Филигрань

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.

Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.

Содержание работы

Введение.
История развития искусства художественной обработки металлов……………………………………………………………..4
Металлы используемые для художественной обработки…......5
2.1. Драгоценные металлы.
2.2. Сплавы драгоценных металлов.
2.3. Цветные металлы.
2.4. Сплавы цветных металлов.
2.5 Другие металлы.
3. Декоративная обработка металлов………………………………6
3.1. Чеканка.
3.2. Гравирование.
3.3. Эмалирование.
3.4. Чернение.
3.5. Другие способы обработки.
4. Техника филиграни…………………………………………….......8
4.1. Каслинское художественное литье.
4.2. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
4.3. Другие предприятия художественной обработки металла
4.3.1. "Северная чернь"
4.3.2. "Павловский завод им. Кирова"
4.3.3. "Возрождение"
4.3.4. "Метальная лавка"
4.3.5. "Жестовская фабрика декоративных изделий"
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

филигрань курсовая1.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА  И СЕРВИСА

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

Калининградский филиал

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: ДПИ.

на тему: Филигрань.

Выполнила:

студентка гр. УХ-09 Самохина М.А.______________________(фамилия студента)

(подпись)

№ зачетной книжки: 1049

Проверил:

Рябошапка Л.М.___________________(фамилия преп.)

(подпись)

 

 

 

 

 

                             

 

 

 

Калининград – 2011 г.                               

 

Содержание.

 

Введение.

  1. История развития искусства художественной обработки металлов……………………………………………………………..4
  2. Металлы используемые для художественной обработки…......5

2.1. Драгоценные металлы.

2.2. Сплавы драгоценных металлов.

2.3. Цветные металлы.

2.4. Сплавы цветных металлов.

2.5 Другие металлы.

3. Декоративная обработка  металлов………………………………6

3.1. Чеканка.

3.2. Гравирование.

3.3. Эмалирование.

3.4. Чернение.

3.5. Другие способы обработки.

4. Техника филиграни…………………………………………….......8

4.1. Каслинское художественное литье.

4.2. Казаковское предприятие художественных металоизделий.

4.3. Другие предприятия художественной обработки металла

4.3.1. "Северная чернь"

4.3.2. "Павловский завод им. Кирова"

4.3.3. "Возрождение"

4.3.4. "Метальная лавка"

4.3.5. "Жестовская фабрика декоративных изделий"

      Заключение.

  Список  литературы.

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Художественная обработка  металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный  цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.

 

    Художественная обработка  металлов – искусство малых  форм. Благодаря красоте материала,  талант и  техническое  мастерство  исполнителя позволили придать  изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.

 

    Вначале для художественной  обработки человек использовал  только золото, затем постепенно  стал применять серебро и другие  металлы и сплавы. Изделия, созданные  мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус  культуру, пробуждать интерес к творчеству.

 

    Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.

 

     Художественная  обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития  искусства художественной обработки  металлов.

 

     Художественная обработка металлов на территории России возникла с незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов  на Руси были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.

 

    Мастера Киевской  Руси славились изделиями из  золота с эмалью выемчатой  и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы – драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча, подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованные растительные формы.

 

    Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII веков, хотя их форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни  и быта русских людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени,

чем раньше, отражали характерные  черты своего времени (значительно  меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание).

 

   Новых высот  художественная обработка металлов  достигла в XVIII, XIX веках.  Необходимо отметить, что до XVII века оно развивалось своими, особыми путями, не испытывая сколько-нибудь заметного влияния творчества мастеров других стран.  Начиная же с эпохи Петра I и до начала XX века эволюции русского искусства присущи те же стилевые закономерности, что и западноевропейскому.  В это время приобретает широкую известность самобытное искусство филиграни красносельских мастеров.  Примерно в те же годы внедряются механические способы обработки металлов: кованное серебро заменяется гладким листовым, чеканка все более уступает место штамповке, находит применение гальваническое золочение. Эти первые предприятия и первые технические новшества по сути предопределили приход эпохи, когда труд мастера-одиночки постепенно был заменен механизированным, а в дальнейшем – промышленным производством.

 

    Начало советского периода   художественной обработки металлов  относится к 1923 году, когда при  Наркомфине было организовано  Московское товарищество. Используя  опыт и достижения мастеров  предшествующих поколений, опираясь на богатые традиции, оно создало немало изделий, получивших мировую известность, в том числе такие произведения монументального характера, как карта нашей Родины из драгоценных металлов и самоцветов, изумительный по красоте орден Победы. На современном этапе центрами художественной обработки металлов в России являются: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Касли, Кострома, Ростов (Ярославский), Великий Устюг, Пермь, Якутск, поселок Мстера, Красное-на-Воге, Кубачи.

 

2. Металлы используемые  для художественной обработки.

 

2.1.  Драгоценные металлы.

