Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:50, реферат
Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора.
Введение
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого.
2. Расцвет творчества художника
3. Поздний период творчества
Заключение
Список литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №24
Реферат
На тему:
«Герои портретов Д.Г.Левицкого»
Выполнила:
Ученица 10 А класса
Османова Елена
Проверила:
Дьяконова С.В.
Астрахань 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого.
2. Расцвет творчества художника
3. Поздний период творчества
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.
В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.
Замечательный живописец с виртуозным мастерством владел всеми средствами построения портрета (композицией, пластической формой и особенно колоритом), будь то парадное или интимное изображение.
Благодаря этому Левицкий в своих произведениях достиг гармонического единства раскрытия сущности характера портретируемого, жизненного содержания своей эпохи, прогрессивных устремлений современников и нашел прекрасную, жизненно убедительную форму для их воплощения.
1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО
Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов.
1770-1780-е годы - время расцвета
дарования Левицкого. За эти двадцать
лет он создает самые
Д. Левицкий «Портрет А.Ф. Кокоринова» (1769). Русский музей
Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) – известный русский архитектор. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом. Безукоризненный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью.
Чем же покорил этот портрет современников? Совершенством формы и высокой духовной наполненностью.
На портрете изображён человек со спокойным и мужественным лицом, в специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме. Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом указывает на план здания будущей Академии. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Пройдёт всего около 2 лет, и жизнь его трагически закончится, но сейчас ещё об этом никто не знает: ни сам Кокоринов, ни те, кто в восхищении остановились перед его портретом…
Д. Левицкий мастерски мог найти выразительную позу и жест для персонажей своих картин, сочетать интенсивный цвет с богатством оттенков, уже его ранние парадные портреты отличались этими качествами.
В 1775 году Левицкий был произведен в советники Академии. В 1771 году художник возглавил портретный класс и бессменно руководил им почти семнадцать лет. Тогда же он начинает получать придворные заказы, заказы от Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга.
Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет — большой, почти в полный рост — имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде — в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.
Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета — поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.
Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам — они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.
Левицкий — один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Мягкость бархата, упругость атласа, прозрачность кисеи, ажурность кружева, холодный отлив бриллиантов, молочный отсвет жемчугов, жесткость сукна каждый раз по-иному перекликались с особенностями человеческого лица — с кожей юной или морщинистой, яркими или уже тронутыми мутной пеленой старости глазами.
Из произведений молодого Левицкого в этом отношении симптоматичен уже упомянутый портрет А. Ф. Кокоринова (1769. ГРМ), ректора Академии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове. Блестяще написанный в согласии с каноном парадного портрета, он интересен во многих отношениях. Перед нами один из первых исполненных русским мастером портретов человека творческого труда. Кокоринов запечатлен в рабочем кабинете — обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств — своего любимого детища. На зодчем роскошный костюм с виртуозно выписанной фактурой — шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Перед зрителем предстает аристократ, чьи заслуги заключались в трудах на благо развития художеств в России. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренний мир человека еще не было достигнуто.
Другим примером может служить портрет Н. А. Сеземова (1770. ГТГ). В начале 1770-х годов по поручению И. И. Бецкого, директора Академии художеств, Левицкий создает портрет жертвователя на Московский Воспитательный дом — «человеколюбивого подателя села Выхино поселянина Никифора Артемьева Сеземова», крепостного графа П. Б. Шереметева, богатейшего винного откупщика. Он внес огромные деньги на основание Воспитательного дома. Портрет Сеземова — одна из самых необычных и интересных работ в русской портретистике XVIII столетия.
Полотно решено в традиционном жанре
парадного портрета, но в то же время это
глубоко реалистическое изображение крестьянина,
причем отнюдь не приукрашенно-благообразное,
как бывало на провинциальных портретах.
2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА
Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступало его соответствие образцу идеального гражданина, его нравственные качества. Черты мировоззрения и отношения к людям в известной степени обусловлены возрастом художника, достигнутыми успехами, его надеждами на будущее.
