Характерные черты древнегреческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:20, реферат

Описание работы

Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
- интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Файлы: 1 файл

Характерные черты древнегреческой культуры.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой  истории и культуре – период  эллинизма.

В широком смысле понятие  эллинизм означает этап в истории  стран Восточного Средиземноморья  со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь  различных центров отличалась в  зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения  этнических групп. Общим было то, что  классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической  культуре наметился переход от грандиозных  философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического  плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая  литература отличается полным  аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение  получила научная литература, связанная  с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в  области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек  – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской  цивилизации, потому, что к идеям  и образам древнегреческой культуры можно свести практически все  достижения этой цивилизации. Она содержала  в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли  на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной  терминологии, названия многих наук, большинство  имен, многочисленные пословицы и  поговорки были рождены в древнегреческом  языке.

Древнеримская культура

Древний Рим сыграл ключевую роль в истории европейской, да и мировой культуры. Комплекс стран и народов, который мы до сегодняшнего дня обозначаем словами «Западная Европа», в исходной своей форме создан Древним Римом и реально существует в пределах былой Римской империи.

Многие основополагающие духовные представления и нормы общественной жизни, традиционные ценности, социально-психологические  стереотипы, переданные Римом Европе, на протяжении более полутора тысяч  лет, вплоть до XIX ст., составляли почву  и арсенал, язык и форму европейской  культуры. Не только основы права и  государственной организации, не  только устойчивый набор сюжетов и художественных образов усвоены Европой от античности через Древний Рим, но сами первоначала ее общественного бытия — идея демократии, гражданской ответственности, разделения властей  и т.д. — вышли из того же источника.

Древнеримская культура первоначально  формировалась в пределах римской  общины, позже она ассимилировала этрусскую, греческую, эллинистическую  культуру.

Начальный этап ее охватывает XIII-III вв. до н. э., а культурное пространство раннеримского общества — этруские города, греческие колонии в Южной Италии, Сицилии и Лации, на территории которой в 754-753 гг. до н. э. основан Рим. К концу VI в. до н. э. Рим сложился как город-государство греческого типа. Здесь был построен первый цирк для гладиаторских боев, от этрусков унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, цифры, одежду-тогу и др.

Религия, философия, литература

Значительное место в культуре ранней эпохи занимала религия, которая  была анимистической (признавала существование  духов), а также содержала в  себе элементы тотемизма — почитание Капитолийской волчицы, вскормившей, по преданию, братьев Ромула и Рема — основателей города. Божества были обезличенными, бесполыми. С течением времени из неясных, бедных мифическим содержанием божеств оформились более яркие образы Януса — бога начала и конца, Марса — божества солнца, Сатурна — бога посева и др., т.е. римляне перешли к антропоморфизму  (от греческого antropos  — человек, morfe — вид). Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, так как считалось, что новые боги усиливают мощь римлян.

В 510 г. до н. э., по преданию, народ сверг последнего этрусского царя — Тарквиния Гордого. Рим стал аристократичной рабовладельческой республикой. В период ранней республики (VI-III вв. до н. э.) Рим подчинил всю территорию Апеннинского  полуострова. В это же время был написан первый кодекс римского права — «Законы XII таблиц» (серед. V в. до н. э.). Вплоть до знаменитого Кодекса Юстиниана (VI) они оставались единственным кодексом римского права.

Культура Римской республики определялась особенностями развития римской  общины.

В этот период огромное влияние на римскую культуру оказала греческая. Это нашло свое отражение в религии, философии, литературе.

С III в. до н. э. римские боги начали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Венера — с Афродитой и т.д.

Первыми римскими писателями были греки, а первые произведения на латыни — переводами с греческого.

Первый римский поэт был грек Ливий Андроник, который переводил на латынь греческие трагедии, комедии, «Одиссею» Гомера. Его переводы были вольными — включал новые отрывки, изменял имена. Лукреций Кар в научной поэме «О природе вещей» (первая пол. I в. до н. э.) изложил материалистическое  учение древнегреческого философа Эпикура. Он осуждает жестокость и абсурдность гражданских войн, терзавших общество, верил в могущество человеческого разума, способного овладеть тайнами бытия.

Начало римской прозе положил  Катон Старший своим трудом «О сельском хозяйстве» (нач. II в. до н.э.). Многие виды латинской культуры обогатило творчество Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н. э.) -философию, юриспруденцию, историю, ораторское искусство. Он заботился о популяризации греческой философии, переводя на латинский язык произведения многих греческих философов, дополняя их примерами из римской истории или цитатами поэтов.

Не менее знаменитым писателем  того, времени был Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н. э.), написавший около 74 сочинений в 620 книгах на исторические, философские, религиозные  и другие темы. Он — единственный римский писатель, за свои заслуги увековеченный прижизненным памятником.

 
Наука и искусство

В сравнении с литературой достижения науки не столь значительны. Хотя и получили определенное распространение  географически, медицинские знания, но все более становились заметны  признаки регресса. Например,  в астрономии была признана геоцентрическая система Птолемея (Земля-центр Вселенной), а ведь уже в III в. до н. э. существовала гелиоцентрическая система Самосского.

В этот период были восприняты и развиты  достижения греческой науки в  области сельского хозяйства, военном  деле, строительстве.

Если наука в эпоху поздней  империи не получила значительного  развития, то архитектура, портретная скульптура, декоративно-прикладное искусство  и поныне остаются шедеврами мировой  художественной культуры. Римляне разработали  арочное перекрытие и систему  сводов (в отличие от греков), сомкнутый  феерический свод  (купол).

В I-II вв. н. э. сооружены два наиболее известных архитектурных памятника — Колизей, самый большой амфитеатр античного мира и Пантеон — храм во имя всех богов. Пантеон, круглое в плане здания, перекрыто грандиозным куполом  диаметром более 43 м. Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, научились сооружать купола такого размера.

Искусство пронизывало повседневную жизнь римлян, было одним из средств  разумной организации жизни. Поэтому  первоочередное значение  придавалась практицизму и реалистичности

На всей территории Римской империи  в первые столетия ее существования возрастало влияние восточных культов. Угнетенные нуждой и тяжелым трудом массы возлагали надежды и искали утешения то у бродячих философов, то у восточных богов. Появилось множество чудотворцев, мистиков, пророков. Все больше приверженцев находили астрология, суеверия.

Новые религии соперничали между  собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая  провозгласила единобожие, равенство всех перед Богом, посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных, жаждавших справедливости. Учение об искупительной жертве распятого на кресте Христа было «евангелием» — «благой вестью» для них, ибо несло надежду и утешение. Ученики Христа, «апостолы», разошлись около середины I в. н. э. по миру, проповедуя новую веру. Они же основали и многочисленные христианские общины.

В конце II в. н. э в Римской империи  начался кризис: частая смена императоров, отпадение провинций,  появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерны признаки кризиса античной культуры — низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, распространение христианства. В 395 г. империя распадается на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь). Разлагается античная традиция, идет борьба ее с новыми, христианскими принципами. Уже в первой половине IV в. христианство превращается в господствующую религию, начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры.

Восточно-римская империя существовала до 1453 г. как Византийская империя. Ее культура стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западно-римская  империя прекратила существование  в 476 г. (низложен последний император). Этот год считается концом Древнего мира, началом Средневековья. На развалинах Западно-римской империи возникли так называемые варварские государства, население которых в той или  иной степени было приобщено к  греко-римской культуре.


Информация о работе Характерные черты древнегреческой культуры