Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, реферат
Искусство художественной эмали насчитывает более двух тысяч лет. Классическая история искусства рассматривает развитие художественного эмалирования в связи с формированием культуры центрально - европейских стран.
Несмотря на значительную и убедительную историю, художественное эмалирование все еще находится в процессе развития, и качество работы определяет в первую очередь практический опыт эмальера, так как сложные проблемы состава эмалей, обжига и сцепления металла с эмалью, а также многие другие технические вопросы продолжают совершенствоваться. Художники, работающие сегодня с традиционными ювелирными эмалями, также активно используют и горячие технические эмали, что позволяет им расширить художественную выразительность современных образов и форм. Произведения российских художников – эмальеров по достоинству оценены не только на отечественных профессиональных художественных выставках, но и на крупнейших международных форумах: в старинном эмальерном центре Европы – Лиможе (Франция), в Ла Корунье (Испания), Ковингтоне (США) и других городах и странах мира.
1.Введение
2.Древнерусская Эмаль
3.Художественная Эмаль
4.Драгоценная История Эмали
5.Эмаль,Свойства,Состав,Применение
6.Эмаль в Декоративно-прикладном искусстве
7.Список литературы
Государственная
образовательное учереждение
Факультет Искусств
По дисциплине: История
Отечественного Изобразительного Искусства
На тему: Древне-Русская
Эмаль
Санкт-
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2.Древне
Русская Эмаль………………………………………..
3.Художественная Эмаль……………………………………….4
4.Драгоценная История Эмали………………………………...6
5.Эмаль,Свойства,Состав,
6.Эмаль в Декоративно-прикладном искусстве……………..12
7.Список
литературы……………………………………………13
Введение:
Искусство художественной
эмали
насчитывает более
двух тысяч лет. Древнейшими из известных
изделий с использованием эмали
являются металлические предметы с
впаянными пластинками синего стекла,
изготовленные между 1425 и 1300 гг. до н. э.,
которые были найденные в Микенах (Греция).
С VI в. до н. э. греки систематически наплавляли
эмаль на золотые украшения. Значительный
вклад в технологию внесли Иран (Персия),
Индия и Китай. Классическая история искусства
рассматривает развитие художественного
эмалирования в связи с формированием
культуры центрально - европейских стран.
Эталонными образцами, оказавшими решающее
влияние на ювелирное искусство средневековой
Европы, считаются перегородчатые византийские
эмали по золоту, созданные до XII в.
Основным технологическим принципом
эмалирования является обжиг металла
и цветной стекловидной массы (эмали),
при котором происходит прочное соединение,
сцепление материалов друг с другом при
высокой температуре. Традиционными приемами
художественного эмалирования являются
перегородчатые эмали, выемчатые, эмали
по чеканному рельефу, витражная эмаль,
живописная эмаль, миниатюра на эмали,
эмаль по гильошированному фону.
Несмотря на значительную
и убедительную историю, художественное
эмалирование все еще находится в процессе
развития, и качество работы определяет
в первую очередь практический опыт эмальера,
так как сложные проблемы состава эмалей,
обжига и сцепления металла с эмалью, а
также многие другие технические вопросы
продолжают совершенствоваться. Художники,
работающие сегодня с традиционными ювелирными
эмалями, также активно используют и горячие
технические эмали, что позволяет им расширить
художественную выразительность современных
образов и форм. Произведения российских
художников – эмальеров по достоинству
оценены не только на отечественных профессиональных
художественных выставках, но и на крупнейших
международных форумах: в старинном эмальерном
центре Европы – Лиможе (Франция), в Ла
Корунье (Испания), Ковингтоне (США) и других
городах и странах мира.
Древне-Русская
Эмаль
Финифть-
древнее название
эмали, от греческого «
В качестве основания для росписи по эмали
используется пластинка из тонкого медного
листа необходимой формы и размера, выпуклая
с лицевой стороны.
Основой для живописи служит эмалевый
грунт. Он наносится на лицевую сторону
пластинки в три слоя. После нанесения
каждого слоя пластинка просушивается
в сушильном шкафу и обжигается в муфельной
печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится,
а поверхность не станет гладкой.
Роспись пластинки начинается с рисунка,
который выполняется сначала на бумаге.
Затем под него подкладывается чистый
лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается
иглой. На нижнем листе получается точечный
отпечаток рисунка. Этот лист накладывается
на лицевую поверхность загрунтованной
пластинки и натирается смешанной со скипидаром
сажей, в результате чего рисунок переводится
на эмалевую основу.
На первой стадии росписи по эмали тонкой
кистью делается "подмалевок"- наносятся
основные цвета. После этого пластинка
обжигается в муфельной печи, пока краски
не сплавятся и не приобретут яркость
и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка
остужается и следует первая прописка,
в ходе которой выявляются основные детали
изображения и светотени. Затем пластинка
вновь просушивается, обжигается и остужается.
В процессе второй прописки выявляются
второстепенные детали, прорабатываются
полутона и уточняются цветовые отношения.
Производится третий обжиг.
При создании несложной композиции с использованием
ограниченной красочной палитры роспись
заканчивается на втором или третьем этапе.
Для написания сложной миниатюры, богатой
цветовыми оттенками, требуется от 4 до
7 прописок и столько же обжигов. Законченный
вид финифти, как ювелирному изделию, придает
оправа, она изготавливается ювелиром.
Роспись по эмали практически вечно сохраняет
чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она
не подвергается воздействию таких разрушительных
факторов, как свет, перепады температуры
и влажности, загрязнение.
Скань (от др.-рус. скать — свивать),
филигрань — вид ювелирной техники: ажурный
или напаянный на металлический фон узор
из тонкой золотой, серебряной или медной
проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.
