Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:15, реферат
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, архитектура Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550. Готике предшествовал раннесредневековый, или романский стиль, за ней последовал Ренессанс, стиль эпохи Возрождения, зародившейся в Италии в XV в. Однако стилистические изменения имели постепенный характер, так что и XV и XVI вв. нередко были свидетелями соединения новых ренессансных и старых готических форм. В некоторых частях Европы готический стиль не прерывался в течение всего периода Ренессанса.
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, архитектура
Западной Европы в эпоху позднего
Средневековья, примерно между 1150 и 1550.
Готике предшествовал
Готикой называют исторический художественный
стиль, господствовавший в западноевропейском
искусстве в XIII-XV вв. Готами древние
римляне называли варварские племена,
вторгавшиеся с севера в пределы
империи в III-V вв. Термин появился в
эпоху Итальянского Возрождения
как насмешливое прозвание «
Долгое время «готическим» именовали
вообще все средневековое искусство и
только к концу XIX в. - его поздний период,
отличавшийся яркостью оригинального
художественного стиля. Раннее средневековье
VI-XII вв. принято называть романикой, или
искусством романского периода. Готика
- венец средневековья, это яркие краски,
позолота, сияние витражей, экспрессия,
взлетающие в небо колючие иглы шпилей,
симфония света, камня и стекла.
Общие условия готической эпохи.
Хотя термин «готика» должен был свидетельствовать
о германском происхождении этого стиля,
он в действительности развивался в первую
очередь во Франции. Тем не менее, не следует
упускать из вида, что готическая культура
отличалась универсализмом и в ее формировании
немалую роль сыграли контакты с исламским
миром через торговлю и крестовые походы.
Готический стиль был сценой, на которой
феодализм отступал перед давлением «свободных
городов» и зарождающихся национальных
государств. Рост в них ремесел и торговли
создавал финансовые ресурсы для строительства,
а ремесленные цехи обеспечивали высокий
уровень подготовки мастеров и высокий
стандарт качества работ. В отличие от
изолированного положения, характерного
для монастырей романской эпохи, готические
храмы стали возводиться, как правило,
в центре городов.
Архитектурный стиль любой эпохи обычно
вырастает из верований людей и образа
их жизни. В готическую эпоху религия оставалась
главным содержанием общественной жизни,
а церковь – ведущим типом сооружения.
Путник, приближавшийся к средневековому
городу, прежде всего видел взметнувшиеся
к небу шпили его церквей, затем уже городские
укрепления, гражданские постройки, жилые
дома, торговую площадь и лавки.
Основные конструктивные особенности
стиля воплощались прежде всего при возведении
храмов, а уже затем полученные решения
могли применяться в других типах построек.
Развитие художественного компонента
стиля осуществлялось одновременно с
совершенствованием конструкций.
Новые строительные материалы.
Применение строительных материалов в
любую эпоху напрямую зависит от местных
условий и уровня развития технологий.
Средневековая Европа была в то время
покрыта лесами, древесины была достаточно.
Многочисленные каменоломни снабжали
строителей известняком и песчаником.
В целом средневековая архитектура сумела
перевести ранний опыт строительства
из дерева зданий с характерными крутыми
уклонами кровель и высокими башнями на
использование камня и скрепляющего раствора.
Религиозные потребности.
Особые требования к местам богослужения
вырастали из особенностей религиозного
культа того времени. В готическую эпоху
римско-католическая вера была единственной
религией всей Западной Европы, и хотя
детали богослужения различались, скажем,
во Франции и Испании, в приходской и в
монастырской церкви в целом господствовало
единство. Уже поэтому архитектурные вкусы
верующих были почти повсюду одинаковы,
находя выражение в церквах. Эти вкусы
были достаточно выражены романским типом
собора, имевшим место для паствы, особое
место для клира, для служения месс, для
крещений и организации процессий, для
размещения алтарей, посвященных многочисленным
святым. Тем не менее, романские церкви
оказались со временем тесны, так как будучи
преимущественно монастырскими постройками,
они не соответствовали выросшему населению
городов готической эпохи.
В целом пространственное деление церковных
зданий не отличалось от раннесредневекового:
длинный срединный прямоугольник, ориентированный
на восток и фланкированный боковыми прямоугольниками.
