Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 15:41, курсовая работа
Исследования педагогов, психологов Е.А Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни в возрасте от одного года до одного года двух месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге, пластилину). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу.
Глава I. Теоретические основы развития художественного творчества в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей раннего возраста (третьего года жизни)
1.1 Творческие проявления детей раннего возраста в изобразительной деятельности.
Исследования педагогов, психологов Е.А Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И Игнатьева и других дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни в возрасте от одного года до одного года двух месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге, пластилину). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу. При этом ребенок прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои действия. Изображения предметов пока еще нет, так как ребенку незнакомо назначение карандаша, бумаги. Его действия напоминают игру. И, даже если в процессе ее на бумаге случайно появляются какие–нибудь штрихи и точки. Такая деятельность ребенка может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.
На втором году
жизни (особенно в первой
Анализируя изобразительную деятельность детей 3-го года жизни можно отметить некоторые различия в процессах рисования у детей двух лет – двух лет шести месяцев и двух лет шести месяцев – трех лет. Дети от двух лет – двух лет шести месяцев с интересом и удовольствием рисуют, лепят, однако не все еще могут находить сходства в линиях, штрихах, так как в этом возрасте отсутствует преднамеренность в изображение.
В изобразительной деятельности детей раннего возраста возникают творческие проявления. Это вызывает у ребенка разнообразные эмоции. Воспитание у детей интереса, эмоционального отношения к изображаемому необходимо, так как процесс рисования - не только передача отдельных черт, свойств, предметов и явлений, но и момент активного «вхождения в образ», когда перед ребенком как бы «оживают» мазки, линии, формы.
В процессе рассматривания окружающих предметов, иллюстраций в книгах у детей 2-х лет проявляется способность видеть в них образы различных предметов, животных.
В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах развития эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавать образы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен.
Пространственно-двигательный
ритм как наиболее простое
выразительное средство
помогает детям раннего
Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем в рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, яркое пятно краски воспринимается ребенком с радостью и восхищением. Композиция в изобразительной деятельности детей раннего возраста претерпевает изменения. Изображение предметов, персонажей приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым.
На третьем году жизни ребенка ведущим типом его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использование. Предметно-орудийная деятельность, в которой в основном и реализуется это отношение, становится более развитой: расширяется круг интересующих и освоенных предметов, к ним относят и предметы природы, предметы духовной и материальной культуры. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции предметов. При переходе от совместного действия к самостоятельному за взрослым сохраняются контроль и оценка выполняемого ребенком действия, которые составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий. Когда малыш становится более самостоятельным, более независимым от взрослого, он сравнивает свои действия с действиями взрослого, убеждается что он действует как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а сам. [3]
Итак, в раннем возрасте, овладевая изобразительно-выразительными средствами, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности, они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития от простых движений карандашом, кистью по листу бумаги, манипуляцией с комком глины к образному воспроизведению очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке, лепке становится все более узнаваемыми благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от развития сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений ребенка.