Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:33, реферат
Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. По-видимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
кафедра китайского языка
Реферат по курсу: «Древние языки и культуры»
на тему «Фарфоровое производство»
Выполнила:
студентка 1 курса группы 101 вк
Ланкина Анастасия Алексеевна
Приняла:
ассистент кафедры китайского языка
Коцик Кристина Эдуардовна
Москва 2015
I. Начальные этапы развития фарфорового производства
Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.
Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. По-видимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.
Раскопки, производимые в течение последних лет в Китае, не принесли убедительного материала для решения этого вопроса и не дают оснований для новой датировки. Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Опубликование маленькой коллекции американского ученого Лауфера, относящейся к этому времени, несколько объясняет нам точку зрения китайских исследователей, по-видимому, считающих уже настоящим фарфором глиняные изделия, по составу черепка несколько отличающиеся от ранее известной ханьской керамики.
Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.
Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленная торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой, а в столице Китая – Чанъани, являвшейся центром северо-западной торговли, также встречались представители различных национальностей.
Рост производительных сил и общее развитие экономики дали огромный толчок для бурного развития культуры и искусства Китая в эту пору. Это проявилось в высоком развитии сложнейшей организации государства и государственного управления, в расцвете науки, литературы, особенно поэзии. Отразилось это, наконец, и в достижениях в области художественно-ремесленной промышленности, среди которой одно из первых мест занимало производство керамики, обогатившейся в это время наивысшим достижением – изобретением фарфорового черепка.
Среди сосудов этой эпохи нередко можно встретить форму, напоминающую очертаниями, характером горловины или ручек, греческую амфору или другой иноземный образец.
Наряду с этим, на керамических изделиях Танского периода сильно ощущается как в формах, так и в орнаментации влияние изделий из бронзы. Примером служит нередкое использование в качестве декоративного элемента некоторых деталей, в бронзовой форме имевших конструктивное назначение, как, например, полу шарики или рельефные ободки.
Широко применялись в этот период свинцовые глазури – зеленая, бирюзовая, янтарно-желтая и пурпурно-коричневая – из тех же металлических окисей, которые послужили основой для аналогичных более поздних минских глазурей.
Уже появились шпатовые глазури, требующие при обжиге высокой температуры – белая, коричневато-серая, шоколадно-коричневая, пурпурно-черная, зеленая. Они отличались большой яркостью и нередко, накладываемые пятнами одна рядом с другой, давали характерный для этого времени красочный эффект.
Технические приемы декоровки, как гравировка, вырезанные или отформованные рельефные рисунки, постоянно наблюдаемые на керамических изделиях Танского времени, глубоко внедряются в китайское производство и, особенно развиваясь в следующий, Сунский период, существуют затем на протяжении многих веков.
Период постепенного ослабления Китая, начавшийся уже с середины VIII в., крестьянские восстания, бесконечные войны и вторжения кочевников, приведшие к временному распаду Китайского государства на части, отделяют блестящий Танский период от времени правления новой династии Сун (960 – 1279).
Эта смена династий и период смут не приостановили на длительное время поступательного движения в бурном экономическом и культурном развитии, продолжавшемся и при новой династии. Именно в эти два периода – Тан и Сун – складываются основные принципы и традиции в искусстве Китая, которыми питается Китай и во все последующее время.
Наиболее ярко проявляется это в керамическом производстве. Возникшие в Танское время приемы декоративной обработки в этот период достигают наибольшего развития. Разновидности орнаментов, гравированных достигают покрытия глазурью тонким инструментом или выполненных легким рельефом с помощью плоского среза по контуру рисунка, так же как и реже встречающиеся приемы отпрессованных в специальных формах и наложенных на изделия рельефов, прикрепляемых с помощью жидкой глины, отличаются большой законченностью и совершенством.
Формы керамических изделий времени Сун отличаются исключительной простотой, спокойствием, уравновешенностью. Самым большим достижением в керамическом производстве этого периода является совершенство, с которым использовались в художественном оформлении чисто-керамические возможности, предоставляемые материалом. В связи с этим сознательное перенесение на керамику форм, возникших в бронзовой технике, происходит при полном их подчинении этому материалу.
Важным явлением для времени Сун следует также считать свободное применение усовершенствованных шпатовых глазурей, приобретающих приглушенную окраску и богатство нежнейших оттенков красного, пурпурного, бесконечной градацией голубых, зеленоватых и лавандуловых. Характерен метод их применения, отличающий произведения Сунского периода от изделий более позднего – Минского времени (XIV – XVII вв.), с учетом фактуры глазури, ее потеков, не закрывающих ножки или основания предметов, имеющих богатые переливы и создающих своеобразный художественный эффект.
В это время белый фарфор не занимает еще основного места среди прочих керамических изделий, и на одинаковом художественном уровне создаются первоклассные произведения и из темного керамического черепка и из фарфора. Поэтому-то и нет принципиального отличия в формах и орнаментации тех и других. Изделия разных мастерских отличаются главным образом цветом и качеством черепка и глазури, в зависимости от характера местного материала и местных особенностей или секретов производства, передаваемых в большинстве случаев от поколения к поколению и охраняемых в семьях мастеров.
