Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:04, курсовая работа
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.
Введение.
История развития искусства художественной обработки металлов……………………………………………………………..4
Металлы используемые для художественной обработки…......5
2.1. Драгоценные металлы.
2.2. Сплавы драгоценных металлов.
2.3. Цветные металлы.
2.4. Сплавы цветных металлов.
2.5 Другие металлы.
3. Декоративная обработка металлов………………………………6
3.1. Чеканка.
3.2. Гравирование.
3.3. Эмалирование.
3.4. Чернение.
3.5. Другие способы обработки.
4. Техника филиграни…………………………………………….......8
4.1. Каслинское художественное литье.
4.2. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
4.3. Другие предприятия художественной обработки металла
4.3.1. "Северная чернь"
4.3.2. "Павловский завод им. Кирова"
4.3.3. "Возрождение"
4.3.4. "Метальная лавка"
4.3.5. "Жестовская фабрика декоративных изделий"
Заключение.
Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Калининградский филиал
Курсовая работа
по дисциплине: ДПИ.
на тему: Филигрань.
Выполнила:
студентка гр. УХ-09 Самохина М.А.______________________(фам
(подпись)
№ зачетной книжки: 1049
Проверил:
Рябошапка
Л.М.___________________(фамили
(подпись)
Калининград – 2011 г.
Содержание.
Введение.
2.1. Драгоценные металлы.
2.2. Сплавы драгоценных металлов.
2.3. Цветные металлы.
2.4. Сплавы цветных металлов.
2.5 Другие металлы.
3. Декоративная обработка металлов………………………………6
3.1. Чеканка.
3.2. Гравирование.
3.3. Эмалирование.
3.4. Чернение.
3.5. Другие способы обработки.
4. Техника филиграни…………………………………
4.1. Каслинское художественное литье.
4.2. Казаковское предприятие художественных металоизделий.
4.3. Другие предприятия художественной обработки металла
4.3.1. "Северная чернь"
4.3.2. "Павловский завод им. Кирова"
4.3.4. "Метальная лавка"
4.3.5. "Жестовская фабрика декоративных изделий"
Заключение.
Список литературы.
Приложение 1
Приложение 2
Введение.
Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив а своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества.
Художественная обработка
металлов – искусство малых
форм. Благодаря красоте материала,
талант и техническое
Вначале для художественной
обработки человек использовал
только золото, затем постепенно
стал применять серебро и
Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.
Художественная обработка металла включает: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и других приемы.
1. История развития
искусства художественной
Художественная обработка металлов на территории России возникла с незапамятных времен. Центрами художественной обработки металлов на Руси были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала.
Мастера Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью выемчатой и перегородчатой. Для этого времени характерны такие украшения, как котлы, которые подвешивались с двух сторон к женскому головному убору, бармы – драгоценные оплечья, расписанные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны – шейные украшения в виде обруча, подвески из скрученных золотых нитей, бусы всевозможных видов. В декоре успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной орнаментации изделий – явно стилизованные растительные формы.
Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился в ювелирных изделиях Руси XVI, XVII веков, хотя их форма, размеры, декор говорят об изменении условий жизни и быта русских людей: изделия стали демократичнее и в значительно большей степени,
чем раньше, отражали характерные
черты своего времени (значительно
меньше вычурности в рисунке, лаконичнее
и яснее его замысел и
Новых высот
художественная обработка
Начало советского периода
художественной обработки
2. Металлы используемые для художественной обработки.
2.1. Драгоценные металлы.
Серебро – металл блестяще – белого цвета с очень высокой отражательной способностью (95%), тягучий, ковкий, пластичный; хорошо полируется, режется. Скручивается, прокатывается в листы толщиной до 0,00025мм и вытягивается в тончайшую проволоку. Серебро устойчиво на воздухе и во влажной среде.
В чистом виде серебро используется для серебрения изделий из недрагоценных металлов. Чаще всего серебро применяют в сплаве с медью, а также в сочетании с золотом, эмалью, чернью.
Платина – металл серебристо-белого цвета, мягкий и ковкий, тугоплавкий, по твердости превосходит золото и серебро; легко поддается прокатке, штамповке, волочению.
