Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:48, реферат
Наряду с известными видами и формами девиантного поведения существуют и не слишком изученные: бродяжничество, гомосексуализм, самоубийство, граффити.
Несмотря на бытующее мнение, что граффити это сугубо современный вид искусства, это не так. История граффити уходит далеко в первобытную историю человечества. В современном мире, граффити это вид городского искусства. Первоначально, оно появилось в Америке, как вид социального протеста. Граффити выражали настроение городской молодёжи, содержали разнообразные запретные идеи.
Введение
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространённых в обществе или группах.
Наряду с известными видами и формами девиантного поведения существуют и не слишком изученные: бродяжничество, гомосексуализм, самоубийство, граффити.
Несмотря на бытующее мнение, что граффити это сугубо современный вид искусства, это не так. История граффити уходит далеко в первобытную историю человечества. В современном мире, граффити это вид городского искусства. Первоначально, оно появилось в Америке, как вид социального протеста. Граффити выражали настроение городской молодёжи, содержали разнообразные запретные идеи.
Граффити сегодня — вид уличного искусства. Считается, что искусство может иметь любые формы проявления. Тем не менее, многие отрицают мысль о том, что граффити может быть формой искусства.
Определение понятия «граффити»
Граффити — в первоначальном значении — наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи.
Средневековые граффити на Руси
У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранились 10ки граффити XI века. Большое число граффити XI—XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и текст. Большей частью древнерусские граффити — это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание — молитвенные просьбы к Богу или святым, но попадаются и шуточные тексты, и записи типа «здесь был такой-то», и народные заклинания.
Современная история
Граффити сегодня — вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художственного самовыражения по всему миру. Произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные райтеры, создающие на улицах города настоящие шедевры.
Восприятие граффити, их влияние на поведение, отношение к рисовальщикам
Большинство горожан настенные рисунки и надписи воспринимают как грязь, признак вандализма, символ деградации общественного пространства и признак упадка нравственности.
Имеются некоторые данные о различиях в оценке социальной приемлемости надписей и рисунков разного содержания. Мак Мэнэми и Корниш классифицировали граффити, собранные в туалетах Университета Белфаста, и выделили четыре типа – сексуальные, политические, юмор и «разное». Студенты обоего пола признали сексуальные и политические граффити как гораздо менее приемлемые, нежели надписи, отнесенные к категориям «юмор» и «разное».
Исписанные стены и
другие объекты городского пространства
создают впечатление «
Выявлены некоторые факторы, влияющие на отношение к авторам настенных рисунков и надписей. Оценка оказалась связанной с тем, имеет ли респондент собственный опыт такого поведения в прошлом. Те, кто сообщил, что хотя бы раз за последний год рисовал или писал на партах и стенах, применяли для описания рисовальщиков нейтральные термины, тогда как остальные использовали более отрицательные.
Граффити – искусство или вандализм?
Но все же возникает вопрос – «Граффити – искусство или вандализм?»
На свете существует столько способов самовыражения. Не смотря на это, люди не перестали рисовать на стенах. Только вот далеко не все воспринимают разрисованные стены, как способ самовыражения. Для них это скорее хулиганство, чем творчество. Многие называют это вандализмом.
В чем связь вандализма и граффити? Вандализм – это «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей». Но в более широком смысле вандализм означает вредительство, асоциальное поведение. Например, выбросил кто-нибудь мусор в парке, потоптался по газону или разгромил магазин – все это акт вандализма. Занимаются этим в основном подростки. Вот только граффити тут причем? Некоторые считают, что граффити – это своеобразная форма девиантного поведения, очень распространенная среди подростков и молодежи. С этим можно поспорить. Граффити – это способ коммуникации в обществе, способ выразить свое мнение или донести какую-либо информацию, и при этом сделать это инкогнито.
Почему люди берут в руки баллон с краской и идут рисовать? Причин тут много: это может быть и негативная реакция, а может быть всплеск положительных эмоций, может быть протест, а может быть и творческие мотивы.
Дать четкое определение, что же такое граффити, очень трудно, но большинство исследователей сошлись на том, что это средство коммуникации, основной характеристикой которого является публичный и неофициальный характер. Это своеобразная альтернатива традиционным способам выражать свое мнение. Конечно, на центральной улице города вряд ли увидишь разрисованные стены, а вот других районах, как правило, в маргинальных, граффити встречается на каждом шагу. Если вы хотите оценить рисунки на стенах, пройдите по подземному переходу или сходите на вокзал – это наиболее распространенные места для граффити.
Граффити – самое свободное, если так можно выразиться, из средств самовыражения. Пиши, рисуй о чем хочешь, не боясь нарушить какие-либо нормы и правила, здесь нет никаких табу и запретов. В общем, полная свобода творчества. И такое творчество чаще всего мы видим на улице (стены зданий, гаражей, подземных переходов, таксофонные кабинки, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.); транспорт тоже используют для рисования, и, конечно, нельзя забывать про подъезды и лестницы. Если говорить о крупных городах, то там есть так называемые галереи граффити, то есть стены, полностью изрисованные краской. Возникают такие галереи по разным причинам.
