Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:21, реферат

Описание работы

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Формы ее различны. Можно объединять детей в коллективы, где изучают бальные танцы, также в большие, насчитывающие десятки участников, хореографические студии, однако не у всех детей есть возможность эти профессиональные коллективы, своего рода детские "театры танца".

Содержание работы

Введение
Задачи основ хореографии
Хореография – средство эстетического воспитания школьников
Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка
Требования к руководителю хореографии
Список литературы

Файлы: 1 файл

Хореография в общеобразовательной школе.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

Хореография в общеобразовательной школе 
как средство гармонизации развития личности (реферат)

Содержание

  • Введение
  • Задачи основ хореографии
  • Хореография – средство эстетического воспитания школьников
  • Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка
  • Требования к руководителю хореографии
  • Список литературы

Введение

Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Только умственное развитие детей, их интеллектуальное обогащение не обеспечивает всестороннего развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребёнка не меньше внимания необходимо уделять его нравственному и физическому совершенствованию.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, одним из видов которого является хореография. Формы ее различны. Можно объединять детей в коллективы, где изучают бальные танцы, также в большие, насчитывающие десятки участников, хореографические студии, однако не у всех детей есть возможность эти профессиональные коллективы, своего рода детские "театры танца".

Поэтому в "Концепции содержания образовательной области "Искусство" в 12-летней школе", утверждённой Министерством образования РФ в 2000 году, говорится об уникальности и значимости предметов, входящих в образовательную область "Искусство". Это музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, а также хореография.

Я работаю руководителем самодеятельного хореографического коллектива с 1989 года, очень часто приходится встречаться с бывшими воспитанниками. Один, которого я помню озорным мальчишкой, защитил диссертацию, другой стал инженером, третий врачом, а в свободное время хочет заниматься детской самодеятельностью. У каждого – свой характер, они так и остались очень разными. Беседуя с ними, вижу, что в их столь непохожих характерах нет дурных черт. Они не придадут друга, не останутся равнодушными к чужой беде, не станут обывателями. Именно это для меня всегда является главной целью работы с детьми.

Конечно, приятно, если ребенок одарен и танцует с особой грацией. Но разве менее важно, чтобы тот же ребенок был честен, обязателен, чтобы он понимал "что такое хорошо и что такое плохо".

Убеждена, что хореография оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-нравственной культуры личности, в том, что искусство танца развивают воображение и творческие способности детей.

Задачи основ хореографии

  1. Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки. Зная общее, дети сами смогут разобраться в том танцевальном материале, который может встретиться в их жизненной практике.
  2. Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора.
  3. Использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.
  4. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
  5. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.
  6. Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность в двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Хореография – средство эстетического воспитания школьников

Хореография – средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания детей, что и музыка, танец даёт возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Он чрезвычайно дисциплинирует ребенка; мне не раз приходилось убеждаться в том, как занятия "классикой" вырабатывают в детях особую подтянутость, собранность и аккуратность. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок и занятие способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка.

Но не надо забывать, что ребенок, который занимается два раза в неделю по часу, не может и не должен сталкиваться с заданиями в объеме программы хореографического училища. Необходимо отобрать лишь те первичные элементы балетного урока, которые ребенку по силам и помогают выработать устойчивость, координацию и музыкальность. К тому же слишком долгое изучение классического тренажа в итоге может вызвать скуку, и даже отвращение к занятиям. Нужна правильная пропорция по отношению ко всему уроку, особенно для младших воспитанников.

Профилактический и лечебный эффект народного танца основан на единстве пространственно-территориальных и временно-музыкальных закономерностей. Сила воздействия временно-музыкальных закономерностей проявляется в национальном ритме, который, в свою очередь, является регулятором ритма социально-бытовых движений, ставших основой традиционных лейтмотивов народного танца. В живых образах танца народ показывал, каким бы он хотел видеть человека, какие черты характера достойны подражания, какие образцы поведения и взаимоотношений предпочтительны. Однако следует обратить внимание на то, что не любой народный танец хорош и приемлем для детского исполнения, зачастую народные пляски заключают чуждое ребенку содержание. Мы можем назвать целый ряд русских танцев, которые построены на ухаживании юноши за девушкой, на том, что девушки хотят показать парням свою стать, свою красу, а парни покоряют партнерш удалью, виртуозностью и ловкостью. Или, скажем, существует в Северной Осетии прекрасный в своей торжественности танец "Симд", полный рыцарственного преклонения мужчины перед женщиной. Конечно, дети настолько восприимчивы, что могут внешне механически освоить и "вызубрить" танцы такого рода, но впечатление от этих номеров, мне кажется, будет самое огорчительное. Дети не могут передать существа такого танца. Образцы народной хореографии, изучаемые на занятиях, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Анализируя характер движений, пространственное построение народного танца, его ритмический рисунок, особенности костюма, дети могут пополнить свои знания по географии, истории, музыкальной культуре, этнографии народа. Необходимо только уметь точно выбрать определенный материал, интерпретировав его в доступных ребенку приемах и формах.

Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Тут возникает вопрос: как сделать так, чтобы современный танец стал привлекательным не только для исполнителя, но и для зрителя? Любой танец может заиграть красками, если хореограф наделен богатой фантазией и хореографической изобретательностью.

Изобретательность отнюдь не означает уменье "наворачивать" эффекты, поражать детей и зрителей какими-то танцевальными трюками и сложностями. Хореографическая изобретательность в моем понимании состоит в таланте сочинения танца, со своей "изюминкой" и сюжетом. Например, одна только школа может подсказать хореографу множество идей: это взаимоотношения девочек и мальчиков, школьные праздники, спорт, юмор и многое другое.

Для меня всегда очень важны в подобных танцах ясное, драматургически легкое развитие сюжета и обязательный показ главных стадий действия, непременно завершаемого результатом. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитывать.

В процессе работы из всего многообразия практического материала, предлагаемого разными жанрами и направлениями хореографического искусства, можно выделить движения классического, народного, современного и историко-бытового танцев, наиболее влияющих на разностороннее развитие личности и доступные для освоения детям, не обладающих хореографическими способностями.

Влияние хореографии на гармоничное развитие ребенка

В ходе моей работы в целях выявления и анализа влияния хореографии на формирование личности, я определила следующие критерии, которые позволяют говорить об уровне гармонизации общего развития ребёнка, на которого оказывают недостаточное влияние традиционные школьные предметы. Критерии можно разделить на две группы.

Критерии первой группы, позволяющие отследить качества, на развитие которых хореография влияет непосредственно, и выявляющие степень гармонизации развития ребёнка:

  1. критерии общефизического и двигательного развития;
  2. критерии музыкально-ритмического и эмоционального развития;
  3. критерий здоровья;
  4. критерии развития моторной, слуховой и образной памяти;
  5. критерий развития коммуникативных навыков.

Вторая группа: критерии, позволяющие отследить формирование качеств личности, на развитие которых воздействуют в разной степени и традиционные школьные предметы:

  1. критерий развития зрительной памяти;
  2. критерий развития творческого потенциала личности;
  3. критерий общекультурного развития.

Занимаясь хореографией, значительно улучшается общефизическое и двигательное развитие учащихся, навык сохранения правильной осанки, повышается уровень развития координации движений. Также хорошо прослеживается рост в течение года уровня темповых и силовых нагрузок. Заметные изменения происходят под влиянием занятий танцем и в способности детей ориентироваться в пространстве.

На основании критериев общефизического и двигательного развития по результатам итоговых занятий можно сделать вывод:

  • учащиеся имеют навык сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
  • учащиеся умеют координировать работу головы, корпуса, рук и ног;
  • увеличилась гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок и мышц;
  • значительно улучшились темпо-силовые показатели у всех детей;
  • учащиеся знают основы правильного дыхания при движении;
  • учащиеся освоили хореографическую нумерацию точек класса, знают основные направления движения, умеют использовать пространство класса относительно зрителя;
  • учащиеся сохраняют высокий уровень двигательной активности на протяжении всего занятия.

На основании критериев музыкально-ритмического (слух, ритм) и эмоционального (пластическая передача характера и настроения музыки, положительное влияние занятий на эмоциональное состояние учащихся) развития можно сделать вывод, что учащиеся:

  • знают, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;
  • могут определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
  • умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, весёлый, торжественный и т.д.);
  • получают удовольствие от занятий танцем.

Занятия хореографии оказывают значительное влияние на развитие таких специфических видов памяти, как моторная, слуховая и образная. Эти виды памяти, получая недостаточное развитие на других уроках, имеют, между тем, огромное влияние на успешность ребёнка практически в любом виде деятельности. Дополнительное развитие на уроках хореографии получила зрительная память учащихся.

Большое влияние занятия хореографии оказывают на развитие творческого потенциала и общекультурного развития детей.

Информация о работе Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности