Екатерина II в картинах Стефано Торрели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Картина Торелли «Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами», исполненная в конце 1760-х гг., находится в Третьяковской галерее. Там же находится «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами», написанная к окончанию русско-турецкой войны. Торелли был художник даровитый, развившийся главным образом на изучении произведений школы Карраччи; он ловко владел кистью, отличался свежестью и естественностью красок и даже в рисунке был менее манерен, чем большинство его современников.

Файлы: 1 файл

эссе по истории а.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

    Стефано Торелли (Stefano Torelli, 1712—1784) — исторический и портретный живописец, родом из Болоньи.  В 1762 году он был вызван к русскому двору и с того времени до конца своей жизни трудился в Санкт-Петербурге, украшая своею живописью плафоны и стены Императорских дворцов и портретируя особ царской фамилии и других лиц. «При принятии его от Великой Государыни повелено мне, — пишет статс-секретарь И. П. Елагин, — а от меня ему объявлено, чтоб он писал картины коронации Ея Величества». Картина Торелли «Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами», исполненная в конце 1760-х гг., находится в Третьяковской галерее. Там же находится «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами», написанная к окончанию русско-турецкой войны. Торелли был художник даровитый, развившийся главным образом на изучении произведений школы Карраччи; он ловко владел кистью, отличался свежестью и естественностью красок и даже в рисунке был менее манерен, чем большинство его современников.

 

 

  «Екатерина II в образе Минервы, окруженная музами» – типичная декоративная композиция, исполненная в духе рококо, – легкое, грациозное, выполненное в ярких, гармоничных, приятных для глаз тонах. Музы, окружающие Екатерину, летящая фигура Славы над ее головой, резвящиеся у ног амуры, розовато-голубой декоративный пейзаж на дальнем плане, античные руины – все это служит рамой для главной героини, выступающей в любимой своей роли – богини мудрости, изобретений и искусств Минервы.

   «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» представляет собой эффектное живописное зрелище. В ней соединены изображения конкретных исторических лиц и вольная фантазия художника, условность колорита, декоративность композиции и документально точные детали. Полотно было призвано прославить победы русского оружия в первой русско-турецкой войне (1768–1774). В триумфальной колеснице, окруженная аллегорическими изображениями благодарных народов, населявших южные рубежи Российской империи, восседает Екатерина II в виде богини Минервы. Парящие в небесах крылатые создания трубят ей славу и венчают лавровым венком. Екатерину сопровождают воины –ближайшие сподвижники, первые кавалеры ордена Св. Георгия: П.А.Румянцев, А.Г.Орлов, П.И.Панин, В.М.Долгорукий, Н.В.Репнин и Ф.Г.Орлов. Возглавляет шествие Г.Г.Орлов – фаворит императрицы. Он изображен перед колесницей Екатерины с бриллиантовым портретом государыни на груди.

   А. Карев указывает, что богиня Минерва была одним из самых поощряемых императрицей образов. Именно с Минервой - античной богиней мудрости - придворные поэты сравнивали Екатерину II.  Автор считает, что образ Минервы сочетал качества воительницы, не уступающей доблести Марса, в виде которого часто представлялся Петр I, и в тоже время музы покровительницы искусств, что «в эпоху Просвещения ценилось ничуть не меньше, чем воинская доблесть» Однако автор отмечает, что если ранее царствующая монархиня Елизавета Петровна на портрете Л.Ж.Ф Лагрене «Императрица Елизавета Петровна - покровительница искусств» изображалась рядом с Минервой, то образы античной богини и Екатерины II «сливают воедино».

 

 

    Екатери́на II Великая (урождённая София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, в православии Екатерина Алексе́евна; 21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец,Петербург) — императрица всероссийская с 1762 по 1796. Дочь мелкого владетельного князя Священной Римской империи, Екатерина пришла к власти в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола её непопулярного мужа Петра III.  Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию.. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещенный абсолютизм XVIII века.

   Новый яркий период в развитии русского искусства связан с правлением Екатерины Великой. Российская императрица разделила славу европейских правительниц, долго и успешно царствовавших в своих государствах. 
   Екатерина была наделена острым умом, смелостью, честолюбием. Изучение истории, мысли о государстве и обществе, религии, морали и праве, воспринятые из книг просветителей XVIII века, развили ее личность. Императрица считала себя ученицей Вольтера, Монтескье и Дидро. 
   Деятельность Екатерины II была направлена на укрепление самодержавия. Она пожаловала дворянству исключительные привилегии и жестоко подавляла крестьянские бунты.  
   Политические успехи Екатерины II способствовали личному престижу императрицы, но особый блеск ее царствованию придавало то, что создавало в глазах мира образ просвещенной монархини. Императрица уделяла большое внимание развитию искусств и наук. 
  

 

 

Сюжеты картин Торрели.

   Коронация.

   Поводом для создания такого рода произведения мог послужить грандиозный уличный маскарад «Торжествующая Минерва», завершивший коронационные торжества в Москве в 1762–1763, в аллегорической форме прославляющий Екатерину II как покровительницу наук и искусств.

    Екатерина II, в отличие от мужа, не затягивала коронацию, а объявила о ней через неделю после восшествия на престол. В Москву она выехала 1 сентября 1762 года, через два месяца после переворота. Коронационную комиссию возглавил президент Военной коллегии князь Н. А. Трубецкой. Предстояло в короткие сроки провести масштабные работы: соорудить четыре триумфальные арки, привести в порядок императорские регалии, подготовить корону, устроить фейерверк, иллюминации и т.д. Сложность церемонии состояла в строгом соблюдении последовательности действа, в котором участвовали сотни людей. 13 сентября состоялся торжественный въезд ее величества в Москву. Вплоть до дня церемонии Екатерине, одетой в громоздкое одеяние (шлейф ее платья шириной 7 метров поддерживали 8 камергеров), пришлось выслушивать множество приветственных речей. 
    Коронация проходила 22 сентября с соблюдением церемониала. Императорскую корону украшали 58 крупных и 4878 мелких бриллиантов, изумруд в 389 карат и крупные зерна жемчуга. Она оценивалась в два миллиона рублей. Венчание на царствие осуществлял архиепископ Дмитрий. При возложении регалий Екатерина надела на себя венец. Выйдя из церкви, императрица посетила кремлевские соборы и по Красному крыльцу вернулась во дворец, где было объявлено о разных милостях: о прощении впавшим в преступления, о сложении начетов и казенных взысканий; российскому войску подтверждались права и преимущества, данные Елизаветой Петровной. В третьем часу императрица вошла в Грановитую палату, заняла место за особым царским столом. Последовала раздача коронационных медалей. Вечерняя Москва сияла от иллюминаций. Был устроен праздник для простого народа: в людных местах для нищих выставлялись столы с закусками, а по улицам развозили бочки с пивом и медом.

    В 1763 году на Масленицу в Москве в связи с коронацией и восшествием на престол Екатерины II был устроен грандиозный праздник. По всему городу были расклеены объявления, в которых сообщалось, что в ближайшие дни по улицам "будет ездить большой маскарад, названный "Торжествующая Минерва". Если сама царица сопоставлялась с Минервой, то полководцы ставились не ниже прославленных героев древности: мудры, как Юлий Цезарь, дальновидны и отважны, как Александр Македонский, великодушны, как Сципион Африканский.

    

            Русско-турецкая война (1768–1774).

   Важным направлением внешней политики Екатерины II являлись также территории Крыма, Причерноморья и Северного Кавказа, находившиеся под турецким владычеством.

Когда вспыхнуло восстание Барской конфедерации, турецкий султан объявил войну России (Русско-турецкая война 1768—1774), используя как предлог то, что один из русских отрядов, преследуя поляков, вошёл на территорию Османской империи. Россия заставила Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский договор, в результате которого Крымское ханство формально обрело независимость, но де-факто стало зависеть от России. Турция выплатила России военные контрибуции в порядке 4,5 миллионов рублей, а также уступила северное побережье Чёрного моря вместе с двумя важными портами.

    После окончания русско-турецкой войны 1768—1774, политика России в отношении Крымского ханствабыла направлена на установление в нём пророссийского правителя и присоединении к России. В 1782 году против него вспыхнуло восстание, которое подавили введённые на полуостров русские войска, а в 1783 году манифестом Екатерины II Крымское ханство было присоединено к России.

   После победы императрица вместе с австрийским императором Иосифом II совершила триумфальную поездку по Крыму.

 

   

    Екатерина II, немка по происхождению, любила демонстрировать свою приверженность ко всему русскому, и ей удалось, в конце концов, стать " премудрой матерью Отечества". И неудивительно, что эта женщина является наиболее часто портретируемым монархом. Ее иконография составляет свыше пятисот произведений: яркие, ослепляющие роскошью парадные портреты и камерные, интимные изображения монархини поражают своей многочисленностью и разнообразием. На картинах Торрели Екатерина II не случайно изображается в образе древнеримской богини Минервы, Она  также стала воплощением мудрости и просвещенности в России XVII века.

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 


 

 

 

 

 

 

 

 

               Эссе на тему «Влияние истории России на живопись»

 

 

 

 

Стефано Торелли

 

 

 

«Екатерина II в образе Миневры, окруженная музами»

«Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила студентка НИЯУ МИФИ

Москаленко  Валерия 

группа Р01-201

2013 год


Информация о работе Екатерина II в картинах Стефано Торрели