Искусство Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 15:49, реферат

Описание работы

Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиться смелым и глубоким идеям, утверждавшим красоту и значительность человека.

Файлы: 1 файл

Искусство Древней Греции.docx

— 492.53 Кб (Скачать файл)

Собственно говоря, первые признаки кризиса античного города-государства  и всего рабовладельческого общества, возвестившие конец наиболее цветущей поры античной культуры, были связаны в значительной степени именно с наметившимся уже в самом конце 5 в. до н.э. упадком труда свободных. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным» ( Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 123.).

Весь уклад жизни и  в период архаики и особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.

Вся скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, принадлежала непосредственно общине. Вплоть до 4 в. до н.э. в частном пользовании отдельного гражданина находились лишь художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства.

Физическую силу и красоту  высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка  имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного  ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное  условие воспитания гармонически развитого  прекрасного человека. Общегреческие  спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели  огромное значение: это был смотр  физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие  себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях  прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление о неразрывной  связи физической силы и красоты  с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса; так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.

Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным  культом. Не следует, однако, забывать, что и сама греческая религия  при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница  Афин) занимали вместе с тем свое особое место в общегреческом  сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная  каста жрецов, подобная той, которая  существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).

Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и  не превратились в систему строго установленных догм, сковывающих  всякое самостоятельное проявление мысли и творчества, как это  было, например, в средневековом  христианстве. Античная мифология, особенно в пору своего сложения и развития, не сводилась к системе религиозных  представлений. В античных мифах-сказаниях, сложившихся еще в конце доклассового общества, была воплощена в наивно-фантастических и художественно наглядных образах  вся совокупность представлений  греков о действительности.1

Гениальная догадка и  наивное заблуждение, правда и вымысел  здесь тесно переплетались. В  мифологических воззрениях древних  греков содержались зачатки истории  и философии, а не только религии. Мифологический характер мышления во времена перехода от первобытной  общины к классовому обществу определялся  тем, что человек далеко еще не подчинил себе силы природы; законы развития общества тем более не могли быть им научно поняты, поэтому его представления  носили подчас фантастический характер. Но вместе с тем развитие художественной фантАзии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах-олицетворениях способствовали расцвету искусства. Само сознание имело поэтически-образный характер.

Маркс подчеркивает, что  «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» ( К. Маркс, К критике политической экономии, 1953, стр. 225.).

Если эпос, возникший на заре истории греческого общества, в образах богов и народных героев-богатырей давал в непосредственно-наивной  мифологической форме широкую картину  жизни греческого народа и воплощение его идеалов, то в эпоху расцвета города-государства дело обстояло уже  иначе.

Греки в эту пору уже  заложили основу философско-материалистического  объяснения мира. Зарождались точные науки, делались первые шаги по созданию науки исторической. Вера в силу и величие ума и воли человека получала все большее распространение. Но, все изучая и все испытуя согласно законам разума, философ-мудрец мыслил не только в формах логических категорий, но очень часто в форме живых образов, наглядных олицетворений. Так, представление о законе необходимости, господствующем в жизни, формулировалось не в форме точных логических положений, а в образе «все живое бичом голода и любви гонится к корму». Диалектическая идея вечного движения и развития воплощается в образном сравнении «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит Эфесский, фрагмент 91).

Искусство гораздо более  непосредственно, чем наука, было связано  с мифологией. Во-первых, искусство  того времени было связано с миром  народных этических и эстетических представлений. Система же этических  и эстетических взглядов древних  греков воплощалась в значительной мере в известных каждому греку  образах, олицетворениях и сюжетных ситуациях древних мифов. К мифам  и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием, и обращается в первую очередь греческое искусство. Греческие мастера развивали или перерабатывали их в связи с изменением общественных и этических взглядов общества. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку.

Но мифология не только была арсеналом греческого искусства, не только вооружала его рядом  знакомых народу образов и тем, но и являясь его почвой, его образно-поэтической  основой. Поэтически художественный склад  сознания древнего греческого общества развился первоначально в мифах  и в них выразился.

Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства  — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты  мира его чувств, мыслей и поступков  получили наибольшее развитие в Древней  Греции, что и выделило ее мифологию  среди мифологий других народов  древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.

По мере сложения античного  общества космогонические представления  отходили в мифологии на второй план. Антропоморфные же олицетворения сил  природы и общества приобретали  все более конкретно-реальные и  пластически законченные очертания. В образах Аполлона, Афины, Геракла, Тезея находили свое воплощение представления  древних греков о наиболее типических и совершенных качествах общественного  человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств  общественных, побеждающих в героической  борьбе неразумное, звериное, стихийное. Так, миф о Касторе и Полидевке утверждает идею нерушимой силы дружбы-товарищества; мифы о Геракле и Тезее воспевают величие подвигов, совершаемых на благо человечества; миф об Оресте говорит о святости возмездия за совершенное преступление.

