Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 21:12, курсовая работа
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Таким образом, при подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, подготовленность и состояние здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумывать объем и интенсивность нагрузок.
Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. В особо сложных случаях, когда специалист обнаружил у ребенка серьезное нарушение осанки и предложил курс лечебной физкультуры в поликлинике, родители должны обеспечить это лечение, выполнять все рекомендации ортопеда. Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей дошкольного возраста навыка правильной осанки.
§ 1.
Для того, чтобы изучить процесс формирования осанки у детей дошкольного возраста были обследованы 5 детей подготовительной группы ДОУ №__ г.____.
1.Ф.И.
2. Ф.И.
3. Ф.И.
4. Ф.И.
5. Ф.И.
Для определения осанки у этих детей были применены рекомендации Вавиловой Е.Н. и Красно- вой В.М. Ребенка без майки мы ставили спиной к себе на возвышение, таким образом, чтобы его лопатки находились на уровне глаз взрослого. Затем мы смотрели, на одном ли уровне расположены плечи, развернуты ли они или сведены; на равном ли расстоянии от позвоночника находятся лопатки; определяли, на одной ли горизонтальной линии расположены нижние углы лопаток. При осмотре сбоку определяли выраженность физиологических изгибов позвоночника; не выступают ли лопатки; не выходит ли линия живота за линию грудной клетки.
В результате этого обследования были определены следующие особенности осанки детей:
У ______(Ф.И.) правое плечо несколько выше левого, нижний угол правой лопатки также несколько выше угла левой лопатки. Физиологические изгибы позвоночника в норме.
У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют норме.
У ______(Ф.И.) несколько сведены плечи, при осмотре сбоку заметно небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника.
У ______(Ф.И.) все показатели соответствуют правильной осанке.
У ______(Ф.И.) все показатели в пределах нормы.
Затем мы оценивали осанку ребёнка с помощью плечевого индекса. Мы измерили сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди ребенка, затем со стороны спины (плечевую дугу).
Плечевой индекс = (ширина плеч/плечевая дуга)*100%.
Результаты данных измерений представлены в таблице:
№
Фамилия И.
Ширина
плеч, см
Плечевая дуга,
см
Плечевой
Индекс,%
1
2
3
4
5
Если плечевой индекс равен 90 - 100%, у ребёнка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о её нарушении.
Это обследование выявило, что у двоих детей имеются нарушения осанки. У одного ребенка – искривление позвоночника в виде бокового его отклонения (правосторонний сколиоз); у другого – небольшое отклонение в грудном отделе позвоночника (кифоз).
§ 2.
Для данных детей был составлен индивидуальный комплекс физических упражнений по коррекции осанки, в котором были использованы упражнения, предлагаемые Е.Н.Вавиловой, М.Алиевым и В.П.Правосудовым. (см. Приложение, Протоколы 1,2).
Кроме того, были даны методические рекомендации воспитателям и родителям по правильному подбору мебели для детей (см.Приложение, Протокол 3).
Также было рекомендовано обращать особое внимание на осанку детей во время занятий за столом, не допускать длительного пребывания детей в однообразных позах, включить в комплекс утренней гимнастики упражнения корригирующего характера.
Родителям отдельно были даны рекомендации по соблюдению детьми режимных моментов вне детского сада: соблюдать режим дня – подъем и укладывание спать в одно и то же время, обязательные прогулки на свежем воздухе, чередование подвижных игр и спокойной деятельности, обеспечить детям полноценное питание. Также родителям рекомендовано проконсультироваться с ортопедом.
§ 3.
Коррекционная работа проводилась с детьми в период с декабря 1999 г. по март 2000 г. Затем дети были сноваобследованывизуально и с помощью расчета плечевого индекса.
Результаты этих расчетов представлены в таблице:
№
Фамилия И.
Ширина
плеч, см
Плечевая
дуга, см
Плечевой
Индекс,%
1
2
Это обследование показало следующие результаты:
У ______(Ф.И.) явных внешних изменений не произошло, однако несколько изменился показатель плечевого индекса, что свидетельствует о корригирующем действии применяемой методики.
У ______(Ф.И.) плечи стали более расправлены, однако при осмотре сбоку все еще сохраняется небольшое увеличение грудного изгиба и уменьшение поясничного изгиба позвоночника. При этом показатель плечевого индекса также изменился в сторону увеличения, что говорит о положительных внутренних изменениях.
Кроме того, коррекционная работа нашла свое отражение в поведении самих детей. Они стараются следить за своей осанкой во время занятий и игр, поправляют друг друга.
