Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 18:52, реферат
Народный костюм – это яркий феномен чувашской национальной культуры. Он символизирует грандиозный путь древний культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Народный костюм вызывает в каждом человеке волнующие чувства красоты и прикосновения к вечности.
Введение
1. Чувашский народный костюм
2. История развитие чувашского народного костюма
3. Символика чувашского костюма
4. Чувашский костюм в современной жизни
5. Свадебный, Обрядовый костюм 18-20 века
6. Чувашский костюм в живописи 20 века
7. Современный чувашский костюм
8. Заключение
9. Список литературы
В XVIII-XIX веках костюм был един в своих основных формах, декоре и терминологии: он состоял из рубах кĕпе, «на которую накладывался своеобразный верхний слой» разнообразных украшений и вышитых принадлежностей.
В XVII-XIX веках множество чувашей в силу различных причин, прежде всего – из-за малоземелья и не желания принимать христианство – переселилось на «новые земли» Поволжья и Приуралья, значительно расширив зону проживания этноса.
В связи с тем, что поселение чувашей в другие края шло постепенно, этнокультурный облик каждой группы складывался своеобразным путем. Вне чувашского края они по-прежнему сохранили генетическое единство: духовную культуру и прочие традиции народного костюма.
Народный костюм – подлинный памятник древней чувашской культуры – сохранялся в различных губерниях России до начала XX века, и помогала воспроизводству в новых поколениях этнического самосознания, «чувашского духа». Со временем на разных территориях развивались новые формы костюма и более отчетливо выступали местные черты, что придавала чувашскому населению каждого региона неповторимое лицо.
Символика
Чувашского костюма
«Чуваши мастерски вышивают по счету шелком свои рубашки и такими трудными узорами, что даже дама, мастерица шитья по канве, полюбуется их работой».
Другим родом художественно-промышленной деятельности, интересуемей нами, в котором развернулись художественные силы женской половины чувашского народа, является украшение одежды вышивками.
Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в широком использовании геометрического орнамента, а также в особой декоративности, развитие которой было связано с назначением оберегать от злых духов, а затем стало украшать его одежду. Основные цвета вышивки – все оттенки красного – от темно-бордового до розово-красного и черный (часто все узоры обводились вышивкой черными нитками). Чувашскую вышивку чаще выполняли на белом фоне. Мастерицы красили пряжу сами. Применяли разнообразные красители – растительные (плоды, цветы, листья, стебли, корни растений, кора деревьев), минеральные (зола, сажа, глина), а также птичий помет, желчь и т.д.
Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения. Имея некоторое сходство в приёмах шитья, в мотивах орнамента, в колорите с вышивкой других народов Поволжья, чувашская вышивка, тем не менее, выделяется изумительной филигранностью, ибо выполняется по счету ниток. Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Рассмотрим каждый из них:
Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анат енчи кěскě и поясного наряда сарă и т. д.
Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кěскě, вышивке поясных подвесок, масмаков.
Гладьевым швом сплошь покрывалась поверхность вышиваемого участка ткани. При этом каждая вышитая нитка состояла из стежков, подобных росписи. Шов был двусторонним, имел различные формы, в том числе квадратики (чăрмалла), кирпичики (паклава), ромбики. Они встречались особенно на сурпанах, сарă, свадебных платках, покрывале невесты.
Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана.
Узоры на ткани можно не только вышивать, но и ткать. Одновременно, когда на ткацком станке изготавливали ткань, мастерицы из цветных ниток ткали узоры. Так, например, украшали концы полотенец.
В своей книге «Чувашская вышивка» Евгения Жачева описывает 31 шов и 36 их разновидностей. «Все же невозможно утверждать, что выявлены абсолютно все швы, ведь каждая вышивальщица имела свой неповторимый почерк, разрабатывала свои примеры».
Характерно для чувашской вышивки тонкое сочетание «плотных» и «редких» швов. Этим достигается не только особая декоративность, но и своеобразный ритм, создавая постепенные переходы от сочных цветовых акцентов украшений к белому полю рубашки.
