Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 19:36, реферат
К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Керамика заняла особое место в традиционной культуре арабо-мусульман. С одной стороны, она является весьма утилитарной вещью, с другой – сакральным предметом, оберегом, соединявшим в себе элементы скульптуры (форма сосуда) и живописи (роспись предмета). Одна из характерных особенностей керамики – ее повсеместное употребление. Она является неотъемлемой частью интерьера жилых и культовых сооружений. Керамика присутствует в мечетях в виде курильницы для благовоний, изразца, украшающего михраб, а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть плошка для риса или изысканный кальян.
Введение …………………………………………………………………………3
Общие особенности а-м. керамики ………………………………………….4
Керамика Ирана и Средней Азии ……………………………………………6
Китайское влияние ..…………………………………………………………..7
Самобытная а-м люстровая керамика ……………………………………….9
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА
Кафедра декоративно-прикладного искусства и дизайна
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «История и современные проблемы ДПИ»
на тему:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КЕРАМИКА АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОГО
СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
Выполнил:
студентка 2 курса
направления «ДПИиНП»
Чебыкина Надежда Евгеньевна
Научный руководитель:
канд. культурологии, доцент
Т.Н.Адамецкая
г. Нижневартовск
2013
СОДЕРЖАНИЕ |
Введение ……………………………………………………… |
|
|
|
|
Заключение |
Список литературы |
Введение
Керамика(греч. Keramike – гончарное искусствo, от keramos – глина; англ. Ceramics, фр. Ceramique, нем. Keramik), наименование любых бытовых или художественных изделий, выполненных из глины или содержащих глину смесей, обожженных в печи или высушенных на солнце. К керамике относятся гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Керамика заняла особое место в традиционной культуре арабо-мусульман. С одной стороны, она является весьма утилитарной вещью, с другой – сакральным предметом, оберегом, соединявшим в себе элементы скульптуры (форма сосуда) и живописи (роспись предмета). Одна из характерных особенностей керамики – ее повсеместное употребление. Она является неотъемлемой частью интерьера жилых и культовых сооружений. Керамика присутствует в мечетях в виде курильницы для благовоний, изразца, украшающего михраб, а также в домах совершенно разного достатка: это могли быть плошка для риса или изысканный кальян. В символике, изображенной на керамике, отражалась эволюция представлений о мироздании. Традиции ее использования связаны с представлениями о силах добра и зла, о духах, взаимодействующих с миром людей. Это был единый организм, все части которого связаны между собой (от изготовления до применения). Каноны, сложившиеся опытом многих поколений и влияний, оказанных на арабо-мусульманскую культуру, были необходимы для творчества традиционных мастеров и помогли гончарам создать устойчивые образцы формы и росписи сосудов. Вместе с тем чужие образы и традиции, привнесенные различными историческими катаклизмами в керамику, не оставались неизменными: они приобрели на арабо-мусульманской почве неповторимый национальный облик, зачастую более волнующий и зрелый, чем породившие его иноземные образы.
Цель
реферата: Выявить специфику
Задачи реферата: Выявить общие особенности а-м керамики, керамики Ирана и Средней Азии, люстровой а-м керамики. Определить, как и почему повлияла керамика Китая.
Толчком к развитию художественной керамики в странах Среднего и Ближнего Востока, вероятнее всего, послужили китайские фарфоровые изделия, завезенные на рубеже 8-9 вв. В Месопотамии, Египте, Турции и особенно Персии создавали превосходную керамическую утварь. Особенно выделялись сосуды росписью люстром, тонко обточенные предметы с бирюзовой глазурью из персидского города Кашана, сложные изделия в стиле «минаи» из древней Раги (ныне Рей в Иране), бело-голубая керамика из турецкого города Изника.
Период Омейядов и династии Аббасидов.
Из немногочисленных предметов, сохранившихся со времени Омейядов, самыми интересными являются сосуды, относящиеся к типу так называемой «terra sigillata». Это сравнительно небольшие сосуды из хорошей глины белого или светло-серого цвета без росписи и глазури, но украшенные рельефным орнаментом и надписями. К 8–9 вв. относится керамика, полученная в результате археологических раскопок близ г.Самарра, временной столицы Аббасидов. Она отличается обилием форм и типов. Лучшие образцы неглазурованной бытовой керамики Самарры имеют строгую форму. Они украшены орнаментом растительного и геометрического характера, нанесенным на посуду путем нарезки, штампа или раскраски. В глазурованной расписной керамике очень распространены растительные мотивы и надписи, выполненные обычно темно-синим (кобальт) или зеленым цветом на светлом фоне. Но в то же время уже встречались изделия с подглазурным орнаментом. В этом случае узор еще до нанесения глазури прорезался сквозь белый ангоб до красного теста
Эпоха Сасанидов.