Среди образов, созданных Левицким в эти годы, достаточно определенно прослеживаются два типа, различающиеся по авторскому отношению, а следовательно — по содержанию и приемам воплощения.
С одной стороны, блистательные мастерские полотна, где характеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативного изображения — портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского (1770. Гос. музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына (1772. ГТГ), инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778. ГТГ), генерал-аншефа М. Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. ГЭ). Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова (1773. ГТГ), который можно расценить как пародию на парадный портрет. Правда, его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому — человеку богатому, оригинальному и склонному к чудачествам. С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатию мастера. Эта тенденция возобладала в камерных портретах, как принято именовать небольшие по формату погрудные или поясные изображение с нейтральным фоном, без каких-либо предметов обстановки.
Д. Левицкий «Портрет П.А. Демидова» (1773). Государственная Третьяковская галерея
Прокофий Акинфьевич Демидов (1710-1788) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Был меценатом и благотворителем, поклонником садоводства, основателем Нескучного сада.
Неску́чный сад – пейзажный парк в Москве, крупнейший парк в историческом центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.
П.А. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Его потомки, ещё будучи тульскими оружейниками, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, а сам Демидов нигде не служил, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья. Его абсолютно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, но порой и зарубежные страны, где он бывал. Но, наряду с эксцентричностью, это был известный меценат, который делал крупные пожертвования, оставаясь при этом анонимным.
Он основал Коммерческое училище в Москве, передал большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету.
Его научным увлечением было собирание гербария: московская усадьба Демидова была известна цветниками и ботаническим садом, в котором были собраны редчайшие растения. В 1785 г. им написан серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
В портрете Д. Левицкого каждая деталь несёт смысловую нагрузку, здесь нет ни одной ненужной подробности. Обстановка, фон, одежда, аксессуары – всё показано для характеристики героя портрета. Все детали картины – от гербария и лейки на столе до фасада здания – повествуют о его вкусах, увлечениях, характере изображённого персонажа.
Но на холсте явно присутствует пародия на парадные портреты. Вместо мундира с наградами и регалиями – домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, небрежно обернутый шарф.
Пародийна и поза Демидова: как и положено для знатного вельможи, она величественная, но вместе с тем и непринужденная. Левой рукой он опирается на садовую лейку, а правой указывает на горшки с цветами, а не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму и который виднеется позади справа.
Некрасивое, но умное лицо Демидова и вся его фигура написаны без многозначительности и преуменьшения возраста (ему было 63 года).
В портрете А. Демидова ярко выражено мастерство художника, умевшего за внешним и напускным увидеть доброту и человечность.
Камерный портрет сложился в России к середине ХVIII века — позже других портретных жанров. Среди его отечественных родоначальников был и учитель Левицкого — А. П. Антропов. Во второй половине столетия в русском искусстве уже существовала собственная самобытная традиция камерных изображений. Среди современников за исключением, пожалуй, только Ф. С. Рокотова, Левицкий здесь не имел себе равных. С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Мастер создает галерею портретов духовно близких ему людей — литераторов А. В. Храповицкого (1781. ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. Киевский Гос. музей русского искусства), французского философа-просветителя Дени Дидро (1773—1774 гг. Музей искусства и истории. Женева), Е. А. Бакуниной (1782. ГТГ), М. А. Дьяковой (1778. ГТГ). Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785. ГРМ), выполненный в русской крестьянской манере.
Общепризнанным успехом живописца стала серия портретов смолянок — питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт). Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого. В знаменитой портретной сюите смолянок художник должен был сделать очевидными плоды просвещенного воспитания, за которое так ратовала Екатерина II. Портретисту позировали воспитанницы, отличившиеся особенными успехами в науках и искусствах. Работа над серией завершилась в 1776 году, что совпало по времени с первым выпуском учениц. Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772. ГРМ), Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. ГРМ), грациозно танцующей Н. С. Борщевой (1776. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. ГРМ) и А. П. Левшина (1775. ГРМ) явили новую для русского искусства разновидность жанра — «портрет в роли».