Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 16:29, реферат
Византийское государство оформилось в результате отделения восточной части Римской империи в конце IV в. н.э. Оно просуществовало свыше тысячи лет, вплоть до разгрома в 1453 г. ее столицы Константинополя в ходе турецкого нашествия. Началом Византийской империи принято считать 395 год, когда император Феодосий I разделил Римское государство на две части – восточную и западную. Столицей восточной части империи сделался Константинополь (так был переименован в 330 г. старый город Византий).
1. Введение
I этап (середина IVв. – первая половина VIIв)
1. Новое в изобразительном искусстве 6
2. Архитектура 8
3. Изобразительное искусство 12
II этап (середина VIIв – начало XIIIв)
1. Изобразительное искусство 21
2. Архитектура 23
III этап (XIIIв. – середина XVв)
Выполнил:
Проверил:
Курск 2009 г. Содержание: 1. Введение I этап (середина IVв. – первая половина VIIв) 1. Новое в изобразительном искусстве 6 2. Архитектура 8 3. Изобразительное искусство 12 II этап (середина VIIв – начало XIIIв) 1. Изобразительное искусство 21 2. Архитектура 23 III этап (XIIIв. – середина XVв)
Введение
Византийское
государство оформилось в результате
отделения восточной части Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы: 1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий); 2. В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия); 3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков. 4. Византийскую
империю всегда отличали Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего
тысячелетнего существования Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе дорогу новое, творческое начало. Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода: 1. Середина IVв. – Первая половина VIIв. - период разложения рабовладельческого строя и становления средневекового общества. 2. Середина VIIв – начало XIIIв. - появление и развитие феодализма в Византии. 3. XIIIв. – середина XVв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения. Первые столетия
существования Византийского
I период
Новое в изобразительном искусстве
Коренные изменения происходят в сфере изобразительного искусства и эстетических воззрений византийского общества. Византийская эстетика развивалась на основе всей духовной культуры Византии. Она во многом опиралась на античные воззрения о сути прекрасного, однако синтезировала и переосмысливала их в духе христианской идеологии. Отличительной чертой византийской эстетики был ее глубокий спиритуализм. Отдавая предпочтение духу перед телом, она вместе с тем пыталась снять дуализм земного и небесного, божественного и человеческого, духа и плоти. Не отрицая телесной красоты, византийские мыслители красоту души, добродетель, нравственное совершенство ставили много выше. Большое значение для установления византийского эстетического сознания имело раннехристианское осмысление мира как прекрасного творения божественного художника. Именно поэтому красота естественная ценилась выше, чем красота, созданная руками человека, как бы "вторичная" по своему происхождению. Византийское искусство генетически восходило к эллинистическому и восточно-христианскому художественному искусству. В ранний период в византийском искусстве как бы слились рафинированная платоничность и трепетная чувственность позднеантичного импрессионизма наивной, порой грубоватой экспрессивностью народного искусства Востока. Эллинизм долгое время оставался главным, но не единственным, источником, откуда византийские мастера черпали изящество форм, правильность пропорций, чарующую прозрачность колористической гаммы, техническое совершенство своих произведений. Но эллинизм не мог в полной мере противостоять мощному потоку восточных влияний, нахлынувших на Византию в первые столетия ее существования. В Это время ощущается воздействие на византийское искусство египетских, сирийских, малазийских, иранских художественных традиций. В IV-V вв. в искусстве
Византии были еще сильны позднеантичные
традиции. Если классическое античное
искусство отличалось умиротворенным
монизмом, если оно не знало борьбы
духа и тела, а его эстетический
идеал воплощал гармоническое единство
телесной и духовной красоты, то уже
в позднеантичном художественном творчестве
намечается трагический конфликт духа
и плоти. Монистическая гармония
сменяется столкновением Это "умиротворение" происходит в результате признания превосходства духовного начала над телесным, победы духа над плотью. Основной эстетической задачей византийского искусства отныне становится стремление художника воплотить в художественном образе трансцендентную идею. В VI-VII вв. византийские художники сумели не только впитать эти многообразные влияния, но и, преодолев их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля. Расцвет византийского
искусства раннего периода
Архитектура
Непревзойденным
шедевром византийского творчества
стал построенный в Но со времени