От места, на котором расположен рисунок, зависит и выбор способа, каким он будет нарисован. В большинстве своем граффити рисуют маркером или краской. Но тут все зависит от возможностей того, кто рисует. Например, в Москве и Питере спреем рисуют намного меньше, чем в Берлине, Париже или Нью-Йорке. Эти города признаны так называемыми столицами граффити, и разрисованные стены там вполне органично вписываются в городской пейзаж и не вызывают негативной реакции общественности.
Есть еще один предполагаемый критерий, по которому люди выбирают место для рисунка. Люди рисуют не на «своем» пространстве. Все постройки, все стены и заборы, подземные переходы, общественный транспорт воспринимаются, как собственность города и «своими» объектами для авторов рисунков не являются. И возможно, у граффитистов есть желание каким либо образом сделать это пространство своим. А граффити – очень удобный способ сделать это. В какой-то степени это похоже на животный инстинкт. Вспомните, как многие животные метят территорию различными способами. И здесь граффити, возможно, является своеобразной меткой. А как же тогда объяснить тот факт, что подростки буквально изрисовывают свои собственные дома и подъезды? Здесь действует тот же самый принцип. Если это не частный дом, построенный моими родителями, а городская постройка – это не мое, а городское, это собственность другого, «взрослого мира», чужое пространство. Такое же отношение, например, у школьников к своим учебникам, выданным в библиотеке. Это не мое – значит рисовать в этой книжке можно.
Популярность граффити среди молодежи неуклонно растет. Да и общество относится к настенным рисункам более лояльно. Люди перестали так активно обсуждать уличные рисунки, да и осуждать граффитистов тоже перестали. Это явление больше не считается зазорным или асоциальным. Люди попросту привыкли к разноцветным городским стенам и подъездам.
Любой художник стремится не только к самовыражению, но и к признанию, к славе. Ну, как говорится, плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Достичь заветной цели можно разными способами. Самый простой – это, конечно, СМИ. Фотографии работ, интервью, присутствие работ в клипах и т.д. несомненно принесут автору граффити широкую известность. Но слава не вечна, и через какое-то время эти Короли сменяются. Возможно, для молодежи культура граффити этим и привлекательна. Хотя действительно привлекательным становится сам процесс создания шедевра на стене. А стиль, цвет, форма рисунка – те средства, с помощью которых граффитчик выражает свое собственное я.
Искусство граффити дошло и до нас, но за прошедшие годы оно потеряло значение ярко выраженного протеста.
Язык граффити становится универсальным, так как все больше людей его понимают и принимают. Рисунки на стенах перестали приравнивать к хулиганству. И уж конечно, вандализмом, это никак назвать нельзя. Может быть, надпись на стене «Вася – козел» и можно назвать вандализмом, но не всякая надпись на стене –граффити!
Например, в Москве в 2009 году отдали тепловые пункты граффитистам. Это был первый граффити - фестиваль "Энергия мечты".Под девизом "Город будущего", участники фестиваля украсили своими работами фасады более 2,5 тыс. отдельно стоящих зданий центральных тепловых пунктов, трансформаторных подстанций и павильонов тепловых сетей по всей Москве. На фестивале участвовали авторы 10 лучших работ — по одному художнику или коллективу от каждого административного округа столицы.
"У многих людей, у многих художников, которые рисуют по пять-десять лет, у них это первый опыт, когда они рисовали продакшн, целиком, одиннадцать метров в длину и в высоту. Просто в Москве нет таких стен. Легальных – нет", — говорит Филипп Гаврилов, член оргкомитета граффити-фестиваля "Энергия мечты".
Никто и не ожидал, что инициатива московского правительства по приданию серым стенам свежих красок неожиданно вылилась в настоящий граффити-бум. Такого праздника теперь ждут чуть ли не на каждой столичной улице.
"Многие обижаются,
говорят, вы знаете, у нас в
соседнем дворе стенку
Конечно, предварительно эскиз нужно согласовать, но проходят даже самые смелые фантазии. Да и уличным художникам, похоже, надоело рисовать только им понятные вещи.
Современное граффити — это и герои известных сказок, и даже социальный плакат. Легкий сюжет, зато какой смысл! Не фотографируй природу, сохраняй ее. Или, царь Петр сажает огород — словно иллюстрация к учебнику по истории для младших классов.Но даже индустриально-фантастические пейзажи горожане готовы принимать, как нечто родное.
Не так давно, наш мэр , Сергей Собянин одобрил идею преображения зданий и подземных переходов, с помощью граффити. Градоначальник добавил, что в большинстве случаев ему нравится, когда строения в городе разрисовываются граффити.
Почти всю свою историю граффитчики в России были вне закона и против общества. Однако теперь общество само готово поддержать искусство улиц.