Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 23:12, реферат
Цыгане – кочевой народ и поэтому, кочуя из страны в страну, с континента на континент, они в каждом городке, в каждом селе вбирали, впитывали как губка самые интересные моменты танцев народов мира, синтезируя свой, ни на чей не похожий стиль.
Трудности жизни кочевого народа не мешали развитию танцевальной культуры. Главные инструменты цыганского народа – гитара и скрипка, именно под их аккомпанемент и исполняются танцы цыган. Как правило, мужчина исполняет музыкальную композицию, а женщина танцует. Основные элементы танца – широкие тряски плечами с яркими прогибами назад и по кругу, тряски бедрами, обратные и прямые восьмерки бедрами.
Танец цыган сильно отличается от того, где он исполняется. В своем таборе он абсолютно бессистемен и разнообразен, в полной мере показывается превосходство над соплеменниками а также танец – инструмент для того, чтобы показать свою красоту потенциальному жениху.
На сцене или в салоне танец имеет более строгие правила, рассчитан на зрителей не цыган а также на небольшое пространство.
Цыганский народный танец по праву входит в немногочисленную группу самых популярных танцев мира. Без знаменитой «Цыганочки» в нашей стране не обходится ни одно праздничное застолье. Зажигательный ритм заставляет вскакивать с мест людей, вне зависимости от возраста, образования и профессии. В чём же магия цыганского танца? И что за народ создал это удивительное нестареющее искусство? Эти, а также вопросы характерных черт народного цыганского танца, предстоит рассмотреть в данной работе.
1. Введение................................................................................................3
2. Особенности цыганской национальной культуры............................3
3. История танца русских цыган.............................................................5
4. Особенности цыганского народного танца
а) Манера исполнения...................................................................6
б) Виды цыганских танцев............................................................7
в) Техника исполнения танца.......................................................9
г) Костюм цыганского народа....................................................11
5. Особенности танца русских цыган..................................................16
6. Заключение........................................................................................17
7. Приложения.......................................................................................18
8. Источники..........................................................................................19
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рязанский филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный институт культуры»
Факультет искусств
Кафедра Хореографии
Контрольная работа
По дисциплине: «Композиция народно-сценического танца»
Тема: «Цыганский народный танец»
Выполнила:
Студентка 3 курса, гр. 1212а
Семенова
Преподаватель:
Перова
Рязань 2015 г.
Содержание
Цыгане – кочевой народ и поэтому, кочуя из страны в страну, с континента на континент, они в каждом городке, в каждом селе вбирали, впитывали как губка самые интересные моменты танцев народов мира, синтезируя свой, ни на чей не похожий стиль.
Трудности жизни кочевого народа не мешали развитию танцевальной культуры. Главные инструменты цыганского народа – гитара и скрипка, именно под их аккомпанемент и исполняются танцы цыган. Как правило, мужчина исполняет музыкальную композицию, а женщина танцует. Основные элементы танца – широкие тряски плечами с яркими прогибами назад и по кругу, тряски бедрами, обратные и прямые восьмерки бедрами.
Танец цыган сильно отличается от того, где он исполняется. В своем таборе он абсолютно бессистемен и разнообразен, в полной мере показывается превосходство над соплеменниками а также танец – инструмент для того, чтобы показать свою красоту потенциальному жениху.
На сцене или в салоне танец имеет более строгие правила, рассчитан на зрителей не цыган а также на небольшое пространство.
Цыганский народный танец по праву входит в немногочисленную группу самых популярных танцев мира. Без знаменитой «Цыганочки» в нашей стране не обходится ни одно праздничное застолье. Зажигательный ритм заставляет вскакивать с мест людей, вне зависимости от возраста, образования и профессии. В чём же магия цыганского танца? И что за народ создал это удивительное нестареющее искусство? Эти, а также вопросы характерных черт народного цыганского танца, предстоит рассмотреть в данной работе.
Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».
Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».