Конечно, за короткий срок трудно сформировать осанку, для этого необходимы постоянные занятия, направленные на исправление дефекта. Поэтому мы будем продолжать с этими детьми коррекционную работу и дадим методические рекомендации родителям и воспитателям.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод, что раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требуют выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. В некоторых случаях устранение причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Кроме того, работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.
Литература:
1. Алиев М. Формирование правильной осанки// ДВ №2 1993.
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.:Просвещение, 1986.
3. Ефименко Н.Н. Материалы
к оригинальной авторской
4. Краснова В.М. Осанка вашего ребенка // ДВ № 3 1991.
5. Лебедева Е.А., Русакова Е.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста. – М.:Просвещение, 1970.
6. Левин Г. Плавание для малышей. Пер. с нем. – М., Физкультура и спорт, 1974.
7. Развитие движений ребенка дошкольника. Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. – М., Просвещение, 1975.
8. Учебник инструктора
по лечебной физической
9. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. – Л., 1977.
Приложения.
Протокол 1.
Упражнения для профилактики и коррекции
правостороннего сколиоза
1. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднять левую руку с отведением правой руки назад; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалами 30-40 с.
2. И.п. – ноги врозь на ширине плеч, левая рука вверху, правая за спиной; 1-3 – пружинящие наклоны в правую сторону; 4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалами 30-40 с.
3. И.п. – в упоре на коленях, руки опущены вниз; 1-2 – правую ногу вытянуть назад, левую руку поднять вверх, прогибаясь спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 минуты.
4. И.п. – сидя на стуле, руки опущены на колени; 1-2 – поднять левую руку вверх, правую вытянуть назад вниз, наклоняясь вправо; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить4-5 раз в медленном темпе с интервалами 1-2 мин.
5. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях у подбородка; 1-2 – прогибаясь назад, левую руку вытянуть вперед, правую отвести назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз с интервалами 1-2 мин.
6. И.п. - лёжа, руки в упоре на локтях. 1-2 - прогнуться в грудной части позвоночника, вдох, 3 - опуститься, выдох.
7. И.п. - лёжа на спине, руки вдоль тела или на поясе. 1 - поднять голову, посмотреть на носки ног, руками потянуться к носкам, 2 - и.п. Повторить 4-6 раз.
Протокол 2.
Упражнения для коррекции сутулости (кифоза)
1. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.
2. И.п. – основная стойка; 1-2 – поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.
3. И.п. – ноги врозь на ширине плеч, руки на поясе; 1-2 – наклон вперед, руки в стороны, прогнуться в пояснице; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.
4. И.п. – стойка на коленях, руки вниз; 1-3 – наклон назад, прогибаясь в спине, руки вверх в стороны; 4 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 40-50 сек.
5. И.п. – стойка на коленях, руки на поясе; 1-4 – глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки в стороны; 5-6 – фиксировать положение спины; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 1-2 мин.
6. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища; 1-2 – прогнуться, руки назад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе с интервалом 1-2 мин.
7. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе; 1-2 – медленно поднимая голову вверх назад, прогнуться спиной назад, руки вверх; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 4-5 раз с интервалом 2-3 мин.
8. И.п. – лежа на спине, руки, согнутые в локтях, находятся на груди; 1-2 – опираясь на локти, прогнуться в грудном отделе позвоночника с упором головой; 3-6 – фиксировать положение спины; 7-8 – вернуться в и.п. Повторить 3-4 раза с интервалами 1-2 мин.
9. И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях с гимнастической палкой у подбородка; 1-2 – вытягивая руки с гимнастической палкой вперед, поднять голову вверх-назад, прогнуться в спине, не отрывая ноги от пола; 3-6 – фиксировать принятое положение; 7-8 вернуться в и.п. Повторить в медленном темпе 5-6 раз с интервалом 1-2 мин.
10. И.п. – лежа на животе, руки в стороны ладонями на полу, пятки вместе; 1-2 – поднять руки, прогнуться в пояснице; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
11. И.п. – стоя на коленях, руки с резиновым мячом внизу; 1-2 – наклон назад прогнувшись, руки с мячом вверх; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
12. И.п. – лежа на животе, руки с гимнастической палкой вытянуты вперед; 1-2 – приподнять палку, оторвав ее от пола, прогнуться в пояснице, отрывая плечи, грудь и ноги от пола; 3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
Протокол 3.
1. Значение правильной осанки
2. Виды, признаки неправильной осанки
3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки
4. Плоскостопие, его причины, признаки и предупреждение
5. Практическое задание
Литература
1. Значение правильной осанки
Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.
Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.
Информация о работе Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста