Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:21, доклад
Литература этой эпохи небогата, в основном религиозной тематики. Самый значительный жанр- летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил о необходимости развития бел культуры и языка. Микола Гусовский написал на латыни «Песнь про зубра»- ценный источник для изучения эпохи, первая поэма про наш край адресованная европейскому читателю. Василий Цяпинский организовал типографию, где издал Евангилие на бел языке- пример бел публицистики.
Искусство Беларуси в составе ВКЛ. \13 – 16 вв.\ 11-11-2011, 21:18 |
Литература этой эпохи
небогата, в основном религиозной
тематики. Самый значительный жанр-
летописи(летописец ВкнязейЛ, бел-лит
летопись 1446).Сымон Будный –издал на бел
языке «Катехизис», «Новый завет». Говорил
о необходимости развития бел культуры
и языка. Микола Гусовский написал на латыни
«Песнь про зубра»- ценный источник для
изучения эпохи, первая поэма про наш край
адресованная европейскому читателю.
Василий Цяпинский организовал типографию,
где издал Евангилие на бел языке- пример
бел публицистики.
Вторая половина 13 – 14 вв. – начало нового
этапа в развитии бел. архитектуры. Она
объединила традиции древнебел. и зап-евр
архитектуры в лице романского и готического
стилей.
Романский стиль. Были свойственны суровость
внешнего вида с массивностью стен, большими
башнями, узкими окнами-бойницами с мин.
декоративности.
Готике было свойственно ощущение стремления
вверх, интерьеры хорошо освещались, были
оснащены легк. каркасами, колонами, витражи
на окнах.
В 14 – 15 вв. в светской архитектуре – новый
вид замки-крепости. Их появление было
вызвано необходимостью обороны от внешнего
врага. В это время целый пояс замков возник
вдоль сев-зап. границы ВКЛ, образовал
оборонительную систему. Одним из первых
каменных замков на нашей территории был
Лидский (возведен в 20-е годы 14 в.). Представлял
трапецию (80х93 см) Толщина стен – 2м, на
стенах – боевая галерея с бойницами,
в 2-х углах замка – башни.
В архитектуре – смесь романского стиля
и готики. К др. наиболее ранним памятникам
относится замок в Креве. Построен в 30-е
годы 14 в. Был большим по размерам. Длина
стен – 108 м, толщина – 2,75 м. Новое в замке
– башня Кейстута, кот. была вынесена за
территорию замка , чтобы улучшить его
защиту. Замки в Лиде и Креве заложили
основу развития замковой архитектуры
буд. столетий.
Одним из самых мощных сооружений являлся
Гродненский замок. После пожара 1398 г.
замок сгорел и на его месте – каменный
с 4-мя башнями, толщина 2-3 м., высота 10 м.
В начале 15 в. в системе оборонительных
построек в Гродно сущ. 3 замка – верхний
и нижний. Из замков, составлявших гордость,
следует назвать замок в Мире и Новогрудке.
Бел. архитекторы 15 в. создали новый тип
православного храма и новый стиль в архитектуре,
белорусскую готику. Характерный представители
– Сынковичская и Маломожейковская храмы
– крепости, построенные на зап. Беларуси
в 15-16 вв. Прямоуг. в плане с двустатной
крышей и 4мя башнями. Эти храмы представляли
из себя крепости-замки в миниатюре.
В живописи 14-16 вв. господствующим направлением
была иконопись. Самые известные образ
матери Божьей «Замилованые» (из Манориты
14-15 вв.), «Матерь Божья Иерусалимская»
(Пинск 15 в.), «Знамение» (дер. Именины) Эти
иконы позволяют говорить о высоком развитии
средневеков. ис-сва на Беларуси.
В это время развивалась и светская живопись
и скульптура. После Кревской унии на Беларуси
строятся костелы и монастыри (в Минске,
Бресте), в кот. появляется деревянная
скульптура.
Живопись в 14-16 веке
Беларусь является хранительницей поздневизантийской художественной традиции 15 века, представленной греческой византийской или итало-критской школой, по определению ведущих представителей русской византинистики начала 20 века Н.П. Кондакова и Н.П. Лихачева. В 15 столетии эта традиция была хорошо известна на белорусских землях и оказала влияние на формирование местной школы иконописи. Параллельно похожий процесс взаимовлияния византийской традиции и русского иконописания наблюдался в Московской Руси. Для современников "критская манера" была высшей оценкой иконописного произведения. Об этом говорилось в одном из самых значительных руководств по технике иконописи Дионисия из Фурны. Диакон Павел Алеппский, сын сирийского патриарха, совершавший вместе с отцом путешествие по славянским землям в 17 веке, по старой памяти использовал это понятие, когда надо было похвалить иконы.
В иконописи Беларуси традиции византийско-русского искусства, получившие преломление в культуре древних городов (IX-XIV вв.) органично слиты со стилистическими особенностями западноевропейского искусства - романского, готики и Ренессанса (IX-XVI вв.), барокко (конец XVI-XVIII вв.) и классицизма. Причины этого явления коренятся в особенностях исторического развития Беларуси. Расположенная на стыке латинского Запада и православного Востока, она входила в состав Великого княжества Литовского (XIV-XVI вв.) и Речи Посполитой (XVI-XVIII вв.). В этих условиях происходило формирование белорусской народности, языка, культуры (XIV-XVI вв.) [4].
Формирование белорусской
иконописной школы относится
к XV-XVI вв. когда местные изографы,
усвоив византийско-русскую
В церковных интерьерах (по документам 1549, 1556, 1571, 1579, 1588, 1590 гг.) утвердился иконостас, система которого была разработана крупными художниками Древней Руси - Андреем Рублевым, Феофаном Греком, Симеоном Черным, Прохором из Городца. "Царские врата" XVI в. из Ялова (Национальный художественный музей Республики Беларусь, далее НХМ РБ) - редкий пример традиционной иконографии с приматом графического начала в его художественном решении.
Связи с древнерусской культурой прослеживаются в искусстве Беларуси и ранее. Например, икона "Дмитрий Солунский" ХIV в. из Щорсов, по мнению Н.Н. Померанцева, тяготела к памятникам новгородской живописи ХII в. Они хорошо были ощутимы в иконописи ХV-ХVI вв. В традициях древнерусского искусства выполнена изумительная по своей выразительности "Богоматерь Одигитрия Иерусалимская" в Пинске, которая перекликается с работами великого Дионисия (1430/1440-1500/1508), "Богоматерь Одигитрия" из Губинки. Одновременно в живописи обнаруживаются контакты с западноевропейским искусством: в иконах, известных по фотографиям конца ХIХ - начала ХХ в., - "Онуфрий с припадающим мстиславским князем Ю.Ю. Лугвеничем" (1407), "Богоматерь Умиление Жировицкая" (1470), последняя, по характеристике Н.П. Кондакова, сохранила итальянский характер более, чем все греко-итальянские переводы данного типа. Этот же ученый считал, что она в числе большой серии икон в ХV в. перешла с "Балканского полуострова через Южную Россию (вовсе не из Польши) в Вильно (Остробрамская), Минск, Гродно, Жировицы". Убедительным примером может служить икона "Богоматерь Одигитрия" из Слутчины (конца ХV - начала ХVI в.), в которой одновременно с усвоением традиций древнерусского искусства прослеживаются связи с итальянской и так называемой итало-критской школой живописи конца ХV - начала ХVI в., проявляющиеся в орнаменте лепного нимба. Те же черты присущи "Богоматери Одигитрии Смоленской" (ХVI в.) из Дубенца. Следовательно, в живописи Беларуси ХIV-ХV вв. усваиваются достижения древнерусского и западноевропейского искусства [2].
Немалое значение для развития культуры Беларуси имели контакты белорусских ремесленников с народами, населявшими Балканский полуостров, что отмечали Н.П. Кондаков, Г.В. Штыхов, В.И. Пичета. Последний писал, что Украина и Беларусь в этот период национально-культурного Возрождения находятся в тесном культурном общении со всеми славянскими странами, явление очень важное и интересное, на которое наши историки сравнительно мало обращали внимание. Именно в это время целый ряд рукописей на Украине и в Беларуси появляются на сербском языке. В ХVI в. в Беларуси работают и сербские художники.
Сильным, как уже говорилось выше, было влияние итало-критского, итальянского ренессансного искусства, которое компромиссно сплавлялось со средневековым мышлением. Наиболее ярко эти черты прослеживаются в деятельности выдающегося белорусского первопечатника, просветителя, философа, уроженца Полоцка - Франциска Скорины (ок.1490 - не позднее 1551 г.).
В белорусских городах периода расцвета гуманизма, реформационного движения, развития книгопечатания работали живописцы: пинский маляр Новоша; в Гродно в 1539-1540-х гг. - Афанасий Антонович, в 1570-1580-х гг. Была известна целая группа живописцев из Могилева - Исаак Иванович, Макар Окулинич, Ломако Федорович, Семенович, Дмитрий Иванович, Макар Маляр, Макарова Малярова, что свидетельствует о существовании в этом городе цеха живописцев.
В иконописи второй половины XVI в, например, иконах "Христос Вседержитель" из Бытени, "Параскева" из Слутчины ощутимы черты позднего Ренессанса (маньеризма), в недрах которого происходило формирование барокко - нового стиля, определившего культуру Беларуси XVII-XVIII вв. В "Параскеве" из Слутчины наряду с традиционными приемами письма доличного видны реалистические тенденции, выраженные в светотеневой моделировке лика, в стремлении к передаче глубины. Они же наблюдаются и в решении позолоченного резного фона.
Прием украшения фона орнаментом был заимствован белорусским изографом из итальянского искусства. Ренессансный орнамент в этом памятнике, как и в работах XVI в. "Богоматерь Одигитрия Минская" в Минске (еще не раскрыта реставраторами), "Христос Вседержитель" в Бытени имеет аналогии в итальянском и немецком ткачестве XV-XVI вв. Иконографическая схема "Параскевы" восходит к гравюре "Петка" из книги "Минея избранная", изданной колонией сербов в Венеции (1538), что позволяет датировать икону серединой - второй половиной XVI в. Белорусский мастер, сохранив пропорции и абрис фигуры, значительно переосмыслил эту гравюру. "Параскева" имеет огромное значение для характеристики белорусской иконописи середины - второй половины XVI в. Она - яркий пример творческих поисков мастеров Беларуси XVI в., работавших над созданием своей манеры письма, соответствующей духу времени.
Культура и искусство
этого времени развиваются под
знаком борьбы белорусского народа против
усиления католицизма после
В живописи барокко присутствует аллегоризм, патетика, передача жизненных наблюдений, народный юмор, мажорный колорит. Насыщение реалиями канонических схем превращало иконы в жанровые картины на библейский сюжет, что разительно отличает белорусскую иконопись от искусства Древней Руси.