Поразительна устойчивость техники, в которой выполнялись определенных частей одежды, традиционность размещения вышитых орнаментов. Всё здесь тонко продуманно, да и не удивительно, ибо, как писал В.В. Стасов, «каждая черточка тут имеет своё значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений». Рассмотрим манеру вышивания каждой части одежды с точки зрения, используемой символики:
Женские рубашки отличались богатой орнаментаций нагрудной части. Её украшали узоры сунтăх и кĕскĕ. Розетки кĕскĕ состояли из наложенных друг на друга спицеобразных фигур. Они вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кĕскĕ носит легкий, ажурный характер. Древнее смысловое значение связано с символом солнца. Узоры сунтăх имели форму ромба. Среди них большой интерес представляет сложный орнамент, имеющий асимметричную композицию, которая встречается только в вышивке рубашек замужней женщины. Орнамент сунтăх также является символом светил, небесного огня, небосвода, гор и древа жизни.
Природный дар и умение чувашских народных мастериц широко раскрылись в украшении набедренников – яркăч. Носили их как в праздничные дни, так и будни. Для исполнения узоров применяли шелковые и шерстяные нитки. Вышивка односторонняя, широко использовалась нашивка. Длинная бахрома, коричневого или синего цвета, обогащала яркăч, а при движении, играя на белом фоне рубашки, оживляла весь костюм женщины. Древнее смысловое значение узоров было связано с представлением о модели мира.
Узоры старинного мужского халата шупăр, размещаемые вокруг грудного разреза, на плечах, на груди, на спине, на рукавах, на подоле, подчинялись, как и на женской рубашке, единому композиционному строю. Но их орнаментальные мотивы почти не повторяли узоров женских одеяний. Шупăр вышивался односторонним швом по счету ниток. Фигуры орнамента напоминают изображения коней, растений, человеческих рук, которые часто сопровождаются символами «пахотной земли». Одной из особенностей украшения халатов являются также обилие в них знаков «огня», меандрообразных фигур, выполненных шелковыми нашивками.
Все своё умение, все свое мастерство вышивальщицы-девушки вкладывали в исполнение платка жениха – ςулăк. Девушка дарила платок жениху в день сватовства, выражая своё согласие выйти замуж, а также демонстрируя своё мастерство. Сложенный углом платок жених носил на шее до свадьбы. Орнамент вышивался двусторонним узором, украшался шелковой нашивкой и бахромой. Часто по углам четырёхугольной композиции помещались розетки кĕскĕ, обведенные нитками черного цвета. Благодаря этому приему орнамент на белом фоне домотканого холста приобретает четкость очертаний, выпуклость и смотрелся как причудливая мозаика.
Чувашский костюм в современной жизни
Уходило и терялось многое. Но чувашский костюм продолжает жить, несмотря на все трудности, перипетии судьбы. В третьем тысячелетии самой большой проблемой является разрыв связи поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Это отразилось и в чувашском костюме. Сейчас женщины уже не умеют ткать холсты, выкраивать и шить традиционную одежду, и тем более, утрачиваются традиции вышивания одежды, на освоение которых уходило несколько лет. Но силы традиции была велика, и в жизни народа оставались традиционными праздники, на которых полагалось быть в национальных одеждах. Тогда чувашские девушки стали возрождать технику шитья национального костюма, но мастерицы столкнулись с проблемой - они не умели вышивать узоры своих прабабушек из-за потери связи поколений. Но чувашский костюм нуждался в вышивке, и в связи с этим мастерицы копировали элементы вышивки других народов. Наибольшей популярностью пользовались элементы русской вышивки в виде цветного орнамента, так как его легче исполнить.
Получается, что в середине XX века у большей части чувашей изменился сам вид национального костюма. Его уже не украшали сложные вышивки, несущие в себе смысловое содержание, которое передавалось на протяжении тысячелетий нашими предками друг другу. Теперь же основным украшением чувашского костюма является вышивка, заимствованная у русских, а именно цветочный орнамент. Но все же чувашский костюм в XX веке сохранился, также и сохранился и его стиль. И по современному костюму можно отличить этнографические различия чувашского народа. Например, у верховых чуваш сохраняется скромность стиля, изысканность в оформлении костюма. Узоры являются мелкими, неброскими, сдержанные по цветовой гамме. Под влиянием моды других соседних народов чуваши в своем костюме в XX веке используют кружева, как домашнего, так и фабричного изготовления. Кружева используются на рукавах, на подоле. Использованием кружева в костюме особенно отличались верховые чуваши. Но приходит время, и даже этот измененный костюм перестает быть повседневной одеждой для чуваш. Сейчас чувашский костюм одевают только на свадебные церемонии. Вполне естественно, что в XXI веке не будут носить чувашский костюм повседневной жизни. Но отрадно то, что в современной моде отражаются элементы чувашского костюма.