Кроме перечисленных основных металлов используют: палладий, родий, рутений, иридий, осмий.
2.2. Сплавы драгоценных металлов.
Применение драгоценных
Серебро в составе сплава
Медь – увеличивает твердость сплава, обусловливает ковкость, тягучесть. Пластичность, меняет цвет сплава от красного до ярко красного.
Палладий повышает температуру плавления сплава. Обеспечивает пластичность и ковкость, прибавка палладия окрашивает слиток в бурый или белый цвет.
Никель придает ковкость, пластичность, твердость. Повышает литейные качества, меняет цвет сплава на бледно-желтый.
Цинк делает
сплав твердым, хрупким,
Алюминий обеспечивает пластичность, ковкость, отражающую способность, повышает коррозийную стойкость.
Платина повышает
упругость сплава и
2.3. Цветные металлы.
Медь - металл характерного красного цвета, мягкий, пластичный, вязкий, легко поддается обработке давлением. Медь хорошо шлифуется и полируется, но быстро теряет блеск, ее затруднительно сверлить, точить, фрезеровать. Медь чаще всего применяется для чеканки и изготовления филигранных украшений.
Кроме меди используют цинк, олово, свинец, кадмий, никель.
2.4. Сплавы цветных металлов.
Бронза – сплав на основе меди, главными компонентами которого являются олово, цинк, никель, свинец, фосфор и марганец. Бронза широко применяется в художественном литье, изготовлении сувениров, юбилейных значков и медалей.
Латунь – сплав меди с цинком. Латунь легко поддается пластической деформации, обработке давлением и резанием.
Мельхиор – пластичный и прочный сплав меди с 20% никеля, обладает красивым серебристым цветом, легко чеканится, штампуется, режется, полируется.
Нейзильбер – сплав меди с 20% цинка и 15% никеля; отличается высокой пластичностью, тягучестью и коррозионной стойкостью.
Д) Другие металлы.
Кроме перечисленных металлов используются также: чугун, сталь, титан, тантал, ниобий.
3. Декоративная обработка металлов.
Декоративная обработка металлов может осуществляться механическим способом (чеканкой, гравировкой) и нанесением защитно-декоративных покрытий (эмалированием, чернением, оксидированием, золочением, серебрением, родированием)
3.1. Чеканка.
Процесс получения на заготовке рельефного изображения посредством холодной обработки, т.е. ударов молотка по чекану или с помощью штампов , называется чеканкой. Различают механизированную и ручную чеканку. В качестве материала используют листовой металл – золото, серебро, медь, мельхиор, алюминий.
3.2. Гравирование.
Издавна гравирование считалось одним из распространенных методов декоративной обработки металлов. Сущность процесса заключается в вырезании на заготовке определенных рисунков. Орнаментов, изображений. Вырезание производят специальным инструментом – штихелями.
3.3. Эмалирование.
Искусство
нанесения эмали известно со
времени древнего Египта и
всегда требовало
Эмаль
представляет собой
3.4. Чернение.
Чернение
как один из видов
3.5. Другие способы обработки.
Оксидирование – предназначено
для защиты от потускнения.
Сущность процесса заключается
Процесс гальванического
покрытия – представляет собой
осаждение одного металла на
другой в среде электролита.
Цель таких покрытий – придать
изделиям определенный
В художественной обработке металлов особое место занимает техника филиграни или скани (от древнерусского скать – свивать), которая состоит в образовании сложных кружевных узоров из разной длины отрезков тонкой проволоки, гладкой или крученой, круглой или плоской. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде, веревочки, шнурка, плетения, елочки, дорожки, глади и т.д. В единое целое элементы филиграни соединяются при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки. Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.
Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра, платины, медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Нередко филигрань сочетается с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Различают филигрань ажурную и фоновую или напайную. Ажурная филигрань – это своеобразный кружевной узор с насквозь просматривающимся рисунком. Филигрань, напаянная на специально подготовленный фон, сплошной (глухая филигрань) или филигранный (ажурный), называется фоновой. И ажурная, и фоновая филигрань бывает плоской и объемной.