Древняя Византия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий).

Содержание работы

1. Введение
I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)
1. Новое в изобразительном искусстве 6
2. Архитектура 8
3. Изобразительное искусство 12
II этап (середина VIIв – начало XIIIв)
1. Изобразительное искусство 21
2. Архитектура 23
III этап (XIIIв. – середина XVв)

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.85 Кб (Скачать файл)

Реферат: Древняя  Византия

(истоки искусства  Древней Византии)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                       Севрук Наталья

 

Проверил:                                                                        Тихонова Татьяна Павловна

 

 

 

 

Курск 2009 г.

Содержание:

1. Введение

I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)

1. Новое в изобразительном искусстве 6

2. Архитектура 8

3. Изобразительное искусство 12

II этап (середина VIIв – начало XIIIв)

1. Изобразительное искусство 21

2. Архитектура 23

III этап (XIIIв. – середина XVв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Византийское  государство оформилось в результате отделения восточной части Римской  империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало  свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя  в ходе турецкого нашествия. Началом  Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и  западную. Столицей восточной части  империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий).

Византия, - одно из государств, которое внесло большой  вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые  отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью  эстетического мышления, глубиной философской  мысли. По силе выразительности и  глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран  средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  своеобразной и воистину блестящей  культуры. Если пытаться отделить византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

1. В Византии  была языковая общность (основным  языком был греческий);

2. В Византии  была религиозная общность (основной  религией было христианство в  форме православия);

3. В Византии  при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

4. Византийскую  империю всегда отличали устойчивая  государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация, оказывавшая воздействие  на многие соседние страны, сама подвергалась влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.

В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее  латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось  вступать в разнообразные контакты с народами, стоявшими на несколько  или значительно более низкой стадии развития (византийцы называли их "варварами"). Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.

Неиссякаемым  источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов  жило, действовало и пробивало  себе дорогу новое, творческое начало. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три  периода:

1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества.

2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в

Византии.

3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства  можно рассматривать как важнейший  этап в формировании мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и  принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия  неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников: Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

 

I период

 

Новое в изобразительном  искусстве

 

Коренные изменения  происходят в сфере изобразительного искусства и эстетических воззрений  византийского общества. Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии. Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению. Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и восточно-христианскому художественному искусству. В ранний период в византийском искусстве как бы слились рафинированная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизма наивной, порой грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока.

Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций.

В IV-V вв. в искусстве  Византии были еще сильны позднеантичные традиции. Если классическое античное искусство отличалось умиротворенным монизмом, если оно не знало борьбы духа и тела, а его эстетический идеал воплощал гармоническое единство телесной и духовной красоты, то уже  в позднеантичном художественном творчестве намечается трагический конфликт духа и плоти. Монистическая гармония сменяется столкновением противоположных  начал, "дух как бы пытается сбросить оковы телесной оболочки". В дальнейшем византийское искусство преодолело конфликт духа и тела, его сменила  спокойная созерцательность, призванная увести человека от бурь земной жизни  в сверхчувственный мир чистого духа.

 Это "умиротворение" происходит в результате признания превосходства духовного начала над телесным, победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского искусства отныне становится стремление художника воплотить в художественном образе трансцендентную идею. В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

Расцвет византийского  искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.

 

Архитектура

 

Непревзойденным шедевром византийского творчества стал построенный в 
30-х годах VI в. храм св. Софии. Христианская Византия также посвятила много труда украшению храма Единого Бога. Церкви Константинополя поражали своей величественной архитектурой и великолепием отделки внутри.

Но со времени  Юстиниана гордостью Константинополя, или Византии, стал построенный этим императором храм святой Софии, в память усмирения бунта, когда этот государь едва не лишился престола.

Задумав соорудить  храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим  зодчим своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

Он желал, чтобы  воздвигаемый храм стал для него великим  памятником, и потому не щадил для  постройки никаких издержек. Под  руководством Анфимия и 
Исидора на постройках ежедневно были заняты до 10.000 человек каменщиков, плотников и других работников.

