Философия танца
Автор - Нет
Эстетические вопросы
хореографии в нашей специальной
литературе до сих пор еще представ-ляют
мало изученную область. Происходит
это по-тому, что по давней традиции
хореографическое ис-кусство незаслуженно
считается узким, сугубо спе-цифическим,
отделенным от широкого круга миро-воззренческих
проблем, стоящих перед нашей
эсте-тической наукой. Между тем, богатая
и многообраз-ная практика балетного
искусства, не выпадай она из сферы
нашей эстетики, могла бы иметь
для нее большое значение.
Наше балетное искусство
связано с новаторски-ми поисками
художественного освоения объективной
реальности, его насущные проблемы
входят в общее русло проблем
эстетики.
Являясь искусством
подлинно интернациональ-ным, танец
переносится из страны в страну,
посто-янно обогащаясь и развиваясь.
Лучшие произведе-ния классиков
хореографии Доберваля, Перро,
Пе-типа, Иванова, Фокина продолжают
жить, на многие десятилетия, а
иногда и на целое столетие,
пережи-вая своих гениальных создателей.
Российское хо-реографическое искусство,
обращаясь к вершинам хореографической
мысли прошлого, отбирает для
себя все неприходящее, способное
к развитию, к со-вершенствованию
художественных возможностей танцевального
языка. Сегодня наше балетное
искус-ство, как никогда, переживает
период бурного роста, смело
обновляет свою образную поэтику,
образно-эмоциональное содержание,
органично способное к танцевально-пластическому
выражению передовых идей современности.
Специфика и природа образности
в искусстве танца.
Специфика хореографического
отображения действительности.
Каждый вид искусства,
постигая благодаря своей образной
специфике те или иные сферы объектив-ной
реальности, уже в силу этого обстоятельства
об-ладает своими, только ему присущими
закономерно-стями. Прежде всего, здесь
надо отметить свое осо-бое художественное
пересоздание мира, свойствен-ное только
данному искусству, объективно заложен-ное
в системе его изобразительно-выразительных
средств. То, что характерно для музыки,
отлично от того, что постигается
поэзией или живописью. Одна-ко ограниченность
в непосредственном отражении, свойственная
каждому искусству, в действительно-сти
оборачивается его многозначностью,
постижени-ем сущности.
Мир хореографической образности
диктует свои законы отображения
действительности, основанные не на буквальном
соответствии жизненного и худо-жественного
материала, а на степени верности
ме-тафорическому, поэтическому отражению
жизни. Ба-лет, в силу своих изобразительно-выразительных
возможностей более, чем другой вид искусства,
чужд натуралистической подробности,
житейской повсе-дневности, обыденной
достоверности. Вместе с тем, балетмейстер-композитор
танца, не может творить вне связи с действительностью.
Связь носит не бук-вальный, а опосредованный
характер, она необхо-димо осуществляется
с учетом общих эстетических законов и
образности хореографического искусства.
Язык танца-это прежде всего язык человеческих
чувств и если слово что-то обозначает
то танце-вальное движение выражает, и
выражает только то-гда, когда находясь
в сплаве с другими движениями, служит
выявлению всей образной структуры произ-ведения.
Обобщенность и многозначность
хореографиче-ской пластики требует
применения особых законов отображения
действительности, состоящих в поэти-ческой
условности хореографических образов.
Сек-рет воздействия танца состоит
в силе выражения человеческих
дерзаний, в передаче чувств высокого
накала, в отвлечении от всего
мелкого и случайного. Хореографические
образы, как правило, несут в
себе отображение этапных, ключевых
моментов жизни, и благодаря
своей высокой опосредованности
и взволнованной приподнятости
они оказываются спо-собными постигнуть
ее сущность.
Я принципиально возражаю
против утверждений, встречающихся
в нашей эстетической литературе,
в которых за искусством балета
сохраняется лишь право на
“правдивую идеализацию” действительно-сти.
Подобное заключение, на мой взгляд,
выводится сторонниками однопланового,
ограничительного рас-смотрения
балета, по крайней мере, из двух
невер-ных посылок. Во-первых, специфическая
условность и обобщенность системы
изобразительно-выразительных средств
хореографического искусст-ва рассматривается
ими лишь как язык с образными
возможностями одной только идеализации;
во-вторых, в данном случае не
учитываются лучшие реалистические
традиции нашего балета и его
исто-ки в русском дореволюционном
балете. Между тем, благодаря им
наше современное хореографическое
искусство имеет на своем вооружении
“Пламя Пари-жа”, ”Бахчисарайский
фонтан”, ”Ромео и Джульетту”,
”Сердце гор”, ”Шурале”, то есть
такие балеты, кото-рые общепризнанно
стали лучшей школой, лучшими
проводниками реалистического метода
в хореогра-фии.