Среди монохромного фарфора особенно рано стали известны в Европе замечательные толстостенные изделия, имеющие сероватый черепок, покрываемый зеленоватой глазурью разнообразных, очень нежных оттенков, как потом было установлено, производимые в провинции Чжэ-цзян, в округе Лун-цюань. Благодаря своей прочности и высоким художественным достоинствам, они пользовались за пределами Китая большим спросом и уже с XIII в. вызывали местные подражания – в Египте и странах Ближнего Востока.
Роспись в это время занимала второстепенное место в декорировании керамических изделий, уступая первенство гравировке, лепке и формовке с частичной разрисовкой. И только в одном месте – г. Цы-чжоу в провинции Хэ-бей – в Сунский период применяли роспись под глазурью коричневой краской. Выполняемая широкими и свободными мазками кисти, она отличается большой декоративностью.
Включение Китая в орбиту международных сношений в период монгольского владычества при династии Юань в XIII – XIV вв. заметно сказалось на развитии экономической жизни Китая. Активное участие в мировой торговле вело к оживлению и усилению развития самых разнообразных ремесленных производств страны. В это время значительно развился внутренний обмен между отдаленными провинциями, чему также способствовало расширение и улучшение путей сообщения между ними, в особенности по рекам и каналам. Наблюдается сильный рост городов, по существу в это время являющихся торгово-ремесленными центрами. В развитии различных отраслей ремесленной промышленности заметно улучшение техники и появление новых, более упрощенных методов изготовления, вызванных стремлением ускорить производственный процесс, применительно к большему спросу на китайские товары.
В основном в Юаньское время оно продолжает традиции предыдущего, Сунского периода, но сильное развитие керамического производства подготовило пышный расцвет именно фарфорового производства при следующей, Минской династии. Проникновение же иноземных влияний объясняет появление в Китае яркой бирюзовой глазури, до этого времени здесь не встречавшейся. В Цы-чжоу (провинция Хэ-бей) ее стали применять в сочетании с черной подглазурной росписью. Графическая роспись обычно выполнялась очень тонкой линией, причем главнейшими сюжетами были сцены с человеческими фигурами, нередко в обрамлении сложных орнаментов. Роспись такого типа продолжала существовать и при Минской династии.
Другое событие, имевшее огромное значение в дальнейшем развитии китайского керамического искусства, это появление впервые в Китае изделий с синей (кобальтовой) подглазурной росписью – техники, принесенной также с Запада. Многочисленные фарфоровые черепки с такой росписью, найденные в развалинах Хара-хото (северо-западный Китай) и относящиеся, очевидно, к XIV в., позволяют датировать начало этой техники в Китае тем же периодом.
С этого времени расходятся пути развития фарфора и других видов керамики. На первый план выступает фарфор, белая поверхность которого открывает широкие возможности в применении живописи для художника-керамиста, отвлекая внимание от прочих разновидностей керамики, в которых наблюдается некоторый упадок, проявившийся в излишней вычурности, некоторой беспокойности форм и небрежности в изготовлении черепка.
II. Фарфор при Минской династии (1368-1644)
Монгольское владычество в Китае не было долгим. Исподволь подготовлявшийся протест против тяжелых условий, созданных монгольским господством, перерос в крестьянские восстания, закончившиеся изгнанием монголов с большей части территории Китая. Один из руководителей восстания, Чжу Юань-чжан, в необходимый момент сумевший объединить повстанцев, после изгнания монголов объявил себя императором под «именем» Хун У. Он явился основателем новой династии – Мин, представители которой стали на путь восстановления и укрепления традиций феодального Китая времени Тан и Сун. В частности, это выявилось в стремлении императора Хун У поднять развитие придворного искусства, сделать дворец императора, как было в Танскую эпоху, центром сосредоточения культурных сил. Собирая ко двору лучших художников, он одновременно обратил большое внимание на развитие художественных ремесел. Особенно это относится к производству фарфора, которое с этого времени концентрируется в Цзиндэчжене, в провинции Цзян-си.
Производство фарфора (керамики) в Цзиндэчжене китайские источники отмечают уже с VII в. Основание первого императорского завода относится к 1004 г. Огромные залежи первоклассного сырья в окрестностях Цзиндэчженя способствовали бесперебойному существованию и развитию производства лучшего китайского фарфора на протяжении многих веков.
Во второй год правления император Хун У строит новый завод, число печей которого достигает двадцати. С этого времени ведущая роль окончательно переходит к Цзиндэчженю. Конкуренцию с ним не выдерживают многочисленные, более мелкие центры керамического производства, так как все основные императорские заказы поступают в Цзиндэчжень, а впоследствии к нему переходят и все массовые поставки на внешний рынок.
Последующие императоры Минской династии продолжали следить за производством фарфора в Цзиндэчжене, и к началу XV в. количество императорских печей достигает уже пятидесяти восьми.
В изделиях монохромного фарфора используются и совершенствуются декоративные приемы Сунского времени. Применение гравировки или легкого рельефа на чистом, тонком фарфоре позволяет добиваться неподражаемого изящества. Белые тонкостенные изделия дошли до нас в немногих экземплярах. Чашечка из коллекции Британского музея иллюстрирует эту группу. Тончайшие, почти прозрачные стенки, качество выполнения рисунка легким рельефом с помощью нанесения жидкой фарфоровой массы под глазурью, при легкости пропорций, – наивысшие достижения в этом направлении при династии Мин, позволяют считать эту чашечку уникальным произведением искусства.