Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:14, доклад
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Гравировку (резьбу)
применяют при работе с тяжелыми, плотными
кожами (шора, чепрак, реже — юфть). Делается
это так — на лицевую поверхность размоченной
кожи с помощью резака наносят рисунок.
Затем дорожником или штихелем (или любым
металлическим предметом продолговатой
формы) прорези расширяют и заполняют
акриловой краской. При высыхании контурный
рисунок сохраняет свою чёткость, а линии
— толщину. Другой способ заключается
в том, что вместо дорожника используется
пирограф. В этом случае цвет и толщина
линий, а также глубина гравировки регулируется
изменением степени накала иглы пирографа.
Аппликация в кожевенном деле — наклеивание
или пришивание кусочков кож на изделие.
В зависимости от того, какое изделие декорируется,
несколько различаются способы аппликации.
Так, при отделке предметов одежды элементы
декора выполняют из тонких кож (опоек,
шевро, велюр) и пришивают к основе. При
создании панно, изготовлении бутылей
или сувениров фрагменты аппликации могут
быть выполнены из любых видов кож и наклеены
на основу. В отличие от интарсии при аппликации
допустимо соединение элементов «внахлёст».
Интарсия — по сути, то же, что инкрустация
или мозаика: фрагменты изображения монтируются
«стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной
или деревянной основе. В зависимости
от этого выбирают сорта кож. При работе
с текстильной основой используют тонкие
пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и
тонкую юфть), а при работе на доске — тяжелые
(шора, чепрак). Для достижения надлежащего
качества по предварительному эскизу
выполняют точные лекала всех фрагментов
композиции. Затем по этим лекалам из предварительно
окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают
на основу при помощи костного клея или
эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется
в основном для создания настенных панно,
но в сочетании с другими приемами может
использоваться при изготовлении бутылей,
сувениров, декорировании мебели.
Кроме того, кожу можно расписывать, её
можно формовать, придавая любую форму
и рельеф (при помощи размачивания, проклеивания,
наполнения).
Моза́ика
(фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum
— (произведение) посвящённое музам) —
декоративно-прикладное и монументальное
искусство разных жанров, произведения
которого подразумевают формирование
изображения посредством компоновки,
набора и закрепления на поверхности (как
правило — на плоскости) разноцветных
камней, смальты, керамических плиток
и других материалов.
При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются
в грунт. При обратном наборе мозаика собирается
на картоне или ткани, потом переносится
на загрунтованную поверхность.
Укладка мозаики: техника похожа на укладку
плитки, клей и затирочный раствор для
мозаичных швов доступны в каждом строительном
супермаркете
Основание исследуется на прочность, выявляются
все дефекты - трещины, каверны, гравийные
гнезда, арматура или другие инородные
предметы, не включенные в проект, а также
проблемные области, например, масляные
пятна, рыхлое или недостаточно прочное
основание, пустоты. Основание должно
быть крепким, несущим, сухим, а также ровным
и очищенным от средств уменьшающих сцепление
(например, добавок, уменьшающих адгезию
и облегчающих демонтаж опалубки), без
следов цементного молока, пыли, грязи,
остатков краски, стертой резины и т.п.
При необходимости провести механическую
очистку основания, например, путем пескоструйной
обработки. Перед началом укладки мозаики
визуально поверхность должна быть ровной,
без наплывов, ямок и трещин, а также сухой
и прогрунтованной
Укладка мозаики на бумагу
Укладка начинается с нанесения на подготовленную
поверхность клея, после чего он равномерно
распределяется по всей поверхности. В
большинстве случаев рекомендуется применять
клеевые составы на латексной основе.
Мозаика, клеится обратной к бумаге стороной.
Укладка должна быть аккуратной, поэтому
расстояние между листами должно соответствовать
расстоянию между плитками, излишнее давление
недопустимо. По окончании укладки листы
необходимо закрепить легкими ударами
площадки с резиновым основанием. Через
сутки бумагу можно удалить - смоченная
влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой
швов мозаичную поверхность необходимо
очистить от остатков бумаги и клея, после
чего затирку можно выполнить при помощи
резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно
использовать состав, который рекомендуется
производителем мозаики. Когда затирка
завершена, можно выполнить очистку мозаики
и отполировать мозаичную поверхность.
Укладка мозаики на сетку
В отличие от мозаики на бумажных листах,
мозаика, наклеенная на сетку, клеится
лицевой поверхностью вверх. Для технологии
её укладки характерно то, что после высыхания
клея можно приступать сразу же к затирке
швов.
В качестве мозаичных материалов используются
традиционные смальта и природный камень,
а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит,
металл. Классическое исполнение мозаики
из смальты, по-прежнему, остаётся самым
изысканным вариантом оформления декоративных
панно для избранных. Камень используется,
в основном, для создания напольных изображений;
металл — для придания интерьеру некоего
футуристического намёка; керамогранит
— для отделки зданий общественного назначения.
Стеклянная же и керамическая мозаика
являются самыми популярными отделочными
материалами. Данная особенность продиктована,
в первую очередь, их высокими техническими
характеристиками, а, кроме того, - доступностью,
многообразием, сильным художественным
потенциалом, возможностью импровизации.
Явные лидеры современных мозаичных материалов
— стеклянные смеси и керамика — помогают
реализовать любую творческую задумку
заказчика. Стеклянная мозаика, помимо
артпокрытия, является также прикладным
средством искусства. Её художественные
возможности безграничны: она позволяет
создать декоративное изображение от
простого рисунка (узора, ковра, растяжки,
одиночного элемента отделки для создания
акцента в интерьере) до сложной композиции
и произведения живописи.