Обращаясь к художественной
практике русского балета, прослеживается
тенденция, связанная с вы-явлением
новых, неиспользованных ранее
возмож-ностей образного отражения
действительности, в том числе
и своего ракурса в подходе
к современной теме. В творчестве
ведущих русских хореографов
Ю.Григоровича, Л.Якобсона, И.Бельского,
Н.Касаткиной и В.Васильева, О.Виноградова
и других все настойчивее и
определеннее проходит мысль
о том, что отнюдь не любое
содержание доступно ба-лету. Главное
для содержания будущего балетного
спектакля-это органически заложенные
в нем пред-посылки музыкально-хореографической
образности.
Новая органическая
связь содержания со стихи-ей
музыкально-хореографической образности
ярко проявила себя в таких
хореографических полотнах, как
“Легенда о любви”, “Берег надежды”,
“Ленинград-ская священная”, “Паганини”,
“Асель”, “Спартак” и другие.
Специфика хореографической
образности с точки зрения ее синтетического
начала.
Хореографическое искусство
включает различные виды искусств-музыку,
собственно хореографию, драматургию,
живопись. Каждый из них, преломля-ясь
соответственно требованиям данного
вида ис-кусства, становится необходимым
компонентом хо-реографического
образного мышления. Но балет-искусство
пластики и именно ей принадлежит
веду-щая, основная роль в создании
хореографического образа. Специфика
хореографической образности состоит
в танцевально-пластическом развитии,
и мяшление образами самих
танцев является единст-венным
способом раскрытия и воплощения
характе-ров в балете.
Содержательность хореографического
образа тесно связана с содержанием
всего драматургиче-ского замысла
балета, который в процессе создания
обогащается музыкальными, пластическими
и живо-писными характеристиками,
и вместе с ними пред-стает
в новом единстве музыки, пластики,
драматур-гии, живописи. В том
случае, если это единство не
нарушает целостности пластического
образа, а, на-против, создает необходимые
предпосылки для его художественного
восприятия, мы имеем дело с
таким синтезом, в котором ни
одна сторона образной спе-цифики
не доминирует за счет другой.
Так, образы Данилы, Катерины, Хозяйки
Медной горы в балете “Каменный
цветок” взяты из уральских
сказов П.Бажова, но образами хореографическими
они ста-ли благодаря удивительному
художественному ви-дению балетмейстера
Ю.Григоровича, создавшему собственно
хореографическую “партитуру”
на основе тонкого прочтения
музыкальной партитуры С.Прокофьева.
Живописная гармония костюмов
и декораций С.Вирсаладзе прекрасно
способствовала слиянию образных
возможностей музыки и пластики.
Качественно новый музыкально-хореографический
синтез к концу 19 века в балетах
Чайковского-Глазунова-Петипа-Иванова
заставил пересмотреть не только цели,
задачи хореографиче-ского искусства,
но и всю его поэтику. Образность
танца, рожденная на основе органического
синтеза музыки и хореографии, обладает
новыми достоинст-вами, качественно
отличными от достоинств отдель-но
входящих в нее компонентов. Эстетически
зако-номерным представляется то обстоятельство,
что настоящие художественные открытия
хореографиче-ского искусства всегда
зависили от момента слияния и
содружества этих двух родственных
по природе видов искусств.
Представителями современной
зарубежной хо-реографии являются
Мерс Кеннингем и Алвин Нико-лаис.
Главное утверждение этих хореографов
состо-ит в том, что единственным
содержанием танца есть сам
танец. Представители подобного
распростра-ненного в странах
Европы и США направления от-вергают
мысль о том, что “сюжет”
или какое-либо “содержание”
необходимо балету. Они утверждают
независимость танца, как исключительного
комплек-са движений. Стремление
преодолеть одухотворен-ную, высоко
поэтическую природу танца выражается
у них в обращении к особой,
эмоционально невос-принимаемой
конкретной музыке и должно
привести, по мысли Мерса Кеннингема,
к “созданию образа, творящего
мир за пределами воображения”.
