Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 07:09, курсовая работа
Театрализованный концерт – это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.
Постановка и организация театрализованного концерта.
Театрализованный концерт
– это концерт, имеющий единый
художественный сценический образ,
для создания которого используются
выразительные средства, присущие театру:
сюжетный ход, ролевая персонификация
ведущих, сценография, театральный
костюм, грим, сценическая атмосфера.
Это использование разных жанров,
разных видов искусства, начиная
от академического хора и заканчивая
народным танцем. Театрализованный концерт
всегда тематический. Бывает в 1-м или
2-х отделениях с антрактом (используется
закон времени – влияние
Помещениями для концертов могут быть:
- театр
-концертный зал
- гостиница
- зеленая зона города
- филармония
- капелла
2. Особенности театрализованного концерта
Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно – смысловые блоки (поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль). Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи. Четкой идейной выразительности и художественной образности, можно добиться театрализацией номеров. Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Требования к номерам: лаконизм, злободневность, яркость формы. В ТК используется метод театрализации и выразительные средства театра. Особенностью ТК является разновозрастная аудитория, в которой могут соединяться взрослые и дети, или только определенный возраст детей. Поэтому важно учитывать адресность Вашей программы.
Номер – это завершенное отдельное произведение, построенное по законам драматургии, включает в себя выступления одного или нескольких исполнителей.
Эстрадный номер – доступен для восприятия зрителям, отличается краткостью и лаконичностью.
Момент развлекательного отдыха, оригинальности, легкости.
Концертная программа – это последовательное чередование номеров в определенном порядке.
Существуют определенные закономерности при составлении концертных программ:
1. Разнообразие номеров.
2. Сопряженность номеров, гармоничность сочетания.
3. Контрастность, переключение внимания с одного на другое.
Виды концертных программ:
Классический концерт
Тематический концерт (новогодний, юбилейный, гала – концерт, на открытии и закрытии фестиваля и т.п.)
Театрализованный концерт
Моно – концерт
Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем. Основной партнер для артиста – зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте - сделать зал своим союзником.
3. Технологический процесс
создания театрализованного
Форма театрализованного концерта востребована и в школе, и в детском саду и в Домах творчества. В этом заключается его актуальность. Попробуем раскрыть особенности этой формы мероприятия и методику профессионального подхода.
С чего же начинается и что содержит в себе технологический процесс подготовки ТК? Давайте разберем инструментарий, который поможет нам правильно организовать этот процесс.
проектный период
подготовительный период
период реализации
Проектный период.
Все наше творчество начинается с нашего отношения, с нашего чувства, с того, какой «задел» мы сможем «сплести» из нашего внутреннего содержания и сможем ли напитать этот узор светом и любовью.
1. Разработка темы и идеи ТК.
Тема - определяет содержание и отвечает на вопрос - «О чем?»
Идея – Основная мысль автора, которая раскрывается в кульминации, выражается в виде утверждения. Все, о чем Вы хотите сказать зрителям, заключается в теме, а то чем хотите закончить Ваше произведение - в идее.
2. Отбор номеров или работа с готовым репертуаром.
Помните, что концертные номера
- это главное. Они вплетаются в
сюжет, не теряя своей музыкальной
ценности. Сюжет дополняет номера,
а номера - сюжет. Такой взаимообмен
создает целостность
Принципы составления номеров КП:
1. Нарастание зрелищности.
2. Контраст (массовые и сольные, подвижные номера, статичные – на слух и на зрение).
3. Отношение
к каждому номеру как к
4. Жанровая совместимость (предыдущие номера не должны отвергать рядом стоящий номер)
5. Техническая совместимость.
6. Принцип непрерывности концертного действия.
Способы обеспечения непрерывности концертного действия.
1. Занавес и система суперзанавеса.
2. Использование
сценического круга, бегущей
3. Дополнительные места действия (балкон, терраса)
4. Предварительная зарядка инструментов, станков, стульев.
5. Совмещение нескольких, а иногда и многих коллективов на сцене
6. Ведущий, связывающий
действие на сцене и
3. Поиск сюжетного (сценарного) хода ТК.
В этом параграфе Вам необходимо подключить всю Вашу фантазию, придумать героев, их историю, все перипетии (события), которые будут происходить с ними. Декорации и оформление сцены помогут в воплощении вашего замысла, создадут атмосферу. Возможно, Вы используете для сюжета известных героев из художественной литературы. Все это уложится в сюжетный ход, объединяющий все эпизоды ТК.
4. Композиционное построение ТК
Оно позволяет упорядочить
материал и логично изложить события,
расположить составные части
праздника в
Схема построения действия:
Экспозиция (Завязка основного конфликта) - момент действия, Кульминация (Развязка основного конфликта)новое положение
после развязки,
Финал
5. Первая проба сценария (набросок)
Сценарий – литературное произведение с подробным описанием действия. Важно сохранить композиционное построение (п.4) и расположение кульминации в этом построении, т.к. именно там фокусируется идея – Ваша основная мысль. В театре сценарист и режиссер работают в тесном творческом союзе. В нашем случае сценарист и режиссер часто одно и то же лицо – в этом также состоит особенность ТК.
