отсюда вполне понятно, что образ патрона инициации в этих условиях поглотил черты тотемов и культурных героев и вырос до размеров племенного божества, становящегося постепенно предметом культа.

ИНИЦИАЦИИ У ОСТРОВИТЯН ТОРРЕСОВА ПРОЛИВА И НОВОЙ ГВИНЕИ

На  восточных островах Торресова пролива инициации носят заметно модифицированный сравнительно с австралийскими характер. Испытания физической выносливости, по-видимому, здесь исчезли, заменившись ритуальным помазанием особой смесью и купанием. Моральная сторона, напротив, сохранилась; юноше внушают правила поведения, повиновение племенным обычаям и необходимость соблюдения тайны верований от непосвященных, и в частности женщин. Самый драматический момент инициации состоит в запугивании посвященных страшными масками, изображающими духов; нарядившись в них, руководители обряда бьют юношей топорами и палицами, нанося им иногда серьезные повреждения.

Через церемонии посвящения проходят, по-видимому, все мальчики, за исключением тех, кто считается потомками «чужеземцев», переселившихся с других островов.

1) все мальчики, достигшие переходного  возраста, подвергаются ритуалу  «посвящения»; 2) «посвящение» состоит  в обязательной изоляции мальчиков,  особенно от женщин, в наложении  различных табу, в операции обрезания  и пр.; 3) ритуал и все принадлежности  строго табуированы для женщин  и непосвященных; имеются сведения, что женщину убивали даже за  то, что она случайно увидела  священную флейту, употребляемую  при инициации 1; 4) женщинам и всем непосвященным внушается, что посвящаемых мальчиков проглатывает дух-страшилище, который потом выплевывает их назад ;5) посвященным мальчикам строго внушается хранить в полной тайне от непосвященных все, связанное с обрядами; за разглашение тайны им тоже грозит смерть.

ИНИЦИАЦИИ У ОГНЕЗЕМЕЛЬЦЕВ

выступает одна и та же двойственность мифологических образов. источником всех моральных предписаний является одно и то же существо — небесный дух. Наряду же с ним в обоих ритуалах фигурируют страшные духи, представленные в особых масках. Духов этих довольно много, и каждый из них имеет свое имя. Главный из этих духов, Халпен, изображается как существо женского пола и обитает в земле; у него и находятся будто бы посвящаемые мальчики-во время инициации

ИНИЦИАЦИИ У ПИГМЕЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

Еще один пример системы инициации, опять-таки связанной с образом «божества», дают нам централь-ноафриканские пигмеи. В обычаях инициации у бамбути много сходного с «классической» австралийской формой, но много и своеобразного. Обряды совершаются над мальчиками в возрасте от 9 до 16 лет (группами, когда наберется достаточно кандидатов) ; длятся они от одного до трех месяцев; посвящаемые изолируются от женщин; обряды, происходящие в лесу, включают в себя операцию обрезания (как считают, заимствованную от соседних негритянских народов) и другие тяжелые физические испытания, моральные назидания, демонстрацию священных плясок и музыкальных инструментов (гуделки, трубы), которых не могут видеть женщины. Чисто религиозная сторона инициации состоит в том, что они связаны с верой в некоего лесного бога Торе. Торе — это как бы олицетворение охотничьей удачи, магических охотничьих способностей, к которым каждый мужчина должен приобщиться, чтобы стать охотником.

ПОЗДНЕЙШИЕ  ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ИНИЦИАЦИИ

С одной стороны, обряды посвящения как  всеобщие и обязательные обычаи, отмечающие переход мальчика или девочки  в старший возраст, сохраняются, но утрачивают серьезное общественное и культовое значение. Момент зрелости юноши или особенно девушки отмечается определенными обрядами, но лишь в  семейной обстановке или в узком  кругу родни; для девушек нередко  практикуются обычаи ритуальной изоляции, подчас очень тягостной для тех, кто ей подвергается , но не играющей важной роли в религии народа.

  • Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990

Информация о работе Черты инициации