Дело, предмет и менеджмент музея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

Для обозначения теории музейного дела в Германии нашли слово «museologie». В 1883 году в журнале «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde» («Журнал музеологии и антиквароведения», Дрезден, Германия) была опубликована статья «Музеология как наука». Это признаётся началом теоретического осмысления музейного дела и формирования новой научной и дидактической дисциплины. В Великобритании это «museology». В русском языке прижилось слово «музееведение». Профессиональный подход к пониманию музейного дела формируется на основе осознания объекта, предмета и метода музееведения.

Файлы: 1 файл

конспекты кащеева.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1

Для обозначения теории музейного  дела в Германии нашли слово «museologie». В 1883 году в журнале «Zeitschrift für Museologie und Antiquitätenkunde» («Журнал музеологии и антиквароведения», Дрезден, Германия) была опубликована статья «Музеология как наука». Это признаётся началом теоретического осмысления музейного дела и формирования новой научной и дидактической дисциплины. В Великобритании это «museology». В русском языке прижилось слово «музееведение». Профессиональный подход к пониманию музейного дела формируется на основе осознания объекта, предмета и метода музееведения.

В нашем случае объектом музейного  дела обозначается музей и система связанных с ним общественных отношений во всех их проявлениях.

Предметом музейного дела внами  рассматриваются объективные закономерности маркетинга, менеджмента, производства, финансирования, кадрового обеспечения, сбыта, реорганизации бизнес-процессов, относящихся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством  музейных объектов, а также возникновения, развития и общественного функционирования музея.

Методы музейного дела, во-первых,  определяются во взаимосвязи с методами музееведения: общенаучные методы (наблюдения, полевых исследований, документирования, моделирования, эксперимента, экспертизы), частные гуманитарных  (история, социология, психология, педагогика) и  естественных наук (спектрография, гентгенография), специальные методы  (фондирования, атрибуции и другие). Комплексное  применение этих методов к объекту  музейного дела наполняет их новым  качеством.

Музейное дело – деятельность по комплектованию, учету, хранению, охране, изучению и использованию культурного наследия и осмысление этих процессов; музейное строительство – создание музеев и музейной сети, организация управления музеями – музейный менеджмент, подготовка, переподготовка и повышение квалификации музейных работников и создание соответствующих учреждений); музейную практику (научно-фондовая, научно-просветительская, рекреационная, экспозиционная, научно-исследовательская и издательская работа); музееведение как науку.

Музей (по уставу ICOM 1989 г.) – «постоянно действующее, некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся исследованием, приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей».

Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующая на определенной территории (России) или по определённому профилю (сеть исторических музеев, сеть технических музеев и т.п.).

Музейное собрание – научно организованная система музейных предметов, научно-вспомогательных материалов и средств научной информации, обеспечения, хранящихся в фондах музея (основной, обменный, дублетный, научно-вспомогательный), библиотека и архив В более узком смысле – совокупность музейных коллекций.

Музейные фонды – совокупность материалов, поступивших на хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (законами, инструкциями, положениями и т.д.), документирующих социально значимые феномены и процессы, связанных с профилем музея и служащих средством музейной коммуникации,  относящиеся к ним научно-вспомогательные материалы из фонда музейных предметов и фонда научно-вспомогательных материалов (в естественнонаучных музеях есть еще фонды научных сырьевых материалов).

Музейная коллекция – совокупность музейных предметов, связанных общностью

одного или нескольких признаков  и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как  единое целое. Складываются в результате целенаправ-

ленных усилий по их формированию.

Коллекции по критериям  делятся  на:

  1. типологические (систематические), т.е. состоящие из однотипных предметов и сгруппированные по признаку классификации (обычно принятой в какой-либо науке: коллекция кораллов, коллекция минералов и т.п.);
  2. тематические – формируются из предметов различного типа, но в совокупности способных раскрыть какую-то тему (этнографические коллекции, исторические коллекции и т.п.);

 

ТЕМА2

Наряду с музейными предметами в состав Музейного фонда РФ входят все выявленные предметы музейного  значения, находящиеся в собственности  частных лиц, общественных и религиозных  объединений и организаций. Таким  образом, по своему составу Музейный фондгосударственную и негосударственную части, но независимо от форм собственности все памятники истории и культуры, включенные в его состав, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.

«Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях в Российской Федерации, открыты для доступа граждан.Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея.Основной результат научно-исследовательской работы в области комплектования фондов – это создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии.

Изучение музейных предметов  и коллекцийявляется необходимым условием их включения в научный оборот. В ходе источниковедческого анализа из музейных предметов извлекаются новые сведения, которые в дальнейшем привлекаются профильной наукой для более полного понимания изучаемых ею процессов, явлений и закономерностей. Но музейная ценность предмета не исчерпывается его научной ценностью, ведь он может обладать более широкой значимостью – исторической, художественной, эстетической, мемориальной, коммуникативной. Изучение музейных предметов и призвано выявить и оценить весь комплекс информации о них.

 

Фонды музея  определяются как научно организованная совокупность материалов, принятых музеем на постоянное хранение в фондохранилище и экспозицию. Основу музейных фондов составляют музейные предметы(см. тему 1). Они составляют основной фонд музея.

Основа деятельности музеев – работа с фондами. Цель научно-фондовой работы – создание оптимальных условий  для отбора, сохранения, исследования и использования музейных предметов. Работа с фондами состоит из ряда этапов.