Учитывайте при написании сценария временные рамки действия. Чаще всего это 2-2,5 ч., уложенные в 2 отделения.
6. Работа с художником, световые и звуковые решения.
Расскажите художнику Вашу идею, познакомьте с наброском сценария, героями, с Вашим вариантом решения пространства. В художественном оформлении важна атмосфера. Соблюдайте в оформлении и музыке историческую эпоху, в которой живут и действуют Ваши герои. Избегайте эклектики, стремитесь к единству слова и стиля.
7. Составление плана подготовки
мероприятия и назначение
Срок Что сделать Ответственный
Подготовительный период:
1. Рабочий вариант сценария
2. Написание свето - звуковой партитуры для технических служб.
3. Репетиции с ведущими по тексту. Проработка образов. Постановка актерских задач.
4. Репетиции эпизодов с ведущими.
5. Репетиции
с ведущими на сцене.
6. Репетиция концертных номеров творческих коллективов на сцене.
7. Разработка и подготовка экспозиции, кульминации и финала
8. Оформление
и монтировка сцены.
9. Сводная репетиция концерта.
10. Работа над оформлением фойе.
Быть готовым к репетициям - Ваша задача. Придумайте и «проиграйте» заранее в мыслях то, что будет происходить на сцене между героями и почему. Сделайте пометки на сценарии по действию. На репетициях Вы объясните ведущим их действия и мизансценические перестановки. Мизансцена - это язык режиссера, пространственное решение смысловых кусков. Не бойтесь применять смелые решения по сценическому пространству. Придумывайте интересные, «говорящие» мизансцены, используйте разный уровень в декорациях - ступеньки, лестницы, «ломайте пространство». На репетициях концертных номеров необходимо обратить внимание на драматургическую выразительность исполнителей – солистов или оркестрантов. Ребятам следует рассказать тему, идею концерта и объяснить их музыкальный вклад в развитие действия. Если есть чтецкие номера – репетируйте их отдельно, с микрофонами и очень тщательно. Большая сцена может «поглотить» звук или исказить внешнее впечатление от этого камерного жанра.
«Три кита», на которых
держится любое действие - экспозиция,
кульминация и финал. Экспозиция
готовит нас к предстоящему действию,
погружает в сценическую
Постановочная группа и организация репетиционного процесса ТК:
- обсуждение сценария ТК с постановочной группой;
- сводные репетиции;
- прогонные;
- монтировочные;
- генеральные;
Когда готов окончательный сценарий, иногда бывает необходимо «заказать» у педагогов конкретные номера, которые бы помогали развитию действия и работали на идею. Особенно бывает это необходимо в экспозиции и в финале.
В основе организации репетиционного процесса ТК лежит встреча с руководителями коллективов, обсуждение необходимых деталей (отбор готовых номеров из репертуара, в случае необходимости заказ конкретного номера из репертуара, просьба о внесении коррективов в зависимости от замысла, корректировка номеров, при необходимости сведение в один номер). Встреча режиссера с реальными героями ТК и обсуждение важных аспектов.
Итак, подготовительный период состоит, в основном, из репетиций и проработки художественного оформления мероприятия. Особо тщательно надо подойти к выбору ведущих. Они должны соответствовать соей роли по типажу, владеть своим телом, речью и не бояться сцены.
Для удобства работы техническим службам необходимо написать свето - звуковую партитуру по следующей схеме:
Реплика
Свет
Период реализации:
В день концерта необходимо провести следующие действия:
Технический прогон без ведущих, технический прогон с ведущими, репетицию начала, финала и кульминации с участниками, оформление фойе.
Особенностью прогона
является репетиция массовых сцен,
где на сцене собирается большое
количество участников. Здесь важно
правильно расположить их, сохраняя
смысловое содержание концерта. Чаще
всего массовыми сценами
эмоциональными, яркими, музыкальными. От вашего настроения на генеральной репетиции зависит весь ход репетиции. Ваша уверенность, положительный эмоциональный заряд, доброжелательность, позитивный настрой поможет всем справиться с волнением. Не забудьте поблагодарить в конце вечера все службы, педагогов, детей. Через некоторое время будет целесообразно и очень полезно собраться с педагогами на обсуждение состоявшегося мероприятия. Важно посмотреть со стороны на удачи и ошибки, высказать свои ощущения и
т. п. Для будущих программ это очень полезное дело!
Итак, театрализованный концерт – это не только возможно, а очень интересно и перспективно для Вашего творческого роста, развития коллективного творчества и демонстрации художественных достижений коллективов.
4. Проблемы подготовки театрализованного концерта и способы их решения
Трудности, с которыми мы
сталкиваемся в нашей работе, чаще
всего одни и те же у всех: это
отсутствие материальной базы, декораций,
сводных репетиций, современного технического
оборудования (видео, свет и т.д.)
Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий
фактор. Иногда можно столкнуться
с непониманием, с нежеланием педагогов
внести «свежую струю воздуха» в
их концерты. Проблемой является и
оторванность коллективов в одном
учреждении друг от друга. Если коллектив
выступает в 1-ом отделении, то он редко
остается посмотреть на своих коллег
во 2-ом. От этого возникает разобщенность
и невозможность порой в
Информация о работе Действие - основное выразительное средство зрелщного искусства