Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 23:43, реферат
Храм в Дейр эль-Бахри (Dair al-Bahri) окружён полукруглой котловиной, скалистые стены которой достигают высоты 300 м. Самая древняя его постройка – заупокойный храм Ментухотепа II – разрушена и недоступна для осмотра. Зато севернее можно ознакомиться с настоящим шедевром – **террасным храмом Хатшепсут (1490–1468 гг. до н. э.). Подъездная дорога к храму проложена по древней центральной аллее для процессий, вдоль которой когда-то стояли более 100 сфинксов из песчаника. Ворота, ныне полностью разрушенные, во времена Хатшепсут были украшены двумя персеями (авокадо), священными плодовыми деревьями, корни которых можно до сих пор, через 3500 лет, увидеть в огороженных я
7. Заупокойные храмы Дейр-эль-Бахри.
Храм в Дейр эль-Бахри (Dair al-Bahri) окружён полукруглой котловиной, скалистые стены которой достигают высоты 300 м. Самая древняя его постройка – заупокойный храм Ментухотепа II – разрушена и недоступна для осмотра. Зато севернее можно ознакомиться с настоящим шедевром – **террасным храмом Хатшепсут (1490–1468 гг. до н. э.). Подъездная дорога к храму проложена по древней центральной аллее для процессий, вдоль которой когда-то стояли более 100 сфинксов из песчаника. Ворота, ныне полностью разрушенные, во времена Хатшепсут были украшены двумя персеями (авокадо), священными плодовыми деревьями, корни которых можно до сих пор, через 3500 лет, увидеть в огороженных ямках.
Нижняя терраса – это, строго говоря, передний двор храма, в котором ничто не напоминает сейчас о прежнем цветущем саде и посадках папируса. По обеим сторонам поднимающегося пандуса развёртывается колоннада фасада средней террасы.
Плохо сохранившиеся рельефы слева изображают перевозку пары обелисков из Асуана в Фивы, а справа царицу во время охоты в зарослях тростника.
На
средней террасе к колоннадам
примыкают две маленькие
Самые знаменитые сцены храма отображают экспедицию в Пунт, страну благовоний, которая находилась, как полагают, в нынешнем восточном Судане и на севере Эритреи. На узкой стене зала Пунта видно, как жители этой страны и их правительница (чья пышная фигура наводит на мысль скорее об идеале плодородия, чем о болезнях) приветствуют делегацию из Египта и обмениваются с ней товарами: кинжалы, цепи и золото в обмен на благовонные деревья и слоновую кость.
Цикл рельефов родильного зала, хорошо различимый только при утреннем свете, отображает божественное происхождение Хатшепсут. Слева направо: Амон с царицей-матерью Яхмес на ложе; Амон перед бараноголовым Хнумом, который на следующей картине вылепляет на гончарном круге царицу и её Ка (почему-то мальчика!); рядом Тот объявляет Яхмес о рождении её божественного ребёнка; и наконец, беременная Яхмос по пути в родильный зал.
Очень хорошо сохранилась яркая роспись капеллы Анубиса, расположенной рядом. Особенно прекрасны обильно накрытые столы на трапезе богов на задней стене колонного зала.
Верхняя терраса (закрыта для посетителей) состоит из перистиля перед центральным святилищем Амона, боковых залов для поклонения умершей царице и её отцу и жертвенного двора для отправления культа солнца. Только в 1960-х годах были найдены остатки третьего святилища. Хотя этот храм Тутмоса III – в древности был разрушен горным обвалом и позднее использовался как каменоломня, удалось откопать его прекрасные рельефы (сейчас в Луксорском музее).
8. Карнак и Луксор
Луксор и Эль-Карнак находятся на территории древних Фив: Луксор занимает южную их часть, а Эль-Карнак — северную. Многие считают расположенные здесь храмы вершиной египетской архитектуры. Карнак древние египтяне назвали Ипет-исут («святейшее место»). Фивы являлись столицей Древнего Египта с 2000 г. до н. э. Вершина фиванского могущества приходится на эпоху Нового царства. Изготовленные из необожженной глины фиванские дворцы давно разрушились, а каменные храмы стоят до сих пор.
Луксорский храм построен в период правления фараона Аменхотепа III на месте более древнего в честь местной триады богов — Амона, Хонсу и богини Мут. Позднее по приказу Хоремхеба было построено место силы, аллея сфинксов, связавшая Луксорский и Карнакский храмы. По ней шла торжественная процессия во время праздника Опет. Фараон Рамзес II добавил к храму зал при входе, пилоны и обелиски.
Храм расположен неподалеку от Нила. Его почти непрерывно использовали по прямому назначению. В период господства христианства гипостильный зал превратился в христианскую церковь, а чуть западнее сохранились остатки коптской церкви. На месте, где ранее стоял храм, была сооружена мечеть, а когда ученые обнаружили древнюю постройку, мечеть было решено сохранить как неотъемлемую часть памятника.
Луксорский храм - место силы, имел большое значение во время праздника Опет, призванного примирить божественную и человеческую природы фараона. Процессия, несшая изображения царствующей семьи, начиналась в Карнаке и заканчивалась в Луксорском храме. Позднее толпы воинов, танцоров, музыкантов и чиновников шествовали по перекинутому через Нил мосту. Когда процессия входила в храм, появлялись фараон и жрецы. Тогда-то смертный фараон получал божественную благодать («ка») и становился полубогом. Таким образом, праздник служил для упрочения власти фараона.
В двух милях от мистического Луксорского храма находится Карнакский храм, состоящий из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами. На протяжении тринадцати столетий фараоны продолжали строить эти храмы. В центре таинственного комплекса находится храм Амона, севернее — храм Монту, южнее — храм Мут.
Наибольшее впечатление в храмовом комплексе производит гипостильный зал — один из шедевров мировой архитектуры.
Сооружение зала началось в период правления Рамсеса I, продолжалось при Сети I, и было закончено при его сыне, Рамсесе II. Стены, потолки и колонны были выкрашены натуральными красками. Храм освещался через верхний ряд окон, снабженных каменными филенками, причем свет падал необычными бликами благодаря разнице в высоте колонн центральной части храма и его приделов. Построено это было с тем расчетом, чтобы храм изнутри напоминал густой лес, ветви деревьев которого бросают причудливые тени на окружающее. Потолок зала находился на высоте 25 м, его поддерживали двенадцать колонн, стоявшие двумя рядами по шести колонн в каждом. На верхушках колонн были закругленные капители. Позади каждого ряда находится семь рядов маленьких колонн тринадцатиметровой длины. Всего таких малых колонн сто тридцать четыре. Внешние стены расписаны изображениями битв, либо действительно имевших место, либо придуманных художником в назидание, либо в ритуальных целях.
Через гипостильный зал можно попасть в узкий дворик, где когда-то стояло несколько обелисков. Один из них, высотой 21 м, построил фараон Тутмос III, отец царицы Хатшепсут. За ним стоит единственный дошедший до нас обелиск Хатшепсут — выдающейся правительницы, бросившей вызов традициям своего времени.
После прихода к власти преемник Хатшепсут Тутмос III окружил ее обелиск стеной, чтобы никто его не видел. Либо Тутмос не хотел сносить обелиск, либо опасался мести богов, если уничтожит его.
В глубине комплекса находится центр храма — святилище, Святая святых. В нынешнем виде святилище было Построено братом Александра Македонского Филиппом, однако до того здесь находилось другое святилище, сооруженное Тутмосом III. До нашего времени сохранилось несколько блоков того святилища и оригинальные надписи.
Карнакский храм — крупнейшее религиозное сооружение. В одном храме Амона уместился бы десяток обычных европейских соборов. Гипостильный зал, площадь которого превышает 5 тыс. кв. м, и по сей день является крупнейшим религиозным залом в мире.
Считается, что храм Амона символизирует первоначальный островок жизни, от которого произошло все остальное. Колонны — это каменные останки растений, которые когда-то были на этом древнем острове. Как гласит миф, земля некогда была покрыта водой, из которой появился островок. На этом островке вырос тростник, на него сел бог-сокол Гор. Сам же храм является изображением этого мифа в камне.
9. Скульптура и живопись Среднего и Нового царства
Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало каноны и традиции Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. Гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территориях номов. Пирамиды стали скромнее, меньше размерами. Как отразились эти перемены на стиле искусства? С одной стороны - снижается пафос монументальности: в искусстве появляется оттенок сниженности, обиходности. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.
Когда же в Среднем царстве искусные мастера изготовляют неизвестно какую по счету фигуру льва с лицом фараона, - они отдают дань традиции. Танисский сфинкс исполнен куда более “виртуозно”, чем его древний предок, - уверенно изваяно львиное туловище, безукоризненно портретно волевое лицо Аменемхета III, превосходна лепка лица - и все же это произведение выглядит официально-холодным. Зато много непосредственности, даже наивности в мелкой пластике Среднего царства - деревянных и фаянсовых статуэтках слуг, пахарей, носильщиков, лодочников, прачек, пастухов. Часто они комбинировались в группы, в целые жанровые сценки. Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей. Раньше, в Древнем царстве, преобладали раскрашенные рельефы, теперь же их заменяли живописью, темперой. Росписи допускали большую гибкость рисунка и богатство цвета. Прекрасные циклы росписей были обнаружены в скальных гробницах Антилопьего дома, хохяеином его был номарх Хнумхотеп. Здесь очень живо изображены сцены охоты Хнумхотепа; жатва, уборка зерна в его владениях; различные животные и птицы, изображенные с почти японским изяществом. Хотя египтяне рисовали зверей, птиц и растения лаконично, скупыми линиями, но удивительно точно и тонко. У них было какое-то особенно интимное понимание животного мира, утерянное позднейшими цивилизациями. Между тем, рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей, они пользовались канонами: как нужно строить фигуру, как располагать изображение на плоскости. Однако для успешного исполнения своей работы, художник должен был знать, как выглядядт те предметы, которые он изображает. Тут нужны были и наблюдательность, и практика. Египетские художники тренировались, рисуя по памяти на обломках камня, на свитках папируса или на глиняных черепках, остраконах. Их во множестве находили при раскопках. На остраконах рисовались или мотивы, которые могут понадобиться для росписей гробниц, или вариации тех, что уже были в древних гробницах. Такие рисунки именее каноничны.
Новое царство - эпоха третьего, и последнего, подъема египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксосов. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Традиционные формы как бы изнутри освещаются этим светом. Многие традиции уже изживали себя. Замечательным памятником фиванской архитектуры 18-й династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут. Она была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, ее изображали с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Хатшепсут не очень много занималась завоевательными походами, зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к 3 постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале. Две статуэтки из черного дерева - фигуры жреца Аменхотепа и его жены Раннаи - могут многое поведать об общем характере и традициях египетского искусства в эпоху 18-й династии. Статуэтка Раннаи изображена в традиционной позе сотен и тысяч египетских статуй. Обе ступни твердо опираются на землю, но одна нога выдвинута вперед; стан напряженно прям, как бы оцепенел, но в его кажущейся статичности заложена динамическая энергия: он весь устремлен вперед, всей силой, всей волей духовного напряжения. Но в Раннаи есть то, чего не было раньше. Подчеркнута ее хрупкая женственность, фигура необычайно тонка, пропорции вытянуты. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Переселяясь в загробный мир, египетские дамы и туда с собой брали наборы туалетных принадлежностей из золота, слоновой кости, фаянса: драгоценные ларцы с косметикой, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, туалетные ложечки. Все эти предметы не пестры и не вычурны, исполнены с великолепным чувством материала и цвета, чему пример - туалетная ложечка в виде плывущей обнаженной девушки, которая держит в вытянутых руках птицу. При таком наплыве светских мотивов со старыми канонами начинают обращаться свободнее. Появляются непривычные позы и ракурсы - в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится изысканным.
Информация о работе Художественное своеобразие японской живописи