Иранские изделия эпохи Сасанидов (819–1005, Хорасан и Мавераннахр) обычно покрыты белым ангобом (иногда коричневым или черным) и расписаны краской под глазурью. Другой группой сасанидской керамики (с подглазурной росписью) являются изделия с полихромным декором по белому фону.
Основные центры по производству керамики на а-м Востоке.
Керамика Йезда отличается почти черной росписью под прозрачной глазурью. Среди изделий немало и поливных изразцов с рельефными изображениями. Иранские мастера, следуя моде, также работали с люстром. Излюбленный иранскими гончарами золотистый оттенок орнаментов, покрытых люстром, достигается восстановлением окиси меди металлом, а розоватый и голубой цвет придавала разновидность магнезита. Подобная орнаментация была характерна для исфаханских предметов позднефеодальной эпохи. Среди них изысканные голабданы – сосуды для благовоний. По качеству, тонкости исполнения и составу эти изделия уже близки к лучшим образцам китайского фарфора.
В Рее делали оригинальные керамические предметы с надглазурной росписью легкоплавкими эмалевыми красками, получившие название «минаи». Как правило, предметы украшены эпиграфическим орнаментом. Сам рисунок выполнен резервом по синему фону и оконтурен черной краской. Изделия пользовались таким спросом, что уже через некоторое время их производство вышло за пределы Рея. Известно, что новые гончарные мастерские, работавшие в технике минаи, появились в Кашане, Багдаде и Тебризе. Изготовление минаи требовало двойного обжига и дорогих ингредиентов. Роспись по глазури выполнялась стекловидными красками. Большинство изделий минаи украшено изображениями людей. На некоторых сосудах воспроизводились сцены из Шах-намэ. Это самые ранние иллюстрации персидского эпоса. В эпиграфическом декоре используется почерк куфи – внутри чаши, а насх – снаружи.
Гончары Кермана и Машхада (Иран), двух знаменитых центров производства сине-белой керамики в 17 в., стремились превзойти китайских мастеров позднее-минского периода. Общим для керамистов было использование синего цвета разных оттенков и самого темного для контура. Кроме того, используются элементы китайского орнамента, например, чешуя, фестоны.
В турецкой керамике выявляется византийское («румское») и китайское влияние. Первое проявилось в заимствовании «трехчастных» картушей и спирально скрученных стеблей с мелкими цветочками и листьями, которые при Сулеймане Великолепном стали напоминать тугры (парадная подпись султана со всеми полагающимися эпитетами). Китайское же влияние ощущается в частом использовании облаков, а также оконтуривании рисунка бирюзовым цветом. Слияние китайских и турецких мотивов создало замечательный тип керамики, известный под названием «Золотой Рог». Такие изделия изготовлялись в городе Изник. Декор изникской керамики претерпел ряд изменений в цветовой гамме. Например, исчез зеленовато-черный контур, появился марганцово – пурпурный. После 1520 к более ранней сине-белой гамме был добавлен бирюзовый цвет. Сургучно-красный цвет появляется в изникской керамике на последнем этапе ее развития. Он создается наложением в легком рельефе толстого ангоба, богатого железом. Впервые этот прием использован на образцах мечети Сулейманийе, которая была закончена в 1557. Плотное прилегание красной глазури, покрывающей изникские изделия, сделанные из хорошей белой глины, дает возможность широко применять подглазурную роспись. Орнаменты, созданные в «наккаш-хан» (придворной мастерской) характерны и для других видов прикладного искусства. Среди излюбленных рисунков турецких гончаров – головки тюльпанов, которые сочетаются с мелкими листочками.
Иранские керамисты изобретали и собственные стили. В 12–13 вв. были популярны «силуэтные» керамические изделия из белого теста. Поверхность ваз, блюд покрывалась черным ангобом или краской. Мастера частично снимали черный фон, после чего становилась видна белая подложка. Таким образом, достигалась рельефность линий. Затем сосуд полностью покрывали прозрачной (иногда бирюзовой) глазурью.
Майоликовая мозаика, применяемая в Иране и Средней Азии в 14 в., представляет собой яркие орнаментальные рисунки и даже сюжеты, составленные из мелких глазурованных плиточек (иногда до 1 кв.см), собранных на вяжущем растворе в крупные узорчатые панели. Подобные панно можно увидеть в мечетях и медресе Самарканда и Бухары. Глазурованные плитки со вставными розетками повсеместно употреблялись в дворцовых сооружениях Ирана и Турции. В Иране было принято сплошь облицовывать стены женских половин дома узорчатыми с растительным орнаментом плитками, в то время как в гостевых помещениях использовались сюжетные панно.
