Древнерусская эмаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Искусство художественной эмали насчитывает более двух тысяч лет. Классическая история искусства рассматривает развитие художественного эмалирования в связи с формированием культуры центрально - европейских стран.
Несмотря на значительную и убедительную историю, художественное эмалирование все еще находится в процессе развития, и качество работы определяет в первую очередь практический опыт эмальера, так как сложные проблемы состава эмалей, обжига и сцепления металла с эмалью, а также многие другие технические вопросы продолжают совершенствоваться. Художники, работающие сегодня с традиционными ювелирными эмалями, также активно используют и горячие технические эмали, что позволяет им расширить художественную выразительность современных образов и форм. Произведения российских художников – эмальеров по достоинству оценены не только на отечественных профессиональных художественных выставках, но и на крупнейших международных форумах: в старинном эмальерном центре Европы – Лиможе (Франция), в Ла Корунье (Испания), Ковингтоне (США) и других городах и странах мира.

Содержание работы

1.Введение
2.Древнерусская Эмаль
3.Художественная Эмаль
4.Драгоценная История Эмали
5.Эмаль,Свойства,Состав,Применение
6.Эмаль в Декоративно-прикладном искусстве
7.Список литературы

Файлы: 1 файл

Искусство художественной эмали.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)
 

Государственная образовательное учереждение высшего  профессионального образования  «Лененградский Государственный университет  им. А.С. Пушкина 

Факультет Искусств 
 
 
 

                              Реферат 
 

По дисциплине: История  Отечественного Изобразительного Искусства 

На тему: Древне-Русская Эмаль 
 
 
 
 
 
 
 

                                    Выполнила: студентка 1курса

                                    Андреева Юлия Петровна

                                    Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Санкт-Петербург2009 
 
 

      Содержание.

1.Введение…………………………………………………………1

2.Древне  Русская Эмаль………………………………………...2

3.Художественная  Эмаль……………………………………….4

4.Драгоценная  История Эмали………………………………...6

5.Эмаль,Свойства,Состав,Применение……………………….9

6.Эмаль  в Декоративно-прикладном  искусстве……………..12

7.Список  литературы……………………………………………13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Искусство художественной эмали   

насчитывает более  двух тысяч лет. Древнейшими из известных  изделий с использованием эмали  являются металлические предметы с  впаянными пластинками синего стекла, изготовленные  между 1425 и 1300 гг. до н. э., которые были найденные в Микенах (Греция). С VI в. до н. э. греки систематически наплавляли эмаль на золотые украшения. Значительный вклад в технологию внесли Иран (Персия), Индия и Китай. Классическая история искусства рассматривает развитие художественного эмалирования в связи с формированием культуры центрально - европейских стран. Эталонными образцами, оказавшими решающее влияние на ювелирное искусство средневековой Европы,  считаются перегородчатые византийские эмали по золоту, созданные  до XII в. 
     Основным технологическим принципом эмалирования является обжиг металла и цветной стекловидной массы (эмали), при котором происходит прочное соединение, сцепление материалов друг с другом при высокой температуре. Традиционными приемами художественного эмалирования являются перегородчатые эмали, выемчатые, эмали по чеканному рельефу, витражная эмаль, живописная эмаль, миниатюра на эмали, эмаль по гильошированному  фону.  
     
Несмотря на значительную и убедительную историю, художественное эмалирование все еще находится в процессе развития, и качество работы определяет в первую очередь практический опыт эмальера, так как сложные проблемы состава эмалей, обжига и сцепления металла с эмалью, а также многие другие технические вопросы продолжают совершенствоваться.  Художники, работающие сегодня с традиционными ювелирными эмалями, также активно используют и горячие технические эмали, что позволяет им расширить художественную выразительность современных образов и форм. Произведения российских художников – эмальеров по достоинству оценены не только на отечественных профессиональных художественных выставках, но и на крупнейших международных форумах: в старинном эмальерном центре Европы – Лиможе (Франция), в Ла Корунье (Испания), Ковингтоне (США) и других городах и странах мира.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Древне-Русская  Эмаль 
       