Вместе их обычно рассекал другой прямоугольник
– трансепт. Западная часть срединного
прямоугольника именовалась главным (или
центральным) нефом, восточная была занята
хорами и сакристией (ризницей) в апсиде.
Боковые нефы, продолженные в восточную
часть церкви, смыкались за апсидой, образуя
деамбулаторий – обходную галерею, с которой
можно было войти в обособленные капеллы.
Только в Англии восточное окончание церкви
делалось обычно прямоугольным, в других
местах ему придавалась многогранная
или полукруглая форма.
Концепции пространства и конструкции.
И по концепции самого пространства, и
по способам перекрытия обширных пространств
готическая архитектура начала отличаться
от своей предшественницы романского
периода. Если романские церкви были замкнуты
толстыми массивными стенами, в которых
были устроены узкие оконные проемы, то
готическая церковь имела стену из многоцветных
витражей, зажатых между вертикальными
ребрами из каменной кладки или между
контрфорсами, приставленными к витражной
стене под прямым углом. Причиной столь
резкого различия служит иной способ перекрытия
внутреннего пространства: в романской
церкви – тяжелые цилиндрические своды,
поддержанные сплошной массивной стеной;
в готической церкви – относительно узкие
и сужающиеся кверху каменные своды, опирающиеся
на свободностоящие столбы. Романский
интерьер создает впечатление слабо освещенного
туннеля, тогда как в готической церкви
интерьер воспринимается как аллея высоких
деревьев, сквозь просветы меж кронами
которых струится окрашенный цветными
стеклами свет. В романской архитектуре
акцентируется мощь и несокрушимость
опор, в готической царит ничем не скованная
легкость и устремленность ввысь.
Итак, три главных элемента отличают готическую
церковь от романской предшественницы:
стрельчатая арка вместо полуциркульной;
сосредоточение нагрузки на отдельно
стоящих опорах вместо сплошных толстых
стен; развитие контрфорса в систему контрфорс
– аркбутан (висячая арка, передающая
на контрфорс горизонтальный распор каменных
сводов).
Стрельчатая арка имеет некоторые конструктивные
преимущества, если иметь в виду сочетание
устойчивости и гибкости решения, но прежде
всего она наиболее полно соответствовала
идее общей вертикальной устремленности
готического здания.
Сосредоточение нагрузки и распора на
отдельных опорах было существенным шагом
технического прогресса в строительстве,
поскольку теперь между столбами, вместо
заполнения пространства кладкой, можно
было устанавливать витражи.
Третий элемент, аркбутан был необходим
ввиду самой природы арочной конструкции
и составления сводов из арок. У арки исходно
динамическая форма, поскольку она составлена
из клиновидных камней или кирпичей, каждый
из которых ведет себя как своего рода
клин, стремящийся расколоть контур арки.
Заложенная в арке возможность растрескаться
по одному из швов нуждалась в противодействии.
В готической архитектуре такое противодействие
осуществляется посредством применения
диагональных подпорок, или контрфорсов.
Чтобы бороться с разрушительным воздействием
климата на основные структурные элементы
сооружения, зданиям требовались дополнительные
укрепляющие конструкции. Над каменными
сводами устраивалась высокая стропильная
кровля, которую покрывали шифером (небольшими
пластинами глинистого сланца серо-черного
цвета) или листовым свинцом. Крутизна
ската кровли зависела от интенсивности
снегопадов и дождей, а также вида кровельного
материала. Контрфорсам в этих же целях
придавалась многоступенчатая форма с
маленькими скатными кровлями ярусов,
откуда вода сбрасывалась вниз или отводилась
в желоба водосбросов, чтобы не намокали
верхние части стен. Поверхность стены
также снабжалась полочками и отливами,
отводящими воду от здания. Окна были окантованы
рельефными наличниками, чтобы вода обтекала
их по контуру.
Декоративные элементы.
Техническое решение конструктивных проблем
не было единственной задачей готического
архитектора. Обогащение фактур и украшение
конструкции шло одновременно с эволюцией
конструктивных решений и почти неотделимо
от них. Контрфорсы увенчивались ланцетовидными
башенками - пинаклями, в свою очередь
украшенными зубцевидными выступами.