Наблюдая за современной модой, мы все больше и больше понимаем то, что время от времени мода возвращается к тенденциям прошлых лет. Поэтому мы решили разобраться, какие сходства прослеживаются между старинным чувашским костюмом и современной молодежной модой. Изучив литературу и узнав тонкости костюма, мы обнаружили такие сходства:
В древности у всех этнографических групп чувашей были вышиты из белой ткани кĕпе. Они обязательно носились с поясом. Рубахи по фасону принадлежали к древнему виду – туникообразному покрою. Чуваши пояс завязывали ниже талии, на бедрах. В наше время модно носить платья туникообразного покроя разных цветов и завязывать пояс. В платье рубашечного покроя из натуральных материалов современная девушка везде выглядит супер актуально: в театре, в офисе, на отдыхе. Как и прежде, удобно носить льняные платья-рубашки.
В XX веке у всех групп чувашей на платьях появились оборки. Сегодня невозможно представить нашу жизнь без платьев и юбок, отделенных кружевами. Также девушки любят носить вязаные шапочки, по форме напоминающие девичий головной убор - тухья.
Сурпан, покрывало в форме полотенца, являлся основной и постоянной частью головного убора замужней женщины. Такой сурпан в наше время напоминает длинный шарф (палантины). Старинный костюм не обходился без украшений. В комплекс украшений, выполненных в технике шитья бисером и серебряными монетами, а также из драгоценных материалов и камней, входят головные уборы, нагрудные и шейные наряды, браслеты, кольца и т.д. В наше время актуальны изысканные аксессуары в современной моде.
Для того чтобы сурпан держался на голове, чуваши верховой группы закрепляли его узким, сплошь вышитым масмаком. Сегодня модно носить налобные повязки разного цвета и ширины, с вышивкой или без нее.
Таким образом, в современную молодежную моду входят предметы одежды, которые выражают связь сегодняшнего дня с прошлыми временами.
Свадебный, Обрядовый костюм 18-20 века
Покрывало невесты пĕркенчĕк. 18-19 вв. Холст, вышивка шерстью и шелком двухсторонняя по четырем углам.
Узор покрывала невесты. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Фрагмент обрядового (свадебного) покрывала. 18-19 вв. Холст, вышивка двухсторонняя.
Костюм жениха (с женским шейным украшением, наплечным платком и нагайкой в руке); костюм невесты (с покрывалом невесты). Варианты без верхней одежды типа халата.
Фото из научно-художественного издания "Чувашский костюм от древности до современности". 2002.
Чувашский костюм в живописи 20 века
Харисов Р. З. (Уфа). Род. 1953. Девушка-чувашка Сарпи (Посвящение Зарифу Башири).
Владимиров К.В. Род. 1940. Вечер в Троицу близ Алманчино.
Бычков Вячеслав Павлович (1877, Ярославль - 1954, Москва). На ярмарке (Чуваши на базаре в Чебоксарах).
Массовая народная сцена на территории т.н. Зеленого базара в Чебоксарах, на фоне косогоров и Покровской пятиглавой церкви 1672 г. Представлено два типа традиционного женского костюма, из двух соседствующих с Чебоксарами этнографических групп. В левой части стоят две чувашки верховой группы в белых одеждах, в плотных черных онучах, с открытыми головами. На голове женщины слева - хушпу (типа обруча) на невысокой мягкой основе, на второй - полоска вышитого масмака. В центре - идущая замужняя женщина из средненизовой группы (или переходной зоны), с прикрытой по бокам головой, приподнятым к ушам полотнищем сурпана, коротким масмаком на гладко уложенных волосах. У левого края - русская горожанка в обыденном цветном платье и Розовым платке.
Сверчков Н.К. (1881-1985). Поклонение Киремети.
Показана сцена моления некрещеных чувашей у озера, близ родного села художника (Яншихово-Норваши Янтиковского р-на Чувашии). Белый цвет одежд является своеобразным символом единения во время обряда.