Первый исход цыган из Индии начался в 5 веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях. В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов. Средневековая Греция, наполненная суевериями, научила цыган приёмам гадания и колдовства, которыми они пользуются по сей день. В цыганский язык вошли персидские, греческие слова, которые на первый взгляд кажутся исконно цыганскими. Например, из греческого в цыганский язык вошли слова «пэтало» - подкова, «дром» - дорога и т.д.. Чем больше цыгане соприкасались с тем или иным народом и жили на его территории, тем больший отпечаток накладывало это общение.
Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство. Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок. Конокрадство вообще не считалось преступлением – наоборот, в нём видели проявление удали, молодечества, даже геройства, а не умение воровать презиралось. Разумеется, из-за этого их не любили ещё больше, и место жительства приходилось менять постоянно.
Помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находились и другие занятия, своего рода отдушина, которая нередко также становилась профессией. Мы говорим о цыганском пении и танце, ведь не зря предками цыган были певцы и музыканты.
Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто впитывают с молоком матери. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.
Цыганская музыка по праву считается самой разработанной темой в цыганологии. Ей посвящено много специальных искусствоведческих исследований, где накоплен богатейший фактический материал.
Во всех трудах подчёркивается, что цыгане от природы музыкальны, и что выступления на публике являлись традиционным средством их заработка. Однако, нигде не была должным образом зафиксирована мысль: самобытная цыганская музыкальная система появилась только в тех странах, где существовали профессиональные коллективы. Таких систем насчитывается три:
1. Музыка и танцы фламенко в Испании.
2. Инструментальная музыка в Венгрии.
3. Хоровое пение и танцы цыган России.
Подчеркнём, что именно в этих трёх странах выделились группы цыган, которые занимались в первую очередь искусством — они выступали при дворах вельмож, работали в тавернах, а позже ресторанах, арендовали специальные помещения для концертов. Именно эти люди создали то, что сейчас считается цыганским фольклором.
Следовательно, создание цыганской музыкальной системы — гораздо более сложный и длительный процесс, чем кажется на первый взгляд. Как всегда, прежде чем рассматривать суть этого вопроса, следует уточнить понятийный аппарат.
Во всех энциклопедиях справедливо написано, что цыгане — прекрасные интерпретаторы местного фольклора. Однако если они просто исполняют чужие песни в своей цыганской неповторимой манере, это вовсе не означает, что мы имеем дело с особым музыкальным явлением. Для того, чтобы создать свой собственный фольклор, цыганам нужно вначале освоить язык и культуру окружающего народа, и только потом их творчество может перейти на более высокую ступень. В большинстве случаев этого не происходит. В качестве «тормозящих» факторов назовём два: гонения со стороны государства, а также побочный характер музыки в структуре занятий конкретной группы. Наконец, для создания профессиональной музыкальной системы требуется удачный «исходный» материал — только на его основе могут быть созданы произведения, способные покорить мир. Благоприятные условия совпали в Испании, Венгрии и России, и цыганская музыка этих стран стала выдающимся явлением мировой культуры.
Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия . Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски. Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.
Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.
Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.
В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.
По манере исполнения танцы можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный.
Таборную манеру танца отличает бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.
Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.
Салонный танец — фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.
Так же стоит отметить уличную манеру танца. Появилась она при уличном исполнении танца и фактически является предшественником сценической манеры. В данный момент так называется импровизационная манера танца, сочетающая в себе элементы салонного и таборного танца, рассчитанная на возможность выбрать оптимальные движения с учётом сложившейся обстановки: количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей пола, покрытия улицы, почвы, и музыки.
Особенностью этого танца является композиция (которая в таборной манере может отсутствовать): постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.
В мужском танце характерное движение — быстрое, ритмичное обхлопывание себя. В женском — грациозные, выразительные движения рук, бой плечами.
Для сценической версии женского танца характерны также игра пальцами, заимствованная из фламенко и восточных танцев, широкие, фигурные взмахи юбкой, партер.
Во многих движениях до сих пор прослеживаются русские корни, например, в таких элементах, как тропак.
Знаменитые цыганские танцоры России:
Борис Санкин
Ляля Чёрная
Земфира Жемчужная
Ганга Баталова
Цыганская венгерка также является танцем русских цыган, но более молодым. Он основывается на чечётке.
Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности лицом друг к другу. У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — «хлопушки», у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.