Водосбросы с помощью скульптора превращались
в фантастическое сочетание животных
и растительных форм. Уступами уходящие
вглубь отливы порталов поддержаны тонкими
колонками попеременно с удлиненными
фигурами ангелов и святых, а арочного
контура тимпан над дверями покрывался
рельефами на темы Страшного суда или
аналогичные сюжеты и раскрашивался в яркие цвета. Таким образом,
все виды искусства играли свою роль в
просвещении паствы, предупреждая верующих
об опасностях греховной жизни и наглядно
изображая блаженство святой жизни.
В решении оконных проемов происходило
такое же слияние конструктивной эволюции
и орнаментальности. Первоначально дело
ограничивалось группировкой двух или
трех некрупных окон в единой архитектурной
раме. Затем простенок между такими окнами
последовательно уменьшался, тогда как
число проемов возрастало, пока не был
достигнут эффект полностью рассеченной
поверхности стен. Дальнейшее сокращение
размеров каменных простенков между меньшими
окнами привело к возникновению кружевной
конструкции окна, орнаментальный рисунок
которого создавался тонкими каменными
ребрами. Поначалу собранные в виде простейших
геометрических форм, кружевные структуры
окон со временем становились все сложнее.
В Англии такой «украшенный» стиль конца
XIV–XV вв. сменился «перпендикулярным»,
которому во Франции соответствовала
стиль «пламенеющей готики». Многоцветные
витражи в этих окнах собирались из небольших
кусков стекла, зажатых Н-образным свинцовым
профилем, обеспечивавшим изоляцию от
влаги. Однако свинцовые обоймы не имели
достаточной прочности, чтобы противостоять
давлению ветра на большую поверхность
стекла, что впоследствии потребовало
применения рам из железных стержней или
арматуры.
Со временем вместо железной арматуры
стали применять фигурные каменные ребра,
что открыло путь более свободным кружевным
композициям. В витражах XII в. доминирующими
цветами были оттенки синего, дополненного
красным, привносящими теплоту целому.
Желтый, зеленый, белый и фиолетовый цвета
использовались чрезвычайно скупо. В том
же столетии строители цистерцианских
церквей, отказавшись от обилия цветов,
стали использовать в декоративных целях
гризайль (живопись в разных оттенках
одного цвета, чаще серого) по простой
зеленовато-белой поверхности стекла.
В XIII в. размер кусков окрашенного стекла
увеличивается, и красный применяется
значительно шире. В XV в. начинается упадок
витражного искусства.
Заключение
Готический стиль - это художественный
стиль, явившийся завершающим этапом в
развитии средних веков искусства стран
Западной, Центральной и частично Восточной
Европы (между серединой XII и XVI веков).
Готика развивалась в странах, где господствовала
католическая церковь, и под её эгидой
феодально-церковной основы сохранялись
в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое
искусство оставалось преимущественно
культовым по назначению и религиозным
по тематике: оно было соотнесено с вечностью,
с «высшими» иррациональными силами.
Готика придала новый облик средневековой Европе. Ее влиянию подверглась не только архитектура, но и живопись, декоративно-прикладное искусство, одежда. Практически все было отмечено печатью стилистического единства. Под влиянием готики находилось и книжное искусство, расцвет которого пришелся на XIII - XIV века. Готическая эпоха являлась периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время впервые в истории стали культивироваться идеалы духовной любви, возникла лирическая поэзия и музыка. В Средневековье активно развивалось искусство светской живописи, которое в основном проявлялось в портрете. Но все же первое, что приходит в голову при упоминании готики - это величественная архитектура средневековых готических соборов. Их несоизмеримое с человеком пространство, вертикализм башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывают невыразимое эмоциональное воздействие. Поэтому появление готического стиля в архитектуре средневековья можно без стеснения назвать одним из величайших открытий в истории зодчества.
Список литературы
1. Гуляницкий Н. «История Архитектуры»,
М. 1978;
2. Культура: Готика - http://www.ampuriabrava.ru;
3. В период Готики - http://www.kck.ru;
4. Георгиева С. «Готическое искусство»,
М.
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Казанский национально исследовательский
технологический университет
Высшая школа экономики
Контрольная работа №1
По культурологии
На тему: «Готическая архитектура»
Вариант № 16
Выполнила студентка гр. 93-001:
Шаймуллина Н.Р.
Проверил(а):
Казань,2014