Метод, используемый
при постановке своих ба-летов,
Кеннингем называет “методом
случайности”. Кеннингем начинает
созидание с разрушения, то есть
пытается разложить танец на
его множители-отдельно ритм, положение
тела и продолжитель-ность движения,
после чего стремится собрать
эти разрозненные компоненты
наугад. Таким образом, констатирует
он, все элементы танца определяются
фактором случайности. Что же
касается музыки, то с ней танцоры
вообще не знакомятся до генеральной
репетиции, дабы не чувствовать
себя прикованным к звукам. Алвин
Николаис направляет усилия на
то, чтобы лишить жест его привычной
функции и полу-чить “простое
кинетическое изложение” движений
человеческого тела, содержащее, по
его мнению, чувства “тяжести, света,
толщины” и т.д., то есть, го-воря
иными словами, стремится одушевленного
и эмоционально-выразительного танцора
на сцене превратить в нечто
похожее на запрограммирован-ное
кибернетическое устройство. Новоявленные
авангардисты не одиноки, так
как иррационализм, отказ от
содержательности искусства-оборотная
сто-рона многочисленных течений
современной зару-бежной культуры.
Соотношение изобразительных
и вырази-тельных начал в танцевальном
образе.
Отмечая принципиальное
различие, существующее между изобразительностью
и выразительностью в способе
организации и художественного
воспроиз-ведения объективной реальности
в образе, надо ис-ходить из
того, что отмеченные начала в
искусстве всегда предстают в
диалектическом взаимодействии. Действительно,
нельзя выразить какое-либо явление
в искусстве, не изображая его,
и нет ничего изобра-женного,
что не обладало бы той или
иной степенью выразительности.
Литература, музыка, живопись, хо-реография
наполняют художественные образы
раз-личной степенью зримой наглядности
и конкретно-сти, по-разному организуют
жизненный материал, а сам принцип
отбора материала, его необходимый
эмоциональный аспект, зависит как
от специфики каждого из искусств,
так и от специфики из жанров.
Балет, будучи оригинальным синтетическим
жанром, включает в себя виды
искусств с превалированием изобразительного
начала (живопись, скульптуру, пантомиму)
и искусства выразительные-танец
и му-зыку.
Степень взаимодействия
изобразительных и вы-разительных
начал в хореографии зависит
от того, какая сторона пластической
выразительности в сис-теме изобразительно-выразительных
средств (тан-цевальная или пантомимная)
доминирует при созда-нии конкретной
хореографической образности.
Используя неисчерпаемые
возможности пласти-ки человеческого
тела, хореография на протяжении
многих веков шлифовала и разрабатывала
вырази-тельные танцевальные движения.
В результате этого сложного
процесса возникла система собственно
хо-реографических движений, особый
художественно-выразительный язык
пластики, составляющий сози-дательный
материал танцевальной образности.
От-бирая из неисчерпаемого источника,
каким является народное танцевальное
творчество, характерные выразительные
движения, хореография их по-новому
пластически осмысливает, поэтически
обоб-щает, придает им необходимую
многозначность и широту выражения.
Выразительные движения легли
в основу классического танца,
отличительные черты которого призваны
выражать страстный человече-ский порыв
в высь, активную устремленность в неизведанное,
возвышенность, одухотворенность. Такой
танец оказался способным породить “душой
исполненный полет”, в котором на основе
отточенной танцевальной техники воедино
слиты воля, эмоция и страсть.
Процесс развития системы
изобразительно-выразительных средств
российской хореографии проходил подчас
через ломку установившихся эсте-тических
норм, вызывал страстные споры
не только в среде служителей “храма”
хореографического ис-кусства, но и
в широком кругу зрителей. Начиная
с 20-х годов, с экспериментальных
поисков Ф.Лопухова, К.Голейзовского,
в пластическую языко-вую структуру
нашего балета стали входить элемен-ты
художественной гимнастики, акробатики,
поэтизи-рованной бытовой пластики.
Так, в поставленном Ф.Лопуховым
в 1927 году балете “Ледяная дева”, ге-роиня
балета делает на сцене шпагат, до этого
при-меняемый лишь в цирке и на
эстраде. Да и вся пла-стика Ледяной
девы-резкая, угловатая, колючая ни-как
не вязалась с устоявшимися эстетическими
по-ложениями классического танца,
но зато превосход-но отвечала сущности
создаваемого образа.
В хореографии, как и в
любом искусстве, нет ху-дожественных
приемов, хороших и годных на все
времена. Художественный прием, естественно
и ор-ганично вошедший в общую
танцевальную палитру, служит раскрытию
выразительной природы танце-вальной
образности. Современность хореографиче-ского
искусства-это прежде всего современность
его хореографического образного
мышления, в котором изобразительность
и выразительность всегда суще-ствуют
в единстве.