Финифть- 

 древнее название  эмали, от греческого «фингитис», что в переводе означает «светлый, блестящий камень». Финифтью назывались  все виды эмали в Древней  Греции и затем в Византии, откуда искусство художественной эмали в Х веке пришло в Россию. Начиная с самых ранних времён, эмаль использовалась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней, а иногда могли поспорить с ними по красоте. Сейчас термином «финифть» называется одна конкретная техника - роспись по эмали. Ее уникальность в долговечности, проверенной столетиями, так как прошедшие через огонь краски веками не теряют яркость и блеск. Элитарный, эксклюзивный характер эмалевых миниатюр обусловлен высоким живописным мастерством художника и чрезвычайно сложным, трудоемким процессом их изготовления. 
В качестве основания для росписи по эмали используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. 
Основой для живописи служит эмалевый грунт. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 0С, пока эмаль не сплавится, а поверхность не станет гладкой.  
Роспись пластинки начинается с рисунка, который выполняется сначала на бумаге. Затем под него подкладывается чистый лист бумаги, и рисунок по контуру прокалывается иглой. На нижнем листе получается точечный отпечаток рисунка. Этот лист накладывается на лицевую поверхность загрунтованной пластинки и натирается смешанной со скипидаром сажей, в результате чего рисунок переводится на эмалевую основу.  
На первой стадии росписи по эмали тонкой кистью делается "подмалевок"- наносятся основные цвета. После этого пластинка обжигается в муфельной печи, пока краски не сплавятся и не приобретут яркость и блеск. Извлеченная из муфеля пластинка остужается и следует первая прописка, в ходе которой выявляются основные детали изображения и светотени. Затем пластинка вновь просушивается, обжигается и остужается. 
В процессе второй прописки выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Производится третий обжиг. 
При создании несложной композиции с использованием ограниченной красочной палитры роспись заканчивается на втором или третьем этапе. Для написания сложной миниатюры, богатой цветовыми оттенками, требуется от 4 до 7 прописок и столько же обжигов. Законченный вид финифти, как ювелирному изделию, придает оправа, она изготавливается ювелиром. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета. Она не подвергается воздействию таких разрушительных факторов, как свет, перепады температуры и влажности, загрязнение. 
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Художественная  эмаль 

              "Если  живопись выполняется  эмалевыми красками, а затем помещается  в огонь и там  обжигается .... то  живопись на эмали  вечна." 
                                                                   Леонардо да Винчи                                            

Эмаль знали и  ценили с древних времен. Эта трудоемкая и сложная техника применялась  в украшениях из золота, серебра  и бронзы. Первоначально в Древнем  Египте эмаль использовалась в качестве имитации драгоценных камней. Постепенное развитие и передача секретов мастерства выразились в применении широких декоративных возможностей эмали при изготовлении как предметов религиозного культа, так и предметов роскоши.

Богатая палитра  ярких, свежих, блестящих красок привлекала к овладению техникой эмалирования ювелиров и художников всех эпох и народов.

Эмалью украшали предметы женского убора, ожерелья, перстни,кулоны, серьги, драгоценную посуду, церковную  утварь. Эмаль применялась в сочетании  с драгоценными камнями, сканью, чеканкой, гравировкой.

Процесс нанесения  эмали и последующего обжига требует  умения, терпения и знания секретов цвета и свойств эмалевой массы. Кусочки эмали перетираются в  мельчайший порошок в яшмовой  ступке. Порошок - шихта, травится кислотой, моется, накладывается на изделие,нагревается от 750 до 900 градусов. Шихта расплавляется и превращается в стекло, жидкое стекло растекается по поверхности изделия. Изделие вынимается из муфельной печи, остывает. После этого следует шлифовка, полировка и т.д. Любая ошибка в этих операциях приводит к безнадежной порче изделия. Возникают безвозвратные утраты. Изготовление эмали подобно волшебству. Это алхимия цвета. Сквозь эмаль просвечивает металлическая основа и, если смотреть на нее под разным углом зрения, - эмаль оживает. Древние китайцы, используя этот эффект, изображали в эмали рыб, которые то появлялись, то исчезали на стенках священного бронзового сосуда...

Художественное  эмалирование относится к элитарным  видам искусства. Сложный и дорогостоящий  технологический процесс изготовления определяют стоимость эмали. Это редкое ремесло, в нем работа художника напоминает священнодействие, в результате которого на раскаленной докрасна меди возникает сказочный мир алхимического брака света, цвета и огня. Поэтому каждое изделие с эмалью единственно и неповторимо в своем роде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Драгоценная история эмали

  Красиво, дорого, вечно… Пожалуй, мало что из    созданного руками человека обладает всеми этими характеристиками, но однозначно, все они относятся к эмали. Эмали во все времена ценились на уровне драгоценных камней и зачастую могли поспорить с ними по красоте. А секрет их создания строго хранился и передавался от мастера к ученику.