В 14 в. В Иране появилась новая техника подглазурной росписи, называемая «султанбадской». Среди изделий – чаши с сине-черно-бирюзовой росписью по белому ангобу. Встречаются и изображения людей иногда с монгольскими чертами и нимбом над головой. В парадной столовой керамике Ирана 15 в. Преобладают росписи синим и черным цветом. Обращает на себя внимание керамика с подглазурной росписью, названная «черным по белому». Как правило, она имеет ясный и простой декор, состоящий из надписей, растительных мотивов или изображений птиц. Керамическое производство процветало также в Кашане, Рее и других городах. Исфахан славился производством различных изделий, расписанных люстром по белому и синему фону. Широко применяется бирюзовая полива.
Китайское влияние (в виду географической близости) больше всего ощущалось на прикладном искусстве Ирана, в частности, в керамическом производстве. Влияние китайского фарфора на иранский фаянс наглядно прослеживается в 16–18 вв. во время правления династии Сефевидов. Уже в период правления династии Тан (7–10 в) между Ираном Китаем велась оживленная торговля. В последующее время связи развивались неравномерно, и их усиление наблюдается в 13 в., после завоевания Ирана монголами. Образование империи Тимура затруднило осуществление сухопутных связей Китая с Ближним Востоком, но в правление династии Мин были установлены торговые и дипломатические связи со странами Ближнего Востока. Высокая стоимость китайских изделий заставила иранских мастеров изготовлять имитации. В конце 15 – начале 16 вв. гератский художник Хаджи Мухаммад Наккаш после нескольких опытов стал изготовлять сосуды, похожие на китайские.
Практически все гончары любили изготовлять так называемые «пятнистые изделия». Одно время считалось, что этот тип керамики возник под влиянием китайских пятнистых фаянсов. «Пятнистый» эффект получался благодаря свойствам свинцовой глазури растекаться во время обжига, что позволяло краскам смешиваться в произвольном, но всегда привлекательном сочетании.
При Аббасе I (1587–1629) в Ардебиле был создан
«Чини-хане» (китайский дом), где собиралась
коллекция фарфора с росписью кобальтом.
Постепенно появляются мастера, чьи изделия
уже невозможно отличить от китайских.
В связи с социальным и экономическим
кризисом в Китае, приведшим к падению
династии Мин (40-е гг. 17 в.), торговля Китая
со странами Западной Европы сократилась.
Учитывая спрос на китайскую продукцию,
голландские купцы стали заказывать посуду,
имитирующую фарфор, в Иране. Характерно,
что известное нам слово «фарфор» происходит
от персидского слова фегфур, ибо первые
китайские керамические предметы в Европу
попали через Иран.
По некоторым данным, персидские имитации
делали из глины, белого кремнезема и стекла.
Лучшую керамику с подглазурной росписью
кобальтом делали в Ширазе, Мешхеде, Йезде,
Кермане и Заранде. Самый популярный из
заимствованных рисунков – разделение
стенок на фестончатые поля, отделенные
друг от друга радиальными полосками.
Тематика декорирования посуды чрезвычайно
разнообразная: растительные и геометрические
мотивы, пейзажи, изображение животных
и человеческих фигур, буддийские мотивы
и даоские символы.
Люстр (от франц. lustre — блеск), пигмент, наносимый на керамические изделия поверх обожженной глазури, дающий в результате восстановительного муфельного обжига металлический или перламутровый отблеск.
Сирийско-месопотамские керамисты 9 в. изобрели технику полихромной надглазурной люстровой росписи, ставшей одним из излюбленных приемов украшения керамики на всем Востоке. Внезапное появление люстровых изделий в Иране в конце 12 в. объясняется переселением в страну египетских гончаров после падения династии Фатимидов в 1171. Незадолго до этого в 1169 в Фустате (пригород Каира) сгорел квартал гончаров, которые стали перебираться в другие города Ближнего Востока. Тогда же египетские мотивы появляются в изделиях Ирана и Сирии. Как правило, это люстровые изделия, с крупным эпиграфическим декором, с изображением пальметт на дне сосудов. При мамлюках (1250–1517, Египет и Сирия) в декоре появляются гербы и большие по размеру надписи. Для кухонной посуды из керамики, принадлежавшей мамлюкской аристократии, было характерно наличие картуша с гербом или именем (включая титулы и эпитеты) владельца. Геральдические эмблемы в этот период стали одним из главных элементов декора.
Информация о работе Художественная керамика арабо-мусульманского средневекового Востока