 Золото – металл красивого желтого цвета с сильным блеском, вязкий, мягкий, ковкий, тягучий (из одного грамма золота можно вытянуть проволоку длиной 3,5 км); химически очень стойкий. Редко в чистом виде, чаще в виде сплава с другими металлами золото применяется для изготовления всех без исключения ювелирных украшений и как материал декоративного покрытия при золочении недрагоценных металлов. З счет введения в сплавы специальных легирующих добавок получают золото белого. Желтого. Красного, зеленого, розового и даже черного и голубого цвета. Золото применяют в сочетании с платиной, серебром. Титаном. Черным деревом.

 

Серебро – металл блестяще – белого цвета с очень высокой отражательной способностью (95%), тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется. Скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде.

В чистом виде серебро  используется для серебрения изделий  из недрагоценных металлов. Чаще всего серебро применяют в сплаве с медью, а также в сочетании с золотом, эмалью, чернью.

 

Платина – металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению.

  Кроме перечисленных  основных металлов используют: палладий, родий, рутений, иридий, осмий.

 

 

2.2. Сплавы драгоценных металлов.

 

        Применение драгоценных металлов  в чистом виде не всегда  целесообразно из-за их дороговизны,  недостаточной твердости и износостойкости, поэтому чаще используют сплавы этих металлов.

      

        Серебро в составе сплава придает  ему пластичность, мягкость, ковкость, понижает температуру плавления. 

     Медь –  увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость, тягучесть. Пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко красного.

  Палладий повышает  температуру плавления сплава. Обеспечивает  пластичность и ковкость, прибавка  палладия окрашивает слиток в  бурый или белый цвет.

    Никель придает ковкость, пластичность, твердость. Повышает литейные качества, меняет цвет сплава на бледно-желтый.

    Цинк делает  сплав твердым, хрупким, повышает  текучесть, понижает температуру  плавления. 

    Алюминий обеспечивает  пластичность, ковкость, отражающую способность, повышает коррозийную стойкость.

   Платина повышает  упругость сплава и температуру  его плавления, придает сплаву  белый цвет.

 

2.3. Цветные металлы.

 

Медь  - металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий, легко поддается обработке давлением. Медь хорошо шлифуется и полируется, но быстро теряет блеск, ее затруднительно сверлить, точить, фрезеровать. Медь чаще всего применяется для чеканки и изготовления филигранных украшений.

    Кроме меди  используют цинк, олово, свинец, кадмий, никель.

 

2.4. Сплавы цветных металлов.

 

Бронза – сплав на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Бронза широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.

Латунь – сплав меди с цинком. Латунь легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием.

Мельхиор – пластичный и прочный сплав меди с 20% никеля, обладает красивым серебристым цветом, легко чеканится, штампуется, режется, полируется.

Нейзильбер – сплав меди с 20% цинка и 15% никеля; отличается высокой пластичностью, тягучестью и коррозионной стойкостью.

 

Д) Другие металлы.

 

Кроме перечисленных  металлов используются также: чугун, сталь, титан, тантал, ниобий.

 

3. Декоративная обработка металлов.

    

         Декоративная обработка металлов может осуществляться механическим способом (чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий (эмалированием, чернением, оксидированием, золочением, серебрением, родированием)

 

3.1. Чеканка.

 

      Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов , называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку.  В качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий.

 

3.2. Гравирование.

 

      Издавна гравирование считалось  одним из распространенных методов декоративной обработки металлов. Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание производят специальным инструментом – штихелями.

 

3.3. Эмалирование.

 

     Искусство  нанесения эмали известно со  времени древнего Египта и  всегда требовало исключительного  мастерства и высокой профессиональной культуры. Составы эмалей, способы их приготовления и методы их нанесения всегда держались в секрете. 

 

      Эмаль  представляет собой легкоплавкое  сложное стекло сложного состава,  предназначенное для наплавления  на металл. Цвет эмалей – самый  разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали холодные и горячие, прозрачные и непрозрачные.

 

3.4. Чернение.

 

     Чернение  как один из видов декоративной  обработки металлов применяют  с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны при раскопках курганов Северного Причерноморья, относятся к V – III векам до нашей эры. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета – черни. Чернью украшают изделия из золота и серебра, сплавов меди

 

 

3.5. Другие способы обработки.

 

    Оксидирование – предназначено  для защиты от потускнения.  Сущность процесса заключается   в нанесении на поверхность  изделия химически стойкой защитной  пленки.

    Процесс гальванического  покрытия – представляет собой  осаждение одного металла на  другой в среде электролита.  Цель таких покрытий – придать  изделиям определенный декоративный  вид, повысить их механические  характеристики.

 

 

  1. Техника филиграни.

 

     В художественной обработке металлов особое место занимает техника филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать), которая состоит в образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

 

  Материалами для филигранных  изделий служат сплавы золота, серебра, платины, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.  Нередко филигрань сочетается с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.

   Различают филигрань ажурную  и фоновую или напайную. Ажурная  филигрань – это своеобразный  кружевной узор с насквозь  просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная,  и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.

Информация о работе Филигрань