Географическое положение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:44, реферат

Описание работы

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение длительного времени покрывалась отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений - системы каналов для водоснабжения полей. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

Файлы: 1 файл

Искусство Древней Месопотамии.docx

— 201.06 Кб (Скачать файл)

Географическое положение

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая  ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Месопотамия, 3100-1600 гг. до н.э.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между  Евфратом и Тигром). Теперь под Месопотамией понимают в основном долину в нижнем течении этих рек, причем присовокупляют к ней земли к востоку от Тигра и к западу от Евфрата. В  целом этот регион совпадает с  территорией современного Ирака, за исключением горных районов вдоль  границ этой страны с Ираном и Турцией.

Большая часть вытянутой долины, особенно вся Нижняя Месопотамия, в течение  длительного времени покрывалась  отложениями, приносимыми обеими реками с Армянского нагорья. С течением времени плодородные аллювиальные почвы стали привлекать население других регионов. С давних времен землепашцы научились компенсировать скудные осадки созданием ирригационных сооружений - системы каналов для водоснабжения полей. Отсутствие камня и дерева дали толчок развитию торговли с землями, богатыми этими природными ресурсами. Тигр и Евфрат оказались удобными водными путями, связывавшими район Персидского залива с Анатолией и Средиземноморьем. Географическое положение и природные условия позволили долине стать центром притяжения народов и районом развития торговли.

В истории искусства Месопотамии выделяют следующие периоды: Шумер (кон. 4 – нач. 3-го тыс. до н. э.); Шумеро-Аккадское царство (вторая пол. 3-го тыс. до н. э.); Старовавилонское царство (20–17 вв. до н. э.); Ассирия (14—7 вв. до н. э), Нововавилонское царство (7–6 вв. до н. э.).

 

 

 

Письменность

Немаловажную  роль в становлении и закреплении  новой культуры древнего общества сыграла  письменность, с появлением которой  стали возможны новые формы хранения-передачи информации и "теоретической" (то есть чисто интеллектуальной) деятельности. В культуре древней Месопотамии  письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись - самое  характерное и важное для нас  из того, что было создано древнемесопотамской цивилизацией. При слове "Египет" мы сразу представляем пирамиды, сфинксов, руины величественных храмов. В Месопотамии ничего подобного не сохранилось - грандиозные сооружения и даже целые города расплылись в бесформенные холмы-телли, едва различимы следы древних каналов. О прошлом говорят лишь письменные памятники, бесчисленные клинообразные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах. Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и каждый год археологи находят сотни и тысячи новых документов. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды.

 

Эпос о Гильгамеше

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или  несколько слов. Совершенствование  древнемесопотамской системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа (в нововавилонский период их осталось чуть более 300), схематизации и упрощения начертания, в результате чего появились клинописные (состоящие из комбинаций клиновидных оттисков, оставляемых концом трёхгранной палочки) знаки, в которых почти невозможно узнать исходный знак-рисунок. Одновременно происходила фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него, как чисто слоговые. Это позволило передавать точные грамматические формы, выписывать имена собственные и т. п.; клинопись стала подлинной письменностью, зафиксированной живой речью.

 

Религия

Еще на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная  теологическая система, которая  позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал  своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему  Шумеру, хотя для каждого из них  были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ.

Божества  олицетворяли стихийные силы природы  и часто отождествлялись с  космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра  и стремились умилостивить демонов  зла, считавшихся причиной разнообразных  болезней и смерти. Против злых духов  стремились спастись также с помощью  заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в  виде полулюдей, полуживотных. Особенно популярны были так называемые ламассу, которых люди представляли себе в виде крылатых быков с человеческими головами. Гигантских размеров ламассу охраняли вход во дворцы ассирийских царей.

Шумеры  и аккадцы верили в загробный  мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно  страдали от голода и жажды и вынуждены  были питаться глиной и пылью. Поэтому  дети покойников обязаны были приносить  им жертвы.

 

Искусство

В становлении  и последующем развитии искусства  Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще  до возникновения первых государственных  образований, ведущее место в  шумерском искусстве занимала расписная  керамика с характерным для нее  геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая  вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях  изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии  была создана единая широко разветвленная  сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.

Внушительных  успехов население Древней Месопотамии  достигло в сооружении дворцовых  и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового  кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Во  дворце царей Мари, сооруженном в  начале II тысячелетия до н. э., археологи  нашли многочисленные фрески с изображениями  жертвоприношений и сцен дворцовой  жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после  этого накладывали краски.

         

    Дворец царей Мари                                      Тарелка с изображением знаменосца, Х век

Скульптура  в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих  львиц.

Керамика  постепенно совершенствовалась с точки  зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула.

О развитии живописи известно мало. Стенопись  не могла сохраниться из-за воздействия  влаги и особенностей почв, но сохранившиеся  образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был  широко распространен. Великолепные образцы  расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.


Информация о работе Географическое положение