По фондам составляется по установленным  формам учетная документация. Государственный учет музейных фондов предусматривает два этапа: первичная регистрация поступивших в музей предметов и инвентаризация, то есть научная регистрация музейных предметов. Всё с акта приема предметов на постоянное хранение. Потомони вносятся в книгу поступлений музейных предметов  (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материалов, либо в  книгу поступлений во временное пользование.

Хранение фондов заключаются в  обеспечении сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в  создании благоприятных условий  для изучения и показа коллекций. Хранение фондов осуществляется в фондохранилище, в экспозиции, во время различного рода перемещений предмета внутри музея  и за его пределами.

 

ТЕМА 3

Теория музейного менеджмента  устанавливает, что для успешного  управления необходимо составление  бизнес-плана, или плана управления хозяйственной деятельностью. Бизнес-план должен учитывать культурную значимость товара музея и позиции всех сторон, заинтересованных  в его использовании. В план менеджмента теория включает: документацию по истории памятника; определение консервационных задач; анализ правовых, социальных, физических факторов, влияющих на эксплуатацию товара; возможности привлечения спонсоров, а также изыскания других источников доходов.

Музейный менеджмент - это система  знаний о теории и практике управления хозяйственной деятельностью музея. Хозяйственная деятельность в рыночной экономике определяется балансом спроса и предложения. Следовательно, музейный менеджмент является управляющей системой сбалансирования спроса и предложения  в цене музейного продукта.  В  связи с этим основной постулат музейного  менеджмента можно сформулировать как обеспечение устойчивого  баланса спроса и предложения  на перспективу.

Практика менеджмента музея прямо или косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование персонала, ни определение финансовой политики, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования менеджмента музея. В основе планирования управления хозяйственной деятельностью лежит создание стратегических перспективных планов, рассчитанных на несколько лет (от 2-х до 5 лет). Тактический менеджмент разрабатываются обычно в течение года и создаёт базу оперативного менеджмента. С планированием  связана координация деятельности музея на рынке – маркетинг.

Маркетинг – это: 1) наука руководить предприятием так, чтобы достичь  высоких результатов, удовлетворить  потребность с наименьшими затратами; 2) средство ликвидации дефицита, т.е. потребности  в чём-либо; 3) выражение ориентированного на рынок управленческого стиля  мышления, для которого характерен творческий, комплексный и нередко  агрессивный подход; 4) вид деятельности; 5)  функция управления фирмой; 6) философия  деятельности фирмы;7) наука; 8) учебная  дисциплина; 9) ориентация продавца-изготовителя на рынок, на потребителя; 10)   деятельность по обеспечению  наличия товаров  в нужном месте в нужное время  по подходящей цене.

      Музейный маркетинг  определяется как процесс, направленный на реализацию миссии музея путем определения, предвидения и удовлетворения потребностей разных групп населения. Здесь нужно подчеркнуть два момента.

Функции музейного маркетинга заключаются в исследовании и сегментации рынков, определении рыночной, товарной, сбытовой и финансовой политики, создании организационных механизмов и решении коммуникативных задач. Они имеют специфику, определяемую уже отмеченной ролью музеев и особенностями музейного товараМаркетинг музея всегда включает два стратегических направления: презентацию и продвижение музея и его деятельности; презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг. Необходимо отметить, что коллекции и философская концепция музея всегда будут предопределять его основную деятельность.

Маркетинг — это лишь только способ организовать эту деятельность таким  образом, чтобы она стала более  привлекательной для публики. Это  требует изучения роли маркетинга и  возможности использования его  инструментария в оптимизациях деятельности музея в новых рыночных условиях на основе системного подхода.Формируя политику привлечения в музей, необходимо учитывать следующие факторы: красота  здания или местности; возможность  что-нибудь узнать и повысить образование; возможность укрыться от непогоды; желание развлечься; необходимость  поесть; желание найти что-нибудь интересное для детей. Наиболее важные тенденции изменения концепция  музеев в эпоху глобализации:

  1. музеи одновременно работают с несколькими типами контрагентов: посетителями, государством, спонсорами, музейным сообществом;
  2. музеи выходят за свои физические границы, осваивая виртуальное пространство, усиливая свое глобальное присутствие;
  3. информационные, маркетинговые и социально-психологические технологии меняют облик музея;
  4. музеи становятся важными проводниками мультикультурного общества, знакомя людей с другими культурами и одновременно фиксируя их идентичность, принадлежность к определенной культуре;
  5. новая парадигма управления музеями потребовала новых стандартов менеджмента, в том числе: введения перспективного планирования, стандартизации продуктов и унификации процессов, оценки эффективности деятельности, отчетности перед инвестором;
  6. исходным моментом при изменении стиля управления является организация процесса перспективного планирования;
  7. на международном рынке активно продвигаются крупные территориальные единицы, превращенные в единый музейный комплекс;
  8. увеличение объема и доли временных выставок повышает гибкость маркетинговой политики музеев;
  9. усиление практической направленности деятельности музеев;
  10. вплетение образцов культуры прошлого в живую ткань современной культуры;
  11. внедрение методов музейной педагогики в практику музейной работы и увеличение доли интерактивных методов;
  12. усиление межмузейного сотрудничества, коммуникационной и конкурентной политики;
  13. продвижение комплексных музейных услуг с помощью музейных паспортов;
  14. развитие методов событийного маркетинга, создание единого пакета событий;
  15. проведение гибкой ценовой политики, учитывающей взаимодействие различных участников обмена, связанного с предоставлением музейных услуг.

 


Информация о работе Дело, предмет и менеджмент музея