Мифологические воззрения  древних греков в своем дальнейшем развитии утверждали в качестве меры высшего совершенства красоту человека. Образам полулюдей-полузверей (кентаврам, сатирам) была отведена подчиненная роль олицетворений низших стихийных сил природы.

В отличие от греческой  мифологии мифология древневосточных  деспотий так и не освободилась от тех причудливо-фантастических форм, которые были связаны с древнейшими  тотемическими представлениями и воплощали силы рода и племени в образах священных животных. Древневосточное общество, в целом враждебное достоинству человека, за редкими исключениями, не ушло в своих мифологических и поэтических представлениях дальше образов, «божественность» которых была неотделима от их полузвериной, чудовищно фантастической, а не светлой человеческой природы.

Греческий же герой Геракл завоевал свое право на включение  в сонм богов именно своей борьбой  против диких сил природы и  победой над ними. Греческие храмы  постоянно украшались изображениями  победоносной борьбы людей — греков, руководимых богом солнца и творчества Аполлоном и богоподобными героями  Тезеем и Перифоем, — с безобразными и свирепыми полузверями-кентаврами.

Поэтому, хотя общественное сознание Древней Греции в своем  развитии в эпоху расцвета и отошло от буквального понимания мифов, определенная мифологическим мышлением  поэтическая сила образов в высокой  мере содействовала жизненной силе и реализму искусства греческой  классики.

Прогрессивная роль греческого реализма в общих чертах может  быть сведена к следующим моментам.

Во-первых, в греческом  искусстве раньше, чем где бы то ни было, была всесторонне раскрыта в художественно совершенных  образах физическая и духовная красота  реального человека.

Во-вторых, в греческом  искусстве основным содержанием  впервые в истории стало реалистически  правдивое отражение основных задач  и противоречий жизни общества. Иногда это отражение жизни давалось непосредственно. Так, например, в драме  Эсхила «Персы» была отражена героическая  борьба греков против персидского нашествия  и решена в духе интересов рабовладельческой  демократии тема патриотизма. Но в большинстве  случаев основные задачи общественной жизни отражались греками все же косвенно — в образах, почерпнутых из мифов и сказаний. Правда, древними греками осознавались вполне отчетливо общественный смысл этих образов и их связь с важнейшими идеями современности( Блестящий пример раскрытия действительного общественного смысла трилогии Эсхила «Орестея» дает Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», М., 1952, стр. 9—10.).

В-третьих, огромным завоеванием  явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего  часто культовый характер. По сравнению  с искусством Древнего Востока это  было большим шагом вперед.

Эстетическое совершенство и реалистическая жизненная сила искусства Древней Греции имели  значение всемирно-исторического прогрессивного переворота в судьбах мировой  художественной культуры.

***

Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и дают яркое представление о жизни  и мировоззрении эпохи, ушедшей  в далекое прошлое. Однако произведения греческого искусства, сохранившиеся  до наших дней, — это лишь ничтожная  часть былого богатства. Произведения ряда крупнейших мастеров Греции не дошли  до нас в подлинниках. Поэтому  восстановление истинной картины развития греческого искусства вызывает необходимость  в сложной работе как по исследованию сохранившихся памятников искусства, так и по изучению всех косвенных сведений, дающих нам представление о художественной жизни Древней Греции.

Основным источником наших  знаний об искусстве Древней Греции являются сохранившиеся памятники. Архитектурные и скульптурные памятники Афин, Пестума или Олимпии дают нам высочайшие образцы художественного творчества греческого народа. Но многие античные статуи, до нас дошедшие, не являются греческими подлинниками. О значительной части памятников мы можем иметь представление лишь по мраморным копиям, выполненным древнеримскими мастерами. В эпоху расцвета Римской империи (1 - 2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями с прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были переплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей своей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно при этом неточным, мы можем судить о ряде шедевров греческой скульптуры.

Греческая живопись в подлинниках  также почти не сохранилась. Большое  значение имеют фрески позднеэллинистического характера (воспроизводящие иногда более ранние образцы), сохранившиеся в раскопанных из-под засыпавшего их пепла и лавы римских городах Помпеях и Геркулануме, а также некоторые фрески, найденные в развалинах древнего Рима, в Болгарии, на юге СССР и в ряде других мест. До некоторой степени представление о монументальной живописи Древней Греции могут дать изображения на греческих вазах. Но греческие вазы, прекрасные по форме и украшенные росписью, удивительной как по своему реализму, так и по тонкому чувству формы сосуда, дошедшие до нас в большом количестве, сами по себе представляют высочайшую художественную ценность.

Информация о работе Искусство Древней Греции