Изделия из скани часто дополняются зернью
(маленькие серебряные или золотые шарики)
и эмалью.
Художественная
эмаль –
"Если
живопись выполняется
эмалевыми красками,
а затем помещается
в огонь и там
обжигается .... то
живопись на эмали
вечна."
Леонардо
да Винчи
Эмаль знали и ценили с древних времен. Эта трудоемкая и сложная техника применялась в украшениях из золота, серебра и бронзы. Первоначально в Древнем Египте эмаль использовалась в качестве имитации драгоценных камней. Постепенное развитие и передача секретов мастерства выразились в применении широких декоративных возможностей эмали при изготовлении как предметов религиозного культа, так и предметов роскоши.
Богатая палитра ярких, свежих, блестящих красок привлекала к овладению техникой эмалирования ювелиров и художников всех эпох и народов.
Эмалью украшали предметы женского убора, ожерелья, перстни,кулоны, серьги, драгоценную посуду, церковную утварь. Эмаль применялась в сочетании с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой.
Процесс нанесения эмали и последующего обжига требует умения, терпения и знания секретов цвета и свойств эмалевой массы. Кусочки эмали перетираются в мельчайший порошок в яшмовой ступке. Порошок - шихта, травится кислотой, моется, накладывается на изделие,нагревается от 750 до 900 градусов. Шихта расплавляется и превращается в стекло, жидкое стекло растекается по поверхности изделия. Изделие вынимается из муфельной печи, остывает. После этого следует шлифовка, полировка и т.д. Любая ошибка в этих операциях приводит к безнадежной порче изделия. Возникают безвозвратные утраты. Изготовление эмали подобно волшебству. Это алхимия цвета. Сквозь эмаль просвечивает металлическая основа и, если смотреть на нее под разным углом зрения, - эмаль оживает. Древние китайцы, используя этот эффект, изображали в эмали рыб, которые то появлялись, то исчезали на стенках священного бронзового сосуда...
Художественное
эмалирование относится к элитарным
видам искусства. Сложный и дорогостоящий
технологический процесс изготовления
определяют стоимость эмали. Это редкое
ремесло, в нем работа художника напоминает
священнодействие, в результате которого
на раскаленной докрасна меди возникает
сказочный мир алхимического брака света,
цвета и огня. Поэтому каждое изделие с эмалью
единственно и неповторимо в своем роде.
Красиво, дорого, вечно… Пожалуй, мало что из созданного руками человека обладает всеми этими характеристиками, но однозначно, все они относятся к эмали. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и зачастую могли поспорить с ними по красоте. А секрет их создания строго хранился и передавался от мастера к ученику.
Эмаль впервые
появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре.
Но и древний Египет, Китай, Япония с давних
пор славились изделиями, украшенными
эмалью. Также знамениты эмали грузинские.
В Западной Европе наиболее известны французские
(лиможские – по названию города Лимож).
Знала эмаль и Древняя Русь: эмалью украшались
предметы роскоши и культового назначения
– чаши, потиры, оклады икон и книг, она
широко применялась при создании предметов
дворцового и парадного обихода – государственных
регалий, головных уборов, костюмов, оружия,
драгоценностей.
Сам термин «эмаль» распространился в
России сравнительно недавно, в конце
XIX века. Он вытеснил старый термин – финифть
(от латинского fingitis – твердый, блестящий
камень), пришедший из Византии. Основой
ювелирной эмали служит стекло с примесью
той или иной окиси металла, придающей
эмали определенный цвет. Техника эмали
может быть холодной, без употребления
обжига, и горячей, при которой огонь является
соавтором художника. Горячая эмаль сочетает
в себе много различных техник и способов
обработки и металла, и самой эмали, дающих
возможность разнообразных решений как
декоративных, так и живописных.
Виды эмали
Одной из самых древних техник горячей
эмали является выемчатая эмаль. Она
была известна еще египтянам, ассирийцам
и финикийцам, а особого расцвета достигла
в Византии. Искусные образцы этой техники
сохранились в Грузии и в курганах домонгольской
Руси: на изделии делаются специальные
углубления — выемки, которые затем заполняются
эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее
краска.
Перегородчатая эмаль – еще одна древняя сложная техника, существует несколько её вариантов. Перегородчатая эмаль с ленточными перегородками: из тонкого золотого листа (несколько десятых, а иногда и сотых миллиметра) нарезаются узкие «ленточки», из которых потом с помощью пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и припаиваются к основе (золотому листу). Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями.
Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки: здесь перегородки изготовляют не из листового металла, а из серебряной проволоки. Примером этой техники могут служить китайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов: подносов, блюд, ваз, светильников, декоративных фигур животных и птиц.
Филигранные перегородчатые эмали
характерны для
Оконная эмаль была известна в Италии уже в XVI веке. Она применяется в ювелирных украшениях - серьгах, кулонах, подвесках, а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой для неё служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины.
Сплошные эмали, в отличие от перегородчатых, сплошь покрывают металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Они также делятся на несколько видов. Прежде всего, это расписные и живописные эмали, представляющие собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевыми красками на металлической основе. Эта техника имеет очень много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Живопись по эмали требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись, размеры которой измеряются сантиметрами, а во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и мастер работает по воображению.
Просвечивающая или рельефная эмаль была известна уже в XIV веке в Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она отличается тем, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью так, что его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее.
К этой технике относится и гильошированная эмаль, получившая большое распространение в XVI-XVII веках. В XIX веке гравировка «гильоше» осуществлялась машинным способом, чем достигалась равномерная фактура в виде волнообразных, параллельных или лучевых линий. Отражая свет, проникавший через эмаль, она создавала своеобразный муаровый эффект. Особенно славились выполненные в этой технике эмали фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1842 году выходцем из Франции Густавом Фаберже.