По мысли  Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда- либо существовавшие храмы своей величиной  и роскошью. Золото, серебро, слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения  в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны  и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом  было то, что невиданное и неслыханное  великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы.

Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место святого  Креста так оскорбительно для  христиан уже четыре столетия занимает магометанская луна, построен на том  же месте, как и первый, но гораздо  позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень нового.

Новый храм возводился около семи лет, и в декабре 538 года праздновалось окончание строительства, но семнадцать лет спустя восточная  часть главного купола обрушилась от землетрясения и пала на драгоценный  алтарь и амвон. Это несчастие  нисколько не уменьшило рвения Юстиниана: он возобновил церковь с большею  прочностью и великолепием, и 24-го декабря 568 года, перед днем Рождества Христова, праздновали ее освящение. Под руководством двух главных архитекторов - Анфимия Траллесского и Исидора Милетского - сто других архитекторов управляли работами, и каждый из них имел под своим начальством по сто каменщиков. Пять тысяч работников трудились на правой стороне храма и столько же на левой.

По византийским преданиям, Ангел начертал план этой церкви императору во время сна. Император  ободрял работников деньгами и своим  присутствием и, вместо того, чтобы  по восточному обычаю отдыхать после  обеда, он, обвязав голову платком  и с палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли денежную дань на построение храма.

Мрамор всех цветов - белый, розовый, зеленый и голубой, гранит Египта и порфиры, а также драгоценные колонны, извлеченные из разных древних языческих храмов: восемь порфировых колонн нижнего этажа знаменитого храма Солнца в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы в Эфесе - украшали его. 
Замечательно, что материалы, вошедшие в состав здания, взяты из храмов, принадлежащих почти всем языческим религиям, так что оно опиралось на колонны храмов Изиды и Озириса, Солнца и Луны (в Гелиополисе), Минервы Афинской и Аполлона Делосского.

Вообще, во всем здании преобладает форма святилища  храма Соломонова. 
Чтобы легче понять устройство собора св.Софии, надо вообразить пространный четырехугольник, к которому с четырех его сторон примыкают четыре меньших квадрата и тем образуют внутри главные части здания и форму креста. По углам среднего большого квадрата выстроены четыре массивных столба (пильеры), вершины которых соединены между собою полукруглыми арками, и поверх всей этой аркады возвышается огромный купол, имеющий 35 метров в диаметре. Купол, по-видимому, опирается на арки только четырьмя точками, а остальная часть его поддерживается пандативами (треугольники в пересечении арок), которые начинаются на острых углах пильеров и идут вверх, так незаметно округляясь, что кажутся простыми легкими жилками, а точки опоры этого гигантского свода ускользают от глаз наблюдателя, и купол кажется висящим в воздухе. Верхняя точка свода возвышалась на 61 метр над полом церкви; длина церкви внутри стен 81 метр, а ширина 60 метров. К восточной и западной части среднего свода примыкают два полукупола и к каждому из них по три ниши, так что крыша главной части здания состоит из девяти куполов, возвышающихся один над другим. Остальная часть была покрыта мраморными плитами, а сами купола - свинцовыми листами. Полукупола и ниши поддерживаются как четырьмя главными пильерами, так еще другими четырьмя меньшими, и под каждой нишей - по две порфировые колонны с капителями и базисами из белого мрамора. С севера и юга главного квадрата, под арками, между каждыми двумя большими пильерами, помещаются по четыре колонны из прекраснейшего гранита, поддерживающие хоры или галереи для женщин, которые у древних христиан стояли во время богослужения отдельно. На 24-х других колоннах из египетского гранита примыкают к хорам боковые галереи, освещенные окнами в три яруса: в нижнем и среднем по семи окон, а в верхнем пять. Главный купол освещен 4-мя окнами. Над 40 колоннами нижнего этажа расположены в верхних галереях 60 других и выше входных дверей еще семь, так что всего 107 колонн. Этому числу на Востоке приписывали таинственное значение. Все колонны верхнего этажа мраморные или гранитные, превосходно полированные и гладкие, но карнизы и архивольты поверх этих колонн совершенно фантастические. Они украшены бесчисленным множеством листьев и полосок в виде галунов, перемешанных и переплетенных между собою. Главный купол, для соединения полного развития его размеров с легкостью стиля, сложен из глиняных горшков, которые до сих пор удивляют своею крепостью; они сделаны из легкой глины, найденной на острове Родосе, и так легки, что вес 12-ти горшков равен весу одного обыкновенного кирпича. Стены сложены из кирпича и все покрыты мраморными плитами, а пильеры - из больших известковых камней, сцепленных между собою железными связями, и гладко оштукатурены известковым раствором на масле под мрамор различных цветов.

Другой шедевр византийской архитектуры - церковь  св. Виталия в Равенне 
- поражает изысканностью и элегантностью архитектурных форм. Особую славу этому храму принесли его знаменитые мозаики не только церковного, но и светского характера, в частности изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры наделены портретными чертами, цветовая гамма мозаик отличается полнокровной яркостью, теплотой и свежестью.

 

Изобразительное искусство

 

В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и 
Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее. Другие направления в искусстве ранней Византии, воплотившиеся в мозаиках Равенны, Синая, Фессалоники, Кипра, Паренцо, знаменуют отказ византийских мастеров от античных реминисценций. Образы становятся более аскетичными, не только чувственному, но и эмоциональному моменту в таком искусстве уже нет места, зато духовность достигает необычайной силы.

Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.

"Православная  иконография включает райские  пальмы, цветы и растительные  орнаменты, ибо "праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно  кедру на Ливане. Насажденные  в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего" (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников - пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, "превратились в сады, цветники и птичники".

В прикладном искусстве  Византии в меньшей мере, чем в  архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского  искусства, отражающая становление  средневекового миросозерцания. Живучесть  античных традиций здесь проявлялась  как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.

 

II период

 

Изобразительное искусство

 

Кризисные явления  переходной эпохи в византийской культуре были особенно затяжными в  сфере изобразительного искусства VII-IX вв., на судьбах которого сильнее, чем в других отраслях, сказалось  иконоборчество. Развитие наиболее массовых, религиозных видов изобразительного искусства (иконописи и фресковой  живописи) возобновилось лишь после 843 г., т.е. после победы иконопочитания. Особенность нового этапа состояла в том, что, с одной стороны, заметно возросло воздействие античной традиции, а с другой - все более устойчивые рамки приобретал вырабатывавшийся в ту эпоху иконографический канон с его устойчивыми нормами, касавшимися выбора сюжета, соотношения фигур, самых их поз, подбора красок, распределения светотеней и т.п. Этому канону в последующем будут строго следовать византийские художники. Создание живописного трафарета сопровождалось усилением стилизации, призванной служить целям передачи через зрительный образ не столько человеческого лика, сколько заключенной в этом образе религиозной идеи. Достигает в тот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые памятники. 
Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.

В IX-X вв. существенно  обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали  книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет  константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.

 

Архитектура

 

В VII-VIII вв. в  храмовом строительстве Византии и  стран византийского культурного  круга господствовала та же крестово-купольная  композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил распространение новый архитектурный стиль.

Появление нового стиля было связано с расцветом  городов, усилением общественной роли церкви, изменением социального содержания самой концепции сакральной архитектуры  в целом и храмового строительства  в частности (храм как образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.

Помимо изменений  в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось  значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали  к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.

 

III период

 

Краткая характеристика

 

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Ввиду недостатка материала по данному  периоду можно отметить лишь то, что, несмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации. Византию можно назвать "вторым 
Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.



Информация о работе Древняя Византия