Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 19:28, реферат
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, занимая исторически принадлежащее ему здание, которому присвоен статус памятника архитектуры, расположен в центре Москвы, в окружении особняков начала-середины XIX века и доходных домов рубежа XIX-XX веков, многие из которых также являются историко-архитектурными памятниками. Среди застройки встречаются и сооружения, датируемые XVII-началом XVIII века. Некоторые из них начиная с 1960-х годов переходили на баланс ГМИИ и служили для расширения его экспозиции и для размещения фондов. Заслугой Музея является восстановление этих уникальных построек и сохранение исторической среды квартала
Введение 3
Зал 4. Искусство Древнего Египта 5
Заключение 7
Источники 8
Оглавление
Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года, когда был заложен первый камень здания.
31 мая (13 июня) 1912 года он был открыт
для публики как Музей изящных
искусств имени императора
В 1923 году Музей был выведен из подчинения
университету.
В 1932 году он был переименован в Государственный
музей изобразительных искусств.
В 1937 году Музею было присвоено имя А.С.
Пушкина.
В 1991 году Музей внесен в Государственный
свод особо ценных объектов культурного
наследия народов Российской Федерации.
Основателем и первым директором Музея в 1911–1913 годах был Иван Владимирович Цветаев(1847–1913), профессор Московского университета.
Нынешним директором с 1961 года является Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования.
По данным на начало 2011 года Музей насчитывает более 670 тыс. единиц хранения.
Ежегодная посещаемость составляет около 1 млн человек.
Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.
При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6).
Для поддержки деятельности Музея создан Фонд Музея изобразительных искусств А.С. Пушкина.
В зале искусства Древнего Египта экспонируется около 800 экспонатов, представляющих все периоды истории развития страны фараонов, начиная с IV тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Это деревянные и каменные саркофаги, статуи, рельефы, предметы быта и погребального культа, мумии людей и животных, папирусы, сосуды и украшения, статуэтки божеств и амулеты. Сам зал оформлен архитектурными элементами, характерными для древнеегипетского храма: потолок расписан, ложные балки поддерживаются изящными колоннами в форме связки папируса. Это придает залу особую атмосферу и сразу настраивает входящего на общение с древнеегипетским искусством.
Наиболее древние экспонаты египетской коллекции ГМИИ – это каменные орудия труда (ок. VI – V тыс. до н.э.), а также шиферные палетки и глиняные расписные сосуды культур Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Наряду с богатым и разнообразным массовым материалом – жертвенными дарами, происходящими из гробниц и предназначенными для благополучной жизни после смерти – в коллекции ГМИИ представлены выдающиеся произведения древнеегипетского искусства (верхняя часть статуи царя Среднего царства Аменемхета III, статуэтки жреца Аменхотепа и жрицы Раннаи, косметическая ложечка Нового царства и другие).
Большинство представленных в зале предметов экспонируются с момента открытия Музея изящных искусств в 1912 г. и составляют ядро одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства. Речь идет о русском востоковеде Владимире Семеновиче Голенищеве (1856 – 1947 гг.). Его коллекция, насчитывавшая ок. 8 тыс. предметов, стала первым музейным приобретением подлинников в 1909 г. В 1913 г. музей купил у крупного московского собирателя Л.И.Гинзбурга коллекцию памятников, в том числе рельефный блок с изображением плакальщиков. Несколько поистине драгоценных даров принес музею Ю.С.Нечаев-Мальцов: это превосходные фаюмские портреты, золотая диадема и статуя Харпократа. После октябрьской революции египетское собрание пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Подарили Отделу Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Б.В.Фармаковский, Т.Н.Бороздина-Козьмина, А.В.Живаго. Собрание музея значительно обогатилось после приобретения в 1940 г. у Н.А.Прахова коллекции его отца, филолога и искусствоведа А.В.Прахова, насчитывающей 217 экспонатов. В последующие годы коллекция пополнялась за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.
Первая экспозиция зала Древнего Египта, приуроченная к открытию Музея изящных искусств, была сделана выдающимся русским египтологом Борисом Александровичем Тураевым (1868 – 1920), вторая, послевоенная, - профессором Всеволодом Владимировичем Павловым (1899 – 1972). Настоящая экспозиция открылась в 1969 г. Ее вдохновителем и организатором была заведующая Отделом Древнего Востока, доктор искусствоведения Светлана Измайловна Ходжаш (1923 – 2008).
Памятники в зале расположены в хронологической последовательности, начиная с наиболее древних – каменных орудий VI - V тыс. до н.э. (?), шиферных палеток и глиняных расписных сосудов культуры Нагада I – III (IV тыс. до н.э.). Разнообразные формы керамических изделий и наличие росписей дают представление о высоком уровне развития художественного ремесла этой эпохи. Редкий экспонат – глиняное блюдо с изображением охотника в маске, держащего на привязи четырех собак. Все предметы были найдены в погребениях и являются свидетельствами обрядовой практики Додинастического периода. Уже в это время проявляются основные особенности древнеегипетского искусства: обусловленность религиозными представлениями, условность, символизм, монументальность, которые в полной мере были развиты после объединения Верхнего и Нижнего Египта в единое государство (кон. IV тыс. до н.э.) – в период Древнего царства (XXVIII–XXIII вв. до н.э.).
Древнее царство - это время первого расцвета египетской архитектуры, окончательного оформления изобразительного канона, которого египетские мастера будут придерживаться в течение нескольких тысячелетий. В этот же период появляется одно из величайших достижений искусства – скульптурный портрет. Принципы оформления гробниц настенными рельефными изображениями, а также особенности передачи человеческой фигуры и предметов на плоскости иллюстрируются серией блоков из гробниц «начальника царской cокровищницы» Иси, египтянки Мерит, египтянина Тепеманха (все – ок. 25 в. до н.э.), «садовника пирамиды царя Пепи II» Хииу (ок. XXIII в. до н.э.)