Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 07:23, реферат
К основным физическим характеристикам звучания певческого голоса относят: интонационную, динамическую и тембральную.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
Кафедра «Отоларингологии»
УИРС
Характеристика вокального голоса
Выполнил: студент 4 курса
Группа № 407 педиатрического факультета
Ефименко И. В.
Хабаровск
2013г.
К основным физическим характеристикам звучания певческого голоса относят: интонационную, динамическую и тембральную.
К интонационной характеристике голоса относятся точность или чистота звуковысотного интонирования; ширина звукового диапазона; его высотное расположение на шкале частот.
К динамической – ширина динамического диапазона на различных звуковысотных уровнях, т. е. какова разница между forte и piano на каждой высоте звукового диапазона.
К тембральной характеристике голоса относятся: обертоновый состав звука или его спектральная насыщенность; плавность регистровых переходов; звонкость и полетность голоса; степень свободы или напряженности звучания; вокальная позиция; характер округлости гласных; качество певческого вибрато.
1.Интонационная характеристика певческого голоса
Певческий звук как акустическое явление.
Под звуком в акустике понимается распространение колебаний в упругой среде. Звук голоса - это колебания частиц воздуха, распространяющиеся в виде волн сгущения и разрежения. Его можно сравнить с концентрическими волнами на воде от упавшего камня.
Когда человек говорит или поет, то его голос проходит не только по воздушным путям в наружное пространство, но и распространяется по внутренним мягким тканям организма, вызывая у певца ощущение вибрации в различных участках тела и особенно в области груди и головы.
Звуковые волны певческого голоса зарождаются в гортани в результате колебаний голосовых складок и распространяются концентрическими кругами во все стороны по тканям, окружающим гортань. Лишь частично они выходят в наружное пространство через ротовое отверстие. До уха слушателя доходит только 1/50 их часть.
Воздушные пути голосового аппарата покрыты мягкой слизистой оболочкой. Певцу при фонации необходимо сделать их более твердыми для того, чтобы усилить звучание голоса. Именно для решения этой задачи в процессе постановки голоса певца используются следующие вокальные приемы:
Все эти движения направлены на растяжение мягких тканей слизистой оболочки воздушных путей голосового аппарата, чтобы сделать их более упругими, с целью повышения звуковой энергии голоса.
Главное состоит в том, чтобы певец смог запомнить и зафиксировать в своем сознании положение артикуляционного аппарата, стремясь сохранить его и во время пения, – в этом и заключается сущность постановка голоса.
Особое значение в этом процессе имеет стабилизация положения гортани в пении. Независимо от вокальной задачи (типа гласного или смены высоты тона) гортань при пении не должна перемещаться. Этому способствуют сохранение положения вдоха на уровне диафрагмы и оптимальная активность мышц всего тела за счет определенной певческой установки.
Степень активности голосообразующей
системы зависит от мышечного
тонуса всего тела. В этом проявляется
физиологический закон
Повышение эффективности звуковой энергии певческого голоса в большой степени связано с работой резонаторной системы. Резонирование голоса является наиважнейшим элементом качества певческого тона. Однако в процессе фонации резонаторы могут озвучиваться недостаточно или вовсе не включаться. Полноценное резонирование также зависит от мышечной активности голосового аппарата и особенно от упругости стенок речевой тракта и трахеи.
Певец должен запомнить это ощущение «резонирования». Для этого в вокальной практике существуют специальные приемы:
Высота звука.
Высота звука – это субъективное, условное восприятие частоты колебательных движений источника звука. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше нам кажется звук.
Повышение частоты колебаний
источника звука связано со степенью
активного натяжения
Натяжение голосовых складок совсем не говорит об их зажатом состоянии – это их разные состояния. При правильном пении натяжение голосовых складок, которое певец не должен ощущать, создается в результате рефлекторного взаимодействия различных мышц гортани, которые пытаются компенсировать давление подскладочного воздуха, идущего из легких. Напряжение, которое приводит к зажатости голосовых складок, создается в результате использования мышц, лежащих вне гортани, в попытке сжать их вокруг нее, чтобы контролировать высоту и интенсивность
При неправильном положении тела во время пения, усталости или при плохом настроении мышечная система человека может самопроизвольно расслабляться — в этом проявляется защитная реакция организма. В результате наблюдается нарушение чистоты интонирования.
Качество интонирования
во многом зависит от состояния мышц
всего организма поющего
Среди звуков, которые нас окружают, мы различаем тоновые звуки, имеющие определенную высоту, и шумы, неопределенные по высоте. Все музыкальные звуки являются тоновыми, так как имеют четко выраженную ноту. Тоновые звуки получаются тогда, когда источник колебаний производит периодически повторяющиеся движения с определенной частотой.
Шумы представляют собой непериодические колебания и потому не имеют определенной высоты.
В голосовом аппарате человека
в речи и пении возникают как
тоновые, так и шумовые звуки.
Все гласные звуки имеют
Гортань — место в голосовом аппарате, где зарождается качество высоты звука. Голосовые складки человека — источник звука, и высота голоса определяется частотой их смыкания. Других механизмов, которые могли бы изменить высоту после ее рождения в гортани, не имеется.
Особенности восприятия высоты звука слухом человека.
Наше ухо имеет свои особенности восприятия высоты звуков. Одна из них заключается в том, что далеко не всякую частоту оно способно услышать и различить. У слухового восприятия есть ограничения в диапазоне частот от 16 до 20 000 Гц. Частоты, лежащие за пределами этого диапазона выше и ниже, соответственно называются инфра- и ультразвуками, которые наше ухо не слышит. Однако воспринимаемый нами диапазон намного превышает диапазоны певческих голосов: низкие ноты баса, например ре-бемоль большой октавы, — 60-70 Гц, а высокие ноты сопрано — ре третьей октавы — 1200-1300 Гц,
Люди, отличающиеся друг от друга своеобразием слухового восприятия, по-разному дифференцируют точность интонации певца, т.е. воспринимают высоту звука с различной точностью. Это зависит от качества музыкального, в частности звуковысотного слуха, который по своей природе может быть абсолютным или относительным.
У людей с абсолютным слухом очень быстро устанавливается слуховая память на раздражение звуком той или иной высоты, которая закрепляется за названием определенной ноты. Ноты могут определять и люди с относительным слухом, которые слышат их как ступени лада. Однако как у тех, так и у других проявляется еще одна особенность слуха: зонная природа восприятия высоты. Таким образом, абсолютный слух на самом деле не является абсолютным, а тоже имеет зонную природу.
Наш слух воспринимает как одну и ту же высоту звуки, имеющие на самом деле разную частоту в пределах какой-то полосы частот или зоны. Ширина этой полосы (или зоны частот) для отдельных людей имеет разные параметры. И естественно: чем она уже, тем тоньше звуковысотный слух человека. У высококвалифицированных музыкантов ширина этой зоны частот колеблется в пределах 1/8 тона или 25 центов. У каждого музыканта свой порог различения высоты тона, который в результате тренировки может совершенствоваться.
2.Динамическая характеристика певческого голоса
Сила голоса.
Сила любого звука (интенсивность) – это субъективное восприятие звукового давления, которое зависит от размаха колебательных движений источника звука, То есть от амплитуды колебаний. Соотношение между различными уровнями громкости называется динамикой.
Амплитуда колебаний источника звука не зависит от их частоты, но определяет силу звука. Например, если по струне фортепиано ударить молоточком слегка, а потом сильно, то высота звука не изменится. Изменится только размах вибраций струны, т. е. сила толчков, с которой струна будет давить на окружающие ее частицы воздуха. Таким образом, чем больше амплитуда колебаний частиц воздуха, тем громче нам будет казаться звук.
Сила голоса, так же как
и высота, рождается в гортани
на уровне голосовых складок и
растет с увеличением силы подскладочного
давления. Величина подскладочного давления
рефлекторно влияет на степень смыкания
голосовых складок. Чем больше его
величина, тем плотнее они смыкаются,
стремясь противостоять этому давлению.
Чем с большим напором
У каждого певца имеется свой предел усиления звука за счет увеличения подскладочного давления. При пении на crescendo вначале между этими величинами устанавливается линейная зависимость — чем больше давление, тем громче звук. Но очень скоро наступает момент, когда, сколько бы ни напрягался певец, звук его голоса не будет усиливаться, пока не перейдет в крик, лишающий певческий голос всех его вокальных качеств.
С точки зрения физиологии
голосообразования
Предельная величина подскладочного давления зависит от общего физического и эмоционального состояния организма поющего, от работы его эндокринной и нервной системы, акустики помещения и других факторов.
С точки зрения психологии оно может меняться произвольно, в зависимости от намерения певца произвести громкий или тихий звук, от волевого посыла звуковой энергии в соответствии с исполнительскими задачами.
Для характеристики различных динамических градаций музыкальных, в том числе и певческих звуков у музыкантов приняты такие обозначения, f, mf, р, тр, и другие оттенки. В отличие от высоты, они не имеют абсолютной величины и являют собой понятия относительные. Интерпретация их значения зависит от особенностей нашего слухового восприятия и обработки этой информации нашим мозгом.
Особенности восприятия силы голоса на слух.
Наше ухо обладает различной чувствительностью к восприятию силы звука в зависимости от высоты тона. Звуки, имеющие одинаковую силу, но разные по высоте нам кажутся разными по громкости. Высокие звуки воспринимаются нашим слухом как более громкие, чем низкие, хотя по абсолютной силе звукового давления на самом деле они могут быть одинаковыми. Таким образом, сила и громкость звуков с точки зрения акустики не являются синонимами.
Для более точной оценки силы голоса, т.е. его абсолютной величины, в научных целях его принято измерять при помощи специального прибора – шумомера. Единицей измерения является децибел (дб).
Физиология слухового восприятия человека такова, что имеет неодинаковую чувствительность к звукам разной высоты. Ученые измерили порог слухового восприятия человека на всем его диапазоне и определили его параметры.
Порог слухового восприятия — это такой уровень громкости, когда ухо человека его едва различает.
Усредненный порог слухового восприятия человека вычисляется на основе измерений порога слухового восприятия большого количества испытуемых с нормальным физическим и музыкальным слухом. Его можно отразить в виде графика:
Рис.11 График усредненного порога слухового восприятия человека.
Как видно из графика, порог слухового восприятия человека для каждой высоты тона имеет различную силу звука.
У каждого человека порог слухового восприятия имеет свои индивидуальные особенности, но проявляется и общая для всех закономерность, которая заключается в том, что наше ухо оказывается наиболее чувствительно к частотам от 1000 до 3000 Гц.
Итак, сила голоса меняется от целого ряда факторов: высоты тона, типа гласного, способа артикуляции, физического (работы эндокринной системы) и эмоционального состояния певца, степени озвученности резонаторов, вокальной техники и пр.