Чешский танец: полька, фуриант, тальян и обкрочак

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:50, реферат

Описание работы

Что было в основе музыки привилегированных классов Чехии? На каких струнных и звуковых инструментах исполнялись народные песни и танцы? Какая плеяда композиторов вдохновлялась чешскими музыкой и танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность? Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности.

Файлы: 1 файл

Чешский танец.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Чешский танец

Полька, фуриант, тальян и обкрочак

Что было в основе музыки привилегированных классов Чехии? На каких струнных и звуковых инструментах исполнялись народные песни и танцы? Какая плеяда композиторов вдохновлялась чешскими музыкой и танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?

Возникновение песенно-танцевального  творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI—XIV веках музыкальная  культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой — рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.

Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее  добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.

На  основе народной музыки развивалась музыкальная культура и богатейшее танцевальное искусство. Народные песни и танцы исполнялись на струнных (лютня, чешский славник) и звуковых (гайда и дуда) инструментах. Жизнерадостная, мелодичная народная музыка вдохновляла не одно поколение чешских и словацких композиторов. Всемирной известностью пользуются имена Б. Сметаны, А. Дворжака, В. Новака, в основу многих произведений которых положены прекрасные народные песни и танцы. Чешские танцы необычайно разнообразны и значительно отличаются одни от других. Чешским танцам свойственны легкость, живость, но наряду с этим плавность, целомудрие.

Для некоторых  мужских танцев характерны широкие  тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Первоначальная форма всех чешских  танцев, обрядовых и не обрядовых  — круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и  смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.

Полька  – старинный чешский танец. Основное движение этого весёлого танца состоит из полушагов, соединённых приставкой. Самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко. Танец обычно открывается одной парой, его подхватывают вторая, третья и, наконец, танцуют все. Год создания: 1834 Полька - это веселый танец из Богемии, который танцуют то в открытой, то в закрытой позиции с ритмом 2/4. Полька по происхождению - чешский крестьянский танец из восточной Богемии (сейчас - часть Чехии). Исторические летописи Богемии утверждают, что танец был придуман сельской девушкой Анной Слезак (Anna Slezak) в городе Labska Tynice в 1834.

Как-то в воскресенье она слушала (или  сама пела) чешскую народную песню: "Strycek Nimra Koupil Simla" (Дядя Нимра купил Симлу - белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги "Madera" из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) - по чешски - "половина", в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре "Odeon" в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.

Из  народного чешского танца возникла бальная полька. Как это обычно бывает с танцем, имеющим большой и продолжительный успех, полька сильно повлияла на формирование бального репертуара. Появились полька-галоп, котильон, полька-мазурка. Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Танец видоизменяется, приобретая национальную окраску, но всегда в ней остаётся сочетание подвижности и силы мужского танца с кокетливой грациозностью женского. Существуют польки венгерская, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская.

Для большинства  чешских танцев очень типичны  вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки — на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка — правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» — плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.

На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.

Девушка вращается, а юноша как бы подкручивает ее. Для чешских танцев характерны движения польки, причем полька выполняется  по-разному: на подскоках, невысоко поднимая ноги от пола, на простых шагах и так далее. Кроме того, некоторые чешские танцы усложняются тем, что юноша, высоко подняв девушку, вращается вместе с ней, держа ее обеими руками за талию и вытягивая руки в локтях. Девушка, сильно согнув ноги, прижимает их к корпусу и наклоняется к юноше. Музыкальный размер чешских танцев: 2/4, 3/4, 3/8. Музыкальная и танцевальная фразы полностью совпадают. Иногда в одном танце встречаются различные музыкальные размеры.

Например, в танце «фуриант» сочетаются музыкальные размеры 2/4 и 3/4, причем вначале на три такта три раза движения выполняются на 2/4, затем  два раза на два такта — на 3/4. В «фурианте» нет канонизированной формы построения. Он может выполняться парами, тройками. В тех случаях, когда в танце участвуют трое, в середине находится юноша, по бокам — две девушки. Юноша поворачивает девушек к себе или от себя. В сценическом варианте танец может начать один юноша. Держа в руке кружку пива, он, широко переступая и слегка покачиваясь из стороны в сторону, может выполнять различного вида подскоки, «голубцы», широкое «па де бурре» по 2-й позиции, вызывая таким образом на танец других исполнителей. В танцах «тальян», «бублава», «сыкорка» ритм также меняется с 2/4 на 3/4.

Эти танцы  называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный  размер. В некоторых местах Чехии  в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами


Информация о работе Чешский танец: полька, фуриант, тальян и обкрочак