Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:21, лекция
Обновление российского театра началось с режиссуры. Новая театральная эстетика вновь формировалась в Москве и Ленинграде.
В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г.Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский театр им.Ленинского комсомола, а в 1956 ставшего художественным руководителем Большого Драматического Театра. Великолепная труппа, блестящие спектакли, отличные организаторские способности режиссера вывели БДТ в число лучших театров. Остальные театры Ленинграда в 1950–1980-е выглядели на его фоне более бледно, хотя и в них велись активные поиски новых выразительных средств. В то же время удивительно парадоксальной стала судьба многих ленинградских режиссеров следующего поколения. Большинство из них сумели реализовать свой творческий потенциал в Москве.
Обновление российского театра началось с режиссуры. Новая театральная эстетика вновь формировалась в Москве и Ленинграде.
В Ленинграде этот процесс шел менее ярко, не столько революционным, сколько эволюционным путем. Он связан с именем Г.Товстоногова, с 1949 возглавлявшего Ленинградский театр им.Ленинского комсомола, а в 1956 ставшего художественным руководителем Большого Драматического Театра. Великолепная труппа, блестящие спектакли, отличные организаторские способности режиссера вывели БДТ в число лучших театров. Остальные театры Ленинграда в 1950–1980-е выглядели на его фоне более бледно, хотя и в них велись активные поиски новых выразительных средств. В то же время удивительно парадоксальной стала судьба многих ленинградских режиссеров следующего поколения. Большинство из них сумели реализовать свой творческий потенциал в Москве.
В Москве формирование новой театральной эстетики происходило более бурно и наглядно. Здесь прежде всего следует назвать имя А.Эфроса, не становившегося знаменем какой бы то ни было театральной революции, хотя, каждый его спектакль вызывал огромный интерес критики и зрителей. Возглавив в 1954 Центральный Детский театр, Эфрос сплотил вокруг себя группу талантливой молодежи.
Здесь во многом формировалась художественная программа, приведшая в 1958 к открытию театра «Современник». Это ознаменовало наступление новой эпохи российской сцены. Обновление эстетики реалистического психологического театра сочеталось в «Современнике» с поисками новых средств художественной выразительности. Зрительское признание нового театра было огромным, очереди за билетами выстраивались с ночи. Однако, в отличие от ленинградской ситуации, в Москве появился ряд интересных режиссерских эстетик с ярко выраженной индивидуальностью. Н.Охлопков в театре им.Маяковского разрабатывал героико-романтическую тему. После его кончины режиссерскую эстафету принял А.Гончаров, мастер броских театральных решений. Вахтанговские традиции яркой театральной условности разрабатывал Р.Симонов. В Центральном театре Красной армии традиции психологического театра сохраняли А.Попов и Б.Львов-Анохин. Работая в разных театрах, высочайший художественный авторитет на протяжении нескольких десятилетий сохранял Эфрос. В театре Сатиры проходил свое становление М.Захаров, позже воплотивший свою эстетику в Театре им. Ленинского комсомола.
Но, пожалуй, самым громким российским
театром 1970–1980-х был Московский
театр на Таганке и его режиссер
Ю.Любимов. За это время в Москве сформировалось
несколько поколений замечательных
актеров, принадлежащих к разным школам,
обладающих высоким профессионализмом
и яркой индивидуальностью. С одной стороны, театральные успехи
российских театров 1960–1980-х завоевывались
нелегко. Нередко лучшие спектакли выходили
на зрителя с большим трудом, а то и запрещались
из-за идеологических соображений, а награды
и премии получали спектакли средние,
но идеологически выдержанные. С другой
стороны, полуофициальный статус театра-«оппозиционера»
практически всегда придавал его спектаклям
дополнительный «зрительский капитал»:
они изначально получали больший шанс
прокатного успеха и причисления к творческим
победам (часто невзирая на реальный художественный
уровень). Об этом свидетельствует история
Театра на Таганке: любой спектакль первого
«любимовского» периода в либеральной
среде считался гениальным, профессиональная
критика недостатков чаще всего расценивалась
как штрейкбрехерство. На российской сцене
того времени царило иносказание, намек,
аллюзии с современной действительностью – это
было залогом зрительского успеха. При
этом не стоит забывать, что в общественной
ситуации государственных театров все
театральные эксперименты финансировались
государством. К началу 1980-х для полуопальной
Таганки было построено новое театральное
здание с современным техническим оснащением.
Зачастую политические и социальные критерии
в оценке спектаклей часто перевешивали
художественные – как в официальной, так
и в неформальной оценке. Взвешенное, адекватное
отношение к спектаклям того времени было
практически невозможным. Тогда это понимали
очень немногие.