Исходные понятия теории народной художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 21:00, доклад

Описание работы

Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них -этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др. Рассмотрим понятия, к которым все чаще обращаются в настоящее время исследователи народной художественной культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Исходные понятия  теории народной  художественной культуры

Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки. Теория народной художественной культуры развивается на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них -этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др. Рассмотрим   понятия,   к   которым   все чаще обращаются в настоящее время исследователи     народной     художественной культуры.

Культура, ценности. Среди множества определений понятия "культура" наиболее распространенным является представление о культуре как совокупности материальных и духовных ценностей. Первым, кто дал определение понятию ценностей, был польский психолог Ф. Знанецкий. Произошло это в 1918 г. Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины — социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.Для большинства исследователей понятие "ценность" было производным от понятия "установка", которое, хотя и толковалось различными исследователями по-разному, в большинстве случаев обозначает иерархически расположенные и присущие индивиду (или, в иной трактовке, — приемлемые для него) мнения, чувства, а по мнению некоторых исследователей, — и намерения совершить определенное действие. Ценности той или иной культуры в совокупности своей представляют этос культуры. Ценности связаны с установками, содной стороны, и с нормами — с другой. Одним из первых определение понятию "ценность" дал К Клакхон: "... ценности -- это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия". Такое определение дало возможность М. Смиту рассматривать ценности как установки особого рода, "действующие в качестве стандартов, посредством которых оценивается выбор. Личностные ценности относятся к области желательного и предпочтительного; они скорее сопряжены с глаголом "должен", чем с глаголами "быть" и "хочу". М. Рокич считал, что ценности — это устойчивая вера в то, что определенные формы поведения или состояния мира (stale of existence) предпочтительнее для личности и общества, чем какие-либо иные. Ценности представляют собой как бы точку пересечения между индивидуумом и обществом, а ценностный подход в целом направлен на изучение и объяснение межкультурных вариаций. Некоторые исследователи рассматривали ценности как квинтэссенцию личности. С такой трактовкой ценностей связано, в свою очередь, понятие ценностной ориентации (value orientation), которую К.Клакхон определил как "обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)". Именно ценности, то есть то, что культивируется, особенно ценится и предпочитается в той или иной культуре, составляет ее главный смысл и предназначение. Философская теория ценностей (аксиология) позволяет рассматривать культуру того или иного народа как систему его духовно -нравственных ценностей и идеалов, воплощенных не только в произведениях профессионального искусства и народного творчества, но также в различных сферах его жизни (праздниках, обрядах, бытовых традициях и т.д.). Исследования показывают, что в культурах различных стран, эпох, цивилизаций доминирует, как правило, одна и та же система ценностей, но по-разному воплощенная в художественной сфере. Среди них — красота, истина, свобода, ценность родной земли, домашнего очага, родной природы, матери и материнства, опыта и культурного наследия предков и т.д. Особое место в культуре занимают образы-идеалы человека (героя, красавицы и т.д.), на которые ориентировано развитие той или национально-культурной традиции. В разные эпохи и в разных цивилизациях эти образы-идеалы имели обычно яркую национальную окрашенность (сравним образы русских богатырей и таких звезд Голливуда, как, например, Рэмбо) Еще одна составляющая любой культуры - те качества человека или народа, которые считаются в данном обществе наиболее значимыми, предстают как добродетели. Издревле в русской традиционной культуре, как и в культурах многих других народов, ценились доброта, милосердие, способность к состраданию, трудолюбие, нестяжательство (приоритет духовных ценностей над материальными) и т.д. Утрата этих традиционных ценностей и идеалов, ярко воплощенных в традициях нашей народной художественной культуры, грозит российскому обществу духовной деградацией

Художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, художественная культура включает в себя искусство (как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции, и т.д.), но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включаются также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей (книги, кинофильмы об искусстве, художественное образование, исследования и т.д.). Огромный вклад в исследование истории художественной культуры России внес академик Д.С.Лихачев. Он подчеркивал: "Искусство, созданное русским народом, — это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. Пока живо искусство, в русском народе всегда будут силы для нравственного самоочищения".

Творчество - особый характер любой деятельности (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актеров и т.д.). Однако, помимо творческих проявлений, в искусстве имеют место тренаж, репродукция (копирование, воспроизведение образцов) и другие элементы, необходимые как в художественном образовании, так и в других сферах художественной жизни общества. Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А.Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т.д. Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития ее творческого потенциала - одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством. Особую ценность имеют те художественные произведения, в которых отражен неповторимый духовный мир их создателей (народных мастеров, музыкантов и др.). Такие произведения отличаются самобытностью, своеобразием художественных образов и средств художественной выразительности. Принятая недавно программа ЮНЕСКО «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» нацелена на то, чтобы выявить и зафиксировать в разных странах мира, включая Россию, уникальные образцы народного художественного творчества, поддержать их мастеров и передать будущим поколениям «секреты» их творчества.

Сущность народной художественной культуры и народного художественного творчества

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально — художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них

Народная художественная культура древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.), В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.

Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества. имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий. Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев

Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.

Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.

Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной пере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями , с народным художественным творчеством.

В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.

Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I. В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культ) ре, формы художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И Ф Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Таким образом, народная художественная культура -сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества. Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

 

 

 

 

 

Литература

1) Бакланова Т.Н. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. М., 1994. С. 90-94.

2) Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М .1994.

3) Каргин А.С. Народная художественная культура. М.,1997.

 4)Источники из Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алтайская государственная академия культуры и искусств

          Факультет народно художественного  творчества

                           Кафедра хореографии

 

 

 

 

 

 

                                        Реферат

 

 

Предмет: Организация и руководство народным художественным творчеством. 

Тема:  Понятия и сущность НХК.

          Взаимодействие НКХ И НХТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                Выполнила:

                                                                                    Студент заочного отделения                                                                                                                              

                                                                                                                 гр. СТ 103з 

                                                                                                           Береговая О.Н

                                                                                                                 Проверила:

                                                                                                           Белинская О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Барнаул 2014

 

 


Информация о работе Исходные понятия теории народной художественной культуры