Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 08:35, контрольная работа
Деревянное зодчество — обширная область архитектуры, обладающая особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приемами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря своей прочности, легкости, низкой теплопроводности, удобству обработки. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянная архитектура — один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека.
Введение…………………………………………………………………………...1
Что представляет собой домовая резьба………………………………….3
Домовая резьба города Барнаула, памятники регионального значения..6
Заключение………………………………………………………………………...9
Глосарий………………………………………………………………………….11
Список иллюстраций…………………………………………………………….15
Список литературы………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глосарий…………………………………………………………
Список иллюстраций…………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Иллюстрации…………………………………………………
Введение
Деревянное зодчество — обширная область архитектуры, обладающая особой спецификой, определяемой характером материала и строительными приемами. Дерево является прекрасным строительным материалом благодаря своей прочности, легкости, низкой теплопроводности, удобству обработки. Поэтому в местностях, богатых лесом, деревянная архитектура — один из древнейших видов архитектурно-строительной деятельности человека.
Выразительность деревянной архитектуры достигается простыми геометрическими формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естественной фактурой и текстурой дерева и декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчеркивающей ее красоту. При огромном богатстве и разнообразии образных решений и композиционных вариантов, определяемых социально-экономическими, историческими и природно-климатическими условиями, всем типам деревянных сооружений (жилым, хозяйственным, культовым, оборонительным) присущи единые строительные приемы. Издавна сложились две конструктивные системы деревянных построек — срубная и каркасная, которые существовали на протяжении многих веков и почти без изменений дошли до нашего времени.
На заре своего существования город Барнаул, находясь в окружении лесов, был деревянным. Несмотря на то, что в середине ХVIII века он имел деревянные оборонительные сооружения (Барнаульская крепость при сереброплавильном заводе), на то, что первые сооружения, в том числе и культовые, были выполнены из дерева, в настоящее время в городе из деревянных сооружений сохранились преимущественно жилые дома конца
ХIХ — начала ХХ веков, при строительстве которых часто обращались к формам и декору народной деревянной архитектуры, а также дома, построенные с применением различных архитектурных стилей и их эклектичного смешивания. Повсеместно становилось модным строить дома в русском стиле.
Дома в духе народной архитектуры особой популярностью пользовались у купечества и предпринимателей. Торговые дома, богатые особняки,
исполненные в дереве, росли на центральных улицах города.
Объекты деревянной архитектуры города Барнаула прежде всего можно разделить на две группы: это памятники истории, связанные с историческими событиями или жизнедеятельностью людей, и памятники архитектуры — здания, обладающие признаками уникальности.
Причем памятники истории являются в основном обычной деревянной застройкой, причина постановки на государственный учет связана с каким − либо историческим фактом, ценнность их заключается в подлинности.
Ценность же памятников деревянной архитектуры обусловлена прежде всего уникальностью объектов, необычностью их объемно-планировочного решения или декоративного оформления. Наиболее яркие образцы имеют статус памятников федерального значения. Таких зданий в городе три: это «Дом купца Шадрина» на пр. Красноармейском, 8, «Дом А. А. Лесневского» на ул. Ползунова, 56 и «Гостиница «Империал», располагавшаяся на ул. Малой Олонской, 28 и утраченная в настоящее время.
Остальные памятники деревянной архитектуры носят статус объектов регионального значения.
Что представляет собой домовая резьба
Домовая резьба — это метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.
Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего использовали для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Наиболее яркой частью жилища всегда были — карнизы, наличники, крыльцо. Резной орнамент - набор наиболее устойчивых символов, знаков — так называемый «овеществлённый» миф. Символы эти, в глубоком прошлом, несли магико-заклинательную и обережную функцию, которую Б. А. Рыбаков назвал «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.
Домовой резьбой украшались крыльцо, наличники, карнизы, причелины. Простые геометрические мотивы — повторяющиеся ряды треугольников, полукружий, причелин с кистями обрамляющих «своды» - фронтоны двускатной крыши домов. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет. Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна в представлении о доме — являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала — небесный мир, на ней изображались символы Солнца. На сводчатых очельях присутствовали символы зооморфных (змеи с растительными изогнутыми телами, величавые птицы с поднятыми крыльями и пышными хвостами), фитоморфных (стебли, ростки, цветы) и освящённых солярными крестами и розетками.
