Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) —
вид графического
искусства (и графической техники, полиграфической
технологии), произведения которого
в завершенном виде представлены печатными
оттисками, и классифицируемы (в отличие
от созданного в техниках непечатной графики)
таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных
графических произведений, созданных
в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с
«досок» (так именуются и металлические
печатные формы), которые используются
для тиражирования изображения разными
способами печати с их рельефных поверхностей
— на цинкографических и позолотных прессах
или на офортном станке (при ручной печати,
с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый
оттиск, полученный с печатной формы, считается
авторским произведением (даже в тех случаях,
когда доску нарезал гравёр по рисунку
художника). Иногда такие техники печатной
графики каклитография и шелкография ошибочно относят к гравюре.
На самом деле они являются видами эстампа, но не гравюры.
Гравёр (фр. graveur) — художник, создающий графические произведения средствами высокой или глубокой печати. Авторов таких работ по праву и сейчас именуют "гравёрами", потому что большинство художников, занимающихся гравюрой, владело и владеет приёмами работы непосредственно на печатной форме (см. об этом ниже, в разделе, посвящённом автогравюре).
Гравёр — в узком, профессиональном
смысле — квалифицированный
рабочий, выполняющий на гравировальных
станках и вручную при помощи специальных
штихелей, резцов, игл и др. инструментов,
а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных
материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло и др.). Профессия гравёра распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле.
В подавляющем большинстве случаев профессиональный
гравёр, мастер-полиграфист, не считается
автором произведения, поскольку он работает по эскизу (рисунку) профессионального художника, который объективно и считается таковым — автором, воплощающим замысел, находящим средства выразительности, — композицию и образы, использующим линеарные, тоновые средства для реализации всех этих компонентов в произведении; в особенности это касается гравюры как таковой — станковой и прикладной графики, создаваемой соответствующим полиграфическим способом.
Гравёр — в широком смысле — осуществляющий различными
приёмами гравирования изобразительные
или орнаментальные композиции; исполнитель
гравюры, работающий по своему или чужому
рисунку.
Классификация[править | править вики-текст]
Оплакивание
Христа, гравюраАндреани
В зависимости от способа получения
оттиска данный вид графики делится на
два основных вида: «гравюру высокой печати»
и «гравюру глубокой печати». В первом
случае краска накатывается и переносится
на запечатываемую бумагу с плоскости
доски, а во втором — из углублений штрихов.
В зависимости же от материала печатной
формы гравюрные техники различаются
так: гравюра на металле, линогравюра, ксилография, гравюра на картоне, воске и т. п.
Иногда к гравюре ошибочно относят литографию — см. ниже.
В зависимости от способа обработки
(гравирования и травления) при нанесении
рисунка, формы гравюра на металле также
подразделяется на виды: гравюра резцом
на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Для создания рельефного
рисунка с этой целью используется либо
механический способ (нанесение на доску
зеркального подразумеваемому в последующем
оттиске изображения): процарапывание
с помощью иглы или другими специальными
инструментами, в том числе — подобными
штихелям для торцовой гравюры, но несколько
отличающимися от них формой (более крутым
изгибом клинка и заточкой рабочей части) —
так называемыми стиплями и т. п.), либо химический
(травление кислотой или хлорным железом, пары которого менее токсичны,
нежели пары азотной кислоты).
Строго говоря, литографию, относимую
в полиграфии к плоской печати, вообще нельзя назвать гравюрой
(по определению), поскольку технологически
на всех этапах (от подготовки формы до
получения оттиска) этот способ создания
эстампа в корне отличается и от всех других —
в станковой тиражной графике, подразумевающей высокую иглубокую печать, исключением можно считать
вообще не ассоциируемый с гравюрой полиграфический
метод офсетной печати.
Serge. Ark V.IV. Гравюра на
оргстекле с иллюминацией струйным принтером.
1998
« Гравюрная» коммуникация
Средневековья. Творчество гениальных
художников Лукаса Кранаха и Альбрехта
Дюрера.
Другим источником будущих
плакатных форм рекламы является средневековая гравюра. В искусствоведении не утихают
споры относительно приемлемой хронологии
появления гравировальной техники в Западной
Европе. Один из специалистов в этой сфере
пишет: «Нам незачем предполагать... что
первый толчок к печатанию пришел в Европу
из Китая, потому что и в древности, и в
средние века для получения отпечатков
пользовались выпуклой резьбой... В средние
века подписи и монограммы императоров,
а также предназначенные для раскраски
заглавные буквы в рукописях нередко предварительно
оттискивались штампами»44.
По данным этого исследователя,
первая точно датированная гравюра относится
к 1423 году. Однако последние находки отодвигают
эту дату к началу XIII века.
Первоначально наибольшая популярность
принадлежала ксилографическому распространению
религиозных сюжетов, в том числе оттискам,
побуждавшим совершить паломничество
к святым местам. «Появляются циклы программных
гравюр по заказу различных институтов...
Они вывешивались на доступных местах,
чтобы подействовать на неграмотных людей,
представить им те блага, которые распространит
на них Пресвятая Богородица»45. Такие гравюры нередко выполняли
роль удостоверения в совершении паломничества.
После рисунка соответствующего святого
шел текст об отпущении грехов, ранее допущенных
паломником. Подобные реликвии часто носились
на теле, в амулетах, предохраняя от нечистой
силы и соблазна новых грехов.
Расцвет «гравюрной» коммуникации
происходит в XV-XVI веках: в Италии — на
пике Возрождения, в Германии — на пике
Реформации. Подешевевшая с XIV века бумага
позволяет свободнее тиражировать ксилографические
оттиски, распространять их более широко.
Эстетические возможности граверного
мастерства втягивают в свою орбиту гениальных
художников: Альбрехта Дюрера, Лукаса
Кранаха — они используют уже не только
деревянные, но и металлические доски
для базового изображения. Металлическая
основа позволяла усовершенствовать тонкость
резьбы, виртуозность свето-теневых переходов,
облегчала включение в рисунок развернутых
словесных сопровождений. Дальнейшее
развитие гравюры шло ко все большей смысловой
нагрузке вербального текста: «Как правило,
слово играло ведущую роль, а изображение
— роль рекламирующую, разъясняющую, доносящую
до любого неграмотного зрителя заключенную
в комплексном произведении жизненно
важную идею46.