Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:45, доклад
Особенно большим успехом пользовался метод преподавания братьев Дюпюи. Этот метод нашел самое широкое распространение среди учителей почти всего мира. Современники считали его правильным, новым и прогрессивным. Однако ради справедливости надо заметить, что приоритет в разработке этого метода принадлежит не братьям Дюпюи, а нашему русскому художнику-педагогу А. П. Сапожникову, о котором речь пойдет ниже.
В 1834 году выходит в
свет «Курс рисования», составленный
военным инженером, известным художником-
Сапожников поставил своей
задачей приучить рисовальщиков
во время работы мыслить, рассуждать,
анализировать. Этой цели и служила
целая серия моделей из проволоки
и картона, которые помогали учащимся
понимать строение формы предмета,
явление перспективы и законы
светотени. Немалую роль в этом деле
сыграли его занятия с
В 1844 году Г. А. Гиппиус
издает труд «Очерки теории рисования
как общего учебного предмета», посвященный
рисованию как
Много было сделано в этот период и в области издания различных пособий, руководств и самоучителей по рисованию.
Особый интерес представляет издание «Рисовальная школа на 20 листах, изданная обществом поощрения художников» (СПб, 1844). Это альбом таблиц-рисунков без текста.Здесь наглядно показывается методика работы, в основе которой лежит линейное построение рисунка и предлагаются методы выявления формы. Основная задача пособия — раскрыть богатые возможности рисунка карандашом.
Автор этого пособия, учитель Московской рисовальной школы А. Т. Скино, в 1864 году издает второе пособие: «Курс рисования, состоящий из 34 номеров». В 1873 году Скино в соавторстве с Фебрини выпускает пособие «Школа рисования, черчения и перспективы для всех возрастов. Теоретическое и практическое изложение правил». В этом пособии Скино уже не просто показывает, как надо рисовать, но и дает ученику поурочное распределение заданий, старается организовать работу рисовальщика.
В 1869 году А. Т. Скино принял участие в разработке методического пособия под руководством В. В. Пукирева и А. К. Саврасова — «Курс рисования, состоящий из 42 номеров, разделенный на три отдела».
Много нового внес в академическую традицию обучения рисунку К. П. Брюллов. Прежде всего это метод индивидуального подхода к каждому ученику. Особенность методики преподавания Брюллова заключалась также в том, что он приучал ученика самостоятельно находить ошибку. Он не сразу выправлял ошибку в рисунке, а вначале давал возможность ученику самому разобраться в ней.
Много нового и оригинального внес в методику обучения С. К. Зарянко (1818 — 1870 гг). В основу своей системы он положил научные законы перспективы, законы человеческого зрения. Методику преподавания Зарянко строит на научно-теоретическом обосновании рисунка.
Большое влияние на развитие методов преподавания рисования в общеобразовательных школах оказали И. Н. Крамской и П. П. Чистяков.
Двадцатилетие деятельности Чистякова в качестве адьюнкт-профессора Академии художеств было основным и плодотворнейшим периодом его жизни. Чистяков с особой осторожностью подходил к индивидуальности каждого ученика. Педагогические взгляды Чистякова представляют особую ценность потому, что он основывает их на данных науки.
Однако усилия отдельных художников-педагогов отстоять научные основы рисунка, дать правильное направление преподаванию уже не могли остановить широкого и повсеместного отхода от традиций академической школы.
В связи с исключением рисования из числа обязательных предметов в средних учебных заведениях в 1869 году в Академии художеств был поднят вопрос об устройстве специальных педагогических курсов для подготовки учителей рисования.
В 1872 году рисование вновь включается в курс учебных предметов реальных и городских училищ. В том же году были учреждены Бесплатные воскресные классы рисования для народа.
В 1879 году Государственный совет внес решение: «Учредить с 1 июля 1879 года при Академии художеств педагогические курсы дли приготовления учителей рисования, с нормальной школой и музеем учебных пособий.».
Начало XX века открывает новую страницу в истории рисования. В этот период появляются самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Многие из этих новых взглядов таили в себе реакционные идеи, пропагандировали «искусство ради искусства», недооценивали значение школы как учебного заведения.
В этот период на методику
преподавания рисования в
Педагогические идеи, принципы
и методы, разработанные И. Н. Крамским
и П. П. Чистяковым, не получили претворения
в жизнь. Методика преподавания рисунка,
живописи, композиции уже стала меньше
интересовать педагогов. На первое место
стали выдвигаться общие
С 1907 года к педагогической деятельности приступает выдающийся художник-педагог Д. Н. Кардовский. Как педагог, Кардовский отстаивал позиции реалистического искусства и оберегал молодежь от влияния формализма.
Особого внимания заслуживает метод обучения рисунку, созданный Кардовским и опирающийся на лучшие традиции прошлого. В основу метода Кардовский положил «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших геометрических форм. И сегодня художники, желающие создать на двухмерной рабочей поверхности правдоподобную иллюзию реального трехмерного мира, пользуются этим методом.
Следует заметить, что
с конца XIX века в вопросах теории
и методики обучения стали преобладать
формалистические установки. Даже в
области элементарного обучения
рисованию в
К началу XX века академическая
система обучения рисунку была полностью
разрушена. В художественной жизни
шла напряженная идейная борьба
убежденных сторонников реалистического
искусства с приверженцами
Особенно обострилось
положение с преподаванием
Ярким представителем теории
«свободного воспитания» и
+ Стоит отметить, что А. В. Бакушинский непосредственный участник уничтожения иконописной традиции Палеха. В прошлом Палех — небольшое село в Ивановской области. Вся дореволюционная история Палеха связана с иконописанием. Замечательные иконописцы работали в иконописных мастерских (их было около 20). Они выполняли заказы по всей России: писали иконы и расписывали церкви. — Прим. автора сайта.
В конце 20-х — начале 30-х годов формалистические методы преподавания стали подвергаться широкой критике. Программа, выпущенная в 1931 году, по новому определила содержание учебного материала и методы обучения рисованию. В ее основу было положено рисование с натуры. Наряду с этим программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию.
Однако, широкое распространение в этот период получила теория педологов, утверждавшая, что развитие детей обусловлено биологическими и социальными факторами, наследственностью. Она опять сводила дело к тому, что детей не следует обучать правилам рисования. Решающим фактором, по мысли сторонников педологической теории, является наследственность, а следовательно, если у человека нет врожденных, наследственных способностей к искусству, то и обучать его — пустая трата времени.
Деятельность педологов
продолжалась с конца 20-х годов
до 1936 года, когда вышло постановление
ЦК партии от 4 июля «О педологических
извращениях в системе
К 40-м годам русская школа рисунка прочно становиться на путь реалистического искусства.
В 50-е и 60-е годы появляется
целый ряд научно-
В целях упорядочения методической
работы в школах в 50-е годы возникает
идея создания специальных учебников
по рисованию. Ранее учебников по
рисованию для средних
С 1959 года создается сеть
художественно-графических
В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала. Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета «рисование» возник новый учебный предмет — «изобразительное искусство».
Информация о работе Деятельность братьев Дюпюи. Школа рисования