Искусство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:40, доклад

Описание работы

Однако Классицизм во Франции, прежде всего в архитектуре, не был "родным" явлением, его привнесли итальянские художники (см. Фонтенбло стиль, школа; французский Ренессанс). Другой важной особенностью развития искусства во Франции является его аристократический характер. Если культура эпохи Итальянского Возрождения формировалась в обстановке демократического движения городов и коммун за независимость, а художники своим творчеством утверждали свободу личности, то во Франции сам факт существования культуры зависел от объединения общества вокруг короля и кардинала. Французское искусство неразрывно связано с придворной жизнью и идеей абсолютизма королевской власти

Файлы: 1 файл

Французский классицизм.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

Французский классицизм

 

ФРАНЦУ́ЗСКИЙ КЛАССИЦИ́ЗМ — обобщенное название нескольких этапов развития искусства Классицизма во Франции XVI—XIX в. Классицистическая традиция, не ослабевавшая на протяжении нескольких столетий, является главной особенностью французской школы. Поэтому во Франции, несмотря на господство католической идеологии не получил интенсивного развития стиль Барокко. Однако Классицизм во Франции, прежде всего в архитектуре, не был "родным" явлением, его привнесли итальянские художники (см. Фонтенбло стиль, школа; французский Ренессанс). Другой важной особенностью развития искусства во Франции является его аристократический характер. Если культура эпохи Итальянского Возрождения формировалась в обстановке демократического движения городов и коммун за независимость, а художники своим творчеством утверждали свободу личности, то во Франции сам факт существования культуры зависел от объединения общества вокруг короля и кардинала. Французское искусство неразрывно связано с придворной жизнью и идеей абсолютизма королевской власти (см. "Валь-де-Луар"; Генриха II стиль; Генриха III стиль; Генриха IV стиль; Карла VII стиль; Карла VIII стиль; "королевские стили"; Людовика XII стиль). Основы национального архитектурного классицистического стиля заложил Франсуа Мансар (1598—1666). Он возводил отели (частные особняки) с традиционно высокими кровлями (позднее архитектор итальянского Барокко Дж. Л. Бернини, познакомившись с французской архитектурой, счел высокие кровли "варварством"). От фамилии Мансара произошло слово мансарда. Несмотря на дальнейшее усвоение "итальянизмов", в архитектуре Франции XVI—XVII в. сохранялись высокие трубы, круглые башни с коническими шатрами, крытыми черно-серебристым сланцем. Характерным зданием "французского стиля" является дворец Мэзон-Лаффитт близ Парижа, возведенный по проекту Ф. Мансара (рис. 130). Многие "ренессансные" дворцы по традиции именовали "шато" (франц. château — "замок, укрепление"). Светло-охристый известняк и кровли, крытые сланцем, придают архитектуре французского Классицизма своеобразный колорит (итальянские города сверху выглядят красными из-за преобладающего до настоящего времени красного цвета черепицы). Французским изобретением является парадный двор — курдонер, а также композиция "между двором и садом" (франц. hôtel entre cour et jardin) — дом, окруженный с одной стороны парадным двором, а с другой — садом. Кроме того — так называемая французская схема крестово-купольной церкви (см. Во-ле-Виконт; Людовика XIII стиль; "Большой стиль"). Своеобразие парадного и помпезного "Большого стиля" французского искусства второй половины XVII в. заключается в необычном сплаве элементов Классицизма и Барокко (см. Версаль; см. также "спор о древних и новых"). Ненадолго прерванная классицистическая традиция в первой половине XVIII в. (см. Рококо) возобновилась в связи с романтическими тенденциями художественного мышления во второй половине XVIII в. (см. Неоклассицизм). Искусство Классицизма развивалось параллельно с идеями Просвещения, гражданских идеалов, возводимых к эпохе республиканского Рима в изложении Тита Ливия, а позднее возобладали тенденции сентиментализма. Идеологические противоречия этой сложной эпохи отражены в творчестве выдающегося живописца Жака-Луи Давида (1748—1825) (см. "Клятва Горациев"; "Похищение сабинянок"; "Смерть Марата"). Иное течение академического искусства возглавлял Ж.-О.-Д. Энгр (см. источник; "Мадонна с гостией"; одалиска; "Турецкая баня"). Обоим классицистическим течениям противостояли романтики во главе с Э. Делакруа. В начале XIX в. академический французский Классицизм перерождался в стиль Ампир (см. также рекамье). В середине XIX в. элементы Классицизма сохранялись в эклектичном стиле Второго Ампира.

ФРАНЦУЗСКИЙ РЕАЛИЗМ 

 

Понятие «французский реализм» ассоциируется прежде всего с именами Стендаля и Бальзака. «Красное и черное» или «Пармский монастырь», «Отец Горио» или «Утраченные иллюзии» — при всех индивидуальных отличиях творческих почерков их создателей — наиболее полно и ярко выражают суть реалистического направления, воплощают специфику реалистического метода на этой зрелой, классической стадии его развития, причем не только в границах литературы французской. Произведения Бальзака и Стендаля — образцы реализма западноевропейского, реализма мирового.

 

Однако величие Бальзака и Стендаля ни в коей мере не должно заслонять собою картину становления  французского реализма XIX в. в целом.

 

Первым выдающимся французским  реалистом послереволюционной эпохи  был Беранже, знаменитейший, популярнейший  и на родине, и за ее пределами (особенно в демократических кругах России