Виды резьбы:
Плосковыемчатая резьба
Характерная особенность — плоский основной фон, в который врезаны элементы, т.е. все элементы резьбы находятся ниже уровня фона.
Контурная резьба — очевидно, самая простая резьба, давшая начало всем остальным видам.
Скобчатая (ногтевидная) резьба — может рассматриваться как подвид контурной, поскольку не отличается особой сложностью. Узор создается различными вариантами сочетания разных по направлению и размерам скобок - полукруглых насечек на плоском фоне.
Чернолаковая резьба (резьба по черному лаку) — заготовка покрывается черным лаком или краской, а затем на нем прорезаются линии. Таким образом и создается узор. Характерная игра контраста передает порой, интересные сюжеты.
Геометрическая резьба — основные элементы - геометрические фигуры получаются из множественного сочетания сколышков и пирамид.
Рельефная резьба
Характерная особенность — основной фон находится на уровне рисунка или значительно ниже его. Резные элементы не врезаны в фон, как в видах плосковыемчатой резьбы, а наоборот, поднимаются над фоном.
Плоскорельефная резьба — фон на уровне рисунка (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с подушечным фоном)
Глухая — (иногда называют такую резьбу плоскорельефной с выбранным фоном) фон выбирается, а вот насколько глубоко по отношению к рисунку, определяет подвиды этой резьбы
Барельефная — не очень глубоко, рисунок имеет низкий рельеф
Горельефная — значительно глубже, рисунок имеет высокий рельеф
Кудринская (абрамцево-кудринская) резьба — зародилась в деревне Кудрино усадьбы Абрамцево, поэтому носит как одинарное, так и двойное название. Характерна особенным узором, который невозможно спутать ни с каким другим.
Татьянка — относительно свежий вид резьбы, изобретенный в конце 20 века нашим соотечественником. Название свое резьба получила в честь супруги автора. Резьба относительно проста и очень насыщена растительными элементами. При желании доступна резчикам любых возрастов, ограничений нет.
Сквозная резьба
Из названия понятно, что такая резьба имеет сквозные отверстия, главным образом удаляются участки фона. За кажущуюся воздушность, легкость и схожесть с кружевом часто носит название ажурной резьбы. Имеет два незначительно отличающихся вида:
Прорезная — участки фона прорезаются стамесками
Пропильная — участки фона пропиливаются пилой или лобзиком (в таком случае можно говорить о выпиливании).[1]
Домовая резьба города Барнаула, памятники регионального значения
«ЖИЛОЙ ДОМ», кон. XIX — нач. XX в.
Алтайский край, г. Барнаул, ул. Анатолия, 105 (1)
Категория охраны — объект культурного наследия регионального значения
(Решение исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных
депутатов от 24.03.1989 № 108)
Здание построено в 1906 г., располагается в исторической части города Барнаула в ряду непрерывной застройки, главным северо-западным фасадом выходит на красную линию улицы Анатолия.[4]
Двухэтажное бревенчатое здание, рубленное «в лапу», обшитое тесом, имеет прямоугольной формы в плане основной объем, к которому по северо-восточному фасаду примыкает двухэтажный объем сеней с лестничной клеткой, имевший первоначально парадный вход с красной линии улицы, в настоящее время вход организован со двора. Крыша над основным объемом вальмовая, над объемом сеней — односкатная. Фасады здания по периметру завершаются развитым карнизом и фризом с пропильной волнообразной резьбой. Главный фасад разделен небольшим междуэтажным поясом.
Углы и места врубок по главному фасаду оформлены лопатками с накладным геометрическим орнаментом.