Стеклянная мозаика, кроме того, незаменима
для облицовки высокотехнологичных объектов:
бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов,
ванных, кухонь, саун, каминов, фасадов
зданий. Сплав функциональных и эстетических
свойств этого материала (высокая пластичность,
нулевой коэффициент водопоглощения,
жаропрочность и морозостойкость, прочность,
неприхотливость, устойчивость к химикатам
и воздействию солнечных лучей, независимость
от погодных условий, неподверженность
влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие
цветовых решений, дополнительные дизайнерские
возможности) является уникальным для
работы с сооружениями водной стихии.
Декупаж
Декупаж (фр. decouper — вырезать)
— декоративная техника по ткани, посуде,
мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном
вырезании изображений из различных материалов
(дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п.), которые
затем наклеиваются или прикрепляются
иным способом на различные поверхности
для декорирования.
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью.
Как вид искусства он первый раз упоминается
в конце XV века в Германии, где вырезанные
картинки стали использоваться для украшения
мебели. Пик увлечения этой техникой наступил
в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла
мебель, украшенная инкрустациями в китайском
или японском стиле. Венецианские мастера
искусно вырезали изображения, наклеивали
их на поверхность мебели и покрывали
для защиты несколькими слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали
дорогие восточные инкрустации, что было
значительно дешевле, однако, пользовалось
не меньшим спросом. Впоследствии это
искусство в Италии стало именоваться
Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая
мебель крайне редка и стоит очень дорого,
и этому стилю подражают многие современные
мебельные дизайнеры.
Ныне к традиционной технике добавился
декупаж из салфеток, из тканей и на тканях,
внедрены компьютерные инновации, позволяющие
использовать трёхмерный декупаж, а также
отпечатанные на принтере или на копире
картинки различного содержания.
Разнообразие материалов, появляющихся
в магазинах, позволяет декорировать любую
поверхность: свечи, керамику, ткань, дерево,
металл и прочее. А использование различных
техник, таких как золочение, состаривание,
кракле, художественный декупаж, объёмный
декупаж (с применением модельной массы
и других материалов) дают неограниченный
простор фантазии.
В настоящее время в декупаже популярны
такие стили, как: прованс, викторианский
стиль, шебби-шик, симплисити, этно. Это
обусловлено в первую очередь текущими
тенденциями в стилистике интерьеров.
Квиллинг
Бумагокручение (также
квиллинг англ. quilling — от слова quill (птичье
перо)) - искусство изготовления плоских
или объемных композиций из скрученных
в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Из бумажных спиралей создают цветы и
узоры, которые затем используют обычно
для украшения открыток, альбомов, подарочных
упаковок, рамок для фотографий. Искусство
пришло в Россию из Кореи. Как хобби также
популярно в Германии, Англии и Америке.
Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью".
Это простой и очень красивый вид рукоделия,
не требующий больших затрат. Изделия
из бумажных лент можно использовать также
как настенные украшения или даже бижутерию.
Считается, что искусство возникло в средневековой
Европе (по другим сведениям на Ближнем
Востоке и в Древнем Египте), где монахини
создавали медальоны, обрамление для икон
и обложки для книг, закручивая на кончике
птичьего пера бумажные полоски с позолоченными
краями, что создавало имитацию золотой
миниатюры (особенно часто использовалось
в бедных церквях).
В 15-XVI веке квиллинг считался искусством,
в XIX веке — дамским развлечением (и чуть
ли не единственным рукоделием, достойным
благородных дам). Большую часть XX века
оно было забыто. И только в конце прошлого
столетия квиллинг снова стал превращаться
в искусство. В Англии принцесса Елизавета
всерьёз увлекалась искусством квиллинга,
и многие её творения хранятся в музее
Виктории и Альберта в Лондоне.
Корейская школа квиллинга (называют бумагокручением)
несколько отличается от европейской.
Современные европейские работы, как правило,
состоят из небольшого числа деталей,
они лаконичны, напоминают мозаики, украшают
открытки и рамочки. Восточные же мастера
создают сложные произведения, больше
похожие на шедевры ювелирного искусства.
Тончайшее объёмное "кружево" сплетается
из сотен мелких деталей.
Ошибана - искусство
работы с сухоцветами.вид изобразительного
искусства, рожденного флористикой. У
нас флористика появилась восемь лет назад,
хотя в Японии существует более шестисот
лет. Когда-то в средние века самураи постигали
путь воина. И ошибана была частью этого
пути, такой же, как написание иероглифов
и владение мечом. Смысл ошибаны заключался
в том, что в состоянии тотального присутствия
в моменте (сатори) мастер создавал картину
из сухоцветов (пресованых цветов). Потом
эта картина могла служить ключом, проводником
для тех, кто был готов войти в безмолвие
и пережить то самое сатори.
Суть искусства "ошибана" состоит
в том, что, собирая и засушивая под прессом
цветы, травы, листья, кору и наклеивая
их на основу, автор создает при помощи
растений поистине произведение "живописи".
Другими словами, ошибана - это живопись
растениями.
Художественное творчество флористов
основано на сохранении формы, цвета и
фактуры растительного засушенного материала.
Японцы разработали методику предохранения
картин «ошибана» от выгорания и потемнения.
Суть ее в том, что между стеклом и картиной
откачивается воздух и создается вакуум,
который не дает растениям портиться.
Привлекает не только нетрадиционность
этого искусства, но и возможность проявить
фантазию, вкус, знание свойств растений.
Флористы выполняют орнаменты, пейзажи,
натюрморты, портреты и сюжетные картины.
Кроме Японии, родины искусства "ошибана",
прессованная флористика развита в странах
Европы и США.