  Эмаль впервые появилась в 1400 г. до нашей эры на Кипре. Но и древний Египет, Китай, Япония с давних пор славились изделиями, украшенными эмалью. Также знамениты эмали грузинские. В Западной Европе наиболее известны французские (лиможские – по названию города Лимож). Знала эмаль и Древняя Русь: эмалью украшались предметы роскоши и культового назначения – чаши, потиры, оклады икон и книг, она широко применялась при создании предметов дворцового и парадного обихода – государственных регалий, головных уборов, костюмов, оружия, драгоценностей.  
Сам термин «эмаль» распространился в России сравнительно недавно, в конце XIX века. Он вытеснил старый термин – финифть (от латинского fingitis – твердый, блестящий камень), пришедший из Византии. Основой ювелирной эмали служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет. Техника эмали может быть холодной, без употребления обжига, и горячей, при которой огонь является соавтором художника. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки и металла, и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений как декоративных, так и живописных.

Виды эмали  
Одной из самых древних техник горячей эмали является выемчатая эмаль. Она была известна еще египтянам, ассирийцам и финикийцам, а особого расцвета достигла в Византии. Искусные образцы этой техники сохранились в Грузии и в курганах домонгольской Руси: на изделии делаются специальные углубления — выемки, которые затем заполняются эмалью. Чем глубже выемка, тем темнее краска.

Перегородчатая эмаль – еще одна древняя сложная техника, существует несколько её вариантов. Перегородчатая эмаль с ленточными перегородками: из тонкого золотого листа (несколько десятых, а иногда и сотых миллиметра) нарезаются узкие «ленточки», из которых потом с помощью пинцета выгибаются перегородки, соответствующие контурам рисунка, и припаиваются к основе (золотому листу). Затем каждую ячейку, образованную перегородками, заполняют цветной эмалью и после просушки обжигают. Операция повторяется несколько раз. Этот вид эмалевой техники применяется для небольших ювелирных золотых изделий — как орнаментальных, так и с лицевыми изображениями.

Перегородчатые эмали с перегородками из проволоки: здесь перегородки изготовляют не из листового металла, а из серебряной проволоки. Примером этой техники могут служить китайские эмали, которые применяются для декорирования самых различных предметов: подносов, блюд, ваз, светильников, декоративных фигур животных и птиц.

Филигранные перегородчатые эмали

 характерны для древнерусского  ювелирного искусства XVI-XVII веков. Изготовляются они из золота, серебра или меди. Филигранной перегородчатой эмалью украшают самые различные предметы: посуду, ювелирные украшения, ларцы, коробочки, церковную утварь, оклады икон. Перегородки в данном случае делаются из крученых металлических нитей, как правило, изогнутых в виде завитков, образующих сложный кружевной узор.

  Оконная эмаль была известна в Италии уже в XVI веке. Она применяется в ювелирных украшениях - серьгах, кулонах, подвесках, а также для абажуров, фонарей и лампад. Основой для неё служит ажурная филигрань, просветы в которой заполняются мокрой молотой эмалевой массой. Затем изделие осторожно просушивают и немедленно обжигают. Эмаль сплавляется и превращается в стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Цветные прозрачные эмали чистых цветов напоминают драгоценные камни — аметисты, сапфиры, рубины.

Сплошные эмали, в отличие от перегородчатых, сплошь покрывают металлическую основу, имеющую лишь конструктивное значение. Они также делятся на несколько видов. Прежде всего, это расписные и живописные эмали, представляющие собой тончайшую миниатюрную живопись эмалевыми красками на металлической основе. Эта техника имеет очень много общего с живописью по фарфору и выполняется теми же красками. Живопись по эмали требует от художника большого профессионального мастерства. Ее основные особенности заключаются, во-первых, в том, что это — миниатюрная живопись, размеры которой измеряются сантиметрами, а во-вторых, краски при обжиге изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, и мастер работает по воображению.

Просвечивающая или рельефная эмаль была известна уже в XIV веке в Италии, а затем распространилась и по другим странам. Она отличается тем, что невысокий, металлический рельеф сплошь покрывают прозрачной (или полупрозрачной) эмалью так, что его наиболее высокие части скрыты под слоем эмали. В результате все рельефное изображение просвечивает сквозь эмаль, причем выступающие элементы просвечивают сильнее.

К этой технике  относится и гильошированная эмаль, получившая большое распространение в XVI-XVII веках. В XIX веке гравировка «гильоше» осуществлялась машинным способом, чем достигалась равномерная фактура в виде волнообразных, параллельных или лучевых линий. Отражая свет, проникавший через эмаль, она создавала своеобразный муаровый эффект. Особенно славились выполненные в этой технике эмали фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1842 году выходцем из Франции Густавом Фаберже.

Информация о работе Древнерусская эмаль