Главный фасад в пять оконных осей имеет более ярко выраженное декоративное убранство. Высокие окна второго этажа имеют наличники одинакового рисунка с наличниками первого этажа. Прямоугольные проемы окон украшены резными наличниками с пропильной и накладной резьбой, дополнены сандриками лучковых очертаний. Очелья декорированы накладной орнаментальной резьбой в виде стилизованных фигурок птиц в геральдической композиции, декор наличников дополнен каннелированными полуколоннами и резными ушами. По углам очелья токарные рюмочки. Фартуки наличников декорированы пояском пропильной резьбы и дополнены резьбой растительного орнамента на втором этаже. Оконные проемы имеют заполнение Т-образной формы с фрамугами. Дворовый юго-восточный фасад в три оконные оси, имеет одиночные и спаренные окна, которые обрамлены профилированными рамочными наличниками.
В цветовом решении фасадов карниз и декоративные элементы выделены более светлым тоном, чем обшивка здания. Планировка этажей идентична, за исключением северо-восточной угловой части, где на первом этаже большое помещение разделено перегородками на короткий коридор и две комнаты.
Здание является примером городского деревянного дома с резным декором в формах эклектики с элементами традиционного народного зодчества. В настоящее время используется как многоквартирный жилой дом.[2]
«ОСОБНЯК КУПЕЧЕСКИЙ (реконструкция)», нач. XX в.
Алтайский край, г. Барнаул, ул. Анатолия, 106а (2)
Категория охраны — объект культурного наследия регионального значения
(Постановление Алтайского
краевого Законодательного
от 28.12.1994 № 169)
Деревянный дом расположен в исторической части города Барнаула на улице Анатолия с отступом от красной линии, в советский период использовался как многоквартирное жилье.
В 1985 году была проведена реконструкция с приспособлением его под Дом архитектора. В декоре фасадов появились элементы модерна, на первом этаже сделан камин, здание подключено к централизованной системе отопления. Дом архитектора был открыт в здании 1 октября 1985 года. Члены Алтайской организации Союза архитекторов СССР проводили здесь авторские и групповые выставки, творческие встречи, читали лекции. В настоящее время в здании располагается Алтайская краевая общественная организация Союза архитекторов Российской Федерации. Бревенчатое здание с подвалом, рублено «в лапу». Стены подвала кирпичные, приямки для окон с закругленными углами.[4]
В плане близкое к прямоугольной форме с двумя ризалитами по главному фасаду, здание состоит из двух разновысоких объемов. Двухэтажный, расположенный в северо-восточной части объем формирует правый фланг главного фасада, являющийся композиционным акцентом, здесь устроен парадный вход в здание, который имеет трехчастный проем, обрамленный общим наличником. По центру устроена одностворчатая деревянная
дверь, нижняя половина которой филенчатая, верхняя — с девятичастной расстекловкой. Над дверью имеется фрамуга. Перед входом — крыльцо с деревянными ступенями и перилами, ограждение крыльца металлическое кованое. В уровне второго этажа по этой композиционной оси расположен овальный проем с дверью выхода на балкон, выполненный в виде деревянной площадки и кованого металлического ограждения с деревянным поручнем. Двухэтажный объем завершен треугольным щипцом, увенчанным фигурным деревянным шпилем.
Главный фасад одноэтажного объема имеет пять оконных осей, он фланкирован ризалитом в две оконные оси и завершен в уровне кровли треугольным щипцом. В тимпанах щипцов имеются круглые слуховые окна с оформлением накладной резьбой в виде солнца.
Стены завершает большого выноса карниз, подшитый тесом и украшенный подзором по главному и боковым фасадам. Под карнизом со стороны главного и бокового северо-восточного фасада проходит фриз из вертикальных дощечек со свесами в виде цветка крина. Фриз из горизонтальных тесин имеет дворовый и боковой юго-западный фасад.
Прямоугольные оконные проемы обрамлены наличниками с ушами, в верхней части декорированными плоскими стилизованными завитками. Расстекловка окон Т-образная с форточкой. Наличник входного узла дополнен деревянным декором в виде объемных кистей.
По боковому северо-восточному фасаду двухэтажного объема три оконных проема на втором этаже и два — на первом. Боковой юго-западный фасад одноэтажного объема выполнен в четыре оконные оси, дворовый в уровне первого этажа — в пять, на втором — две оконные оси. К юго-западному фасаду дома примыкает кирпичный тамбур с лестницей в подвал.