Юстиниана гордостью Задумав соорудить храм, Юстиниан обратился к знаменитейшим зодчим своего времени - Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета. Он желал, чтобы
воздвигаемый храм стал для него великим
памятником, и потому не щадил для
постройки никаких издержек. Под
руководством Анфимия и По мысли Юстиниана, храм святой Софии должен был превзойти все когда- либо существовавшие храмы своей величиной и роскошью. Золото, серебро, слоновая кость, дорогие породы камней использовались для постройки и украшения в несметном количестве. Со всех концов империи свозились колонны и глыбы редких мраморов, шедшие на убранство храма. Результатом было то, что невиданное и неслыханное великолепие поразило даже народную фантазию, и в Византии сложились легенды, что в постройке зодчим помогали сами небесные силы. Там, где Юстиниан задумал постройку, был уже храм во имя божественной мудрости - святой Софии, построенный Константином. Храм, над которым место святого Креста так оскорбительно для христиан уже четыре столетия занимает магометанская луна, построен на том же месте, как и первый, но гораздо позже. Первый был мал для многочисленного христианского населения, и Констанций, сын Константина, увеличил его. В 404 г., в царствование Аркадия, он был сожжен во время смятения. Император Феодосий вновь отстроил собор. Впоследствии он еще раз сгорел, и только император Юстиниан выстроил новый каменный храм св.Софии в несравненно больших размерах и с большим великолепием. Этот-то храм и сохранился до наших времен. Чтобы выполнить свой замысел, император приказал всем губернаторам отыскивать мрамор, колонны и скульптурные украшения для нового храма. Последний пожар, уничтоживший остатки прежнего храма, был в январе 532 года, а 23-го февраля того же года был заложен первый камень нового. Новый храм возводился
около семи лет, и в декабре 538
года праздновалось окончание По византийским преданиям, Ангел начертал план этой церкви императору во время сна. Император ободрял работников деньгами и своим присутствием и, вместо того, чтобы по восточному обычаю отдыхать после обеда, он, обвязав голову платком и с палкою в руке, ходил осматривать работы в самой простой полотняной одежде. Все сословия внесли денежную дань на построение храма. Мрамор всех
цветов - белый, розовый, зеленый и голубой,
гранит Египта и порфиры, а также драгоценные
колонны, извлеченные из разных древних
языческих храмов: восемь порфировых колонн
нижнего этажа знаменитого храма Солнца
в Баальбеке, другие восемь из храма Дианы
в Эфесе - украшали его. Вообще, во всем
здании преобладает форма святилища
храма Соломонова. Другой шедевр
византийской архитектуры - церковь
св. Виталия в Равенне
Изобразительное искусство
В живописи VI-VII
вв. кристаллизуется специфически византийский
образ, очищенный от инородных влияний.
В основе его лежит опыт мастеров Востока
и Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни. "Православная
иконография включает райские
пальмы, цветы и растительные
орнаменты, ибо "праведник В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие варварского мира.
II период
Изобразительное искусство
Кризисные явления
переходной эпохи в византийской
культуре были особенно затяжными в
сфере изобразительного искусства
VII-IX вв., на судьбах которого сильнее,
чем в других отраслях, сказалось
иконоборчество. Развитие наиболее массовых,
религиозных видов В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей, богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа мастеров в этой области искусства. В ту эпоху, вообще ведущую роль в живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
Архитектура
В VII-VIII вв. в
храмовом строительстве Византии и
стран византийского Появление нового
стиля было связано с расцветом
городов, усилением общественной роли
церкви, изменением социального содержания
самой концепции сакральной архитектуры
в целом и храмового Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значение вертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма. Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. Например, в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада, традиционные формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом влияния нового стиля - здесь также все шире использовались узорный кирпичный декор и полихромная пластика.
III период
Краткая характеристика
Третий же период
(XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать,
как наивысшую точку развития
феодализма и развал Византийской империи.
Ввиду недостатка материала по данному
периоду можно отметить лишь то,
что, несмотря на то, что Византия просуществовала
на 1000 лет дольше Великой Римской империи,
она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками.
Но, несмотря на это, Византия внесла огромный
вклад в развитие мировой культуры. Ее
основные принципы и направления культуры
перешли к соседним государствам. Практически
все время средневековая Европа развивалась
на основе достижений византийской цивилизации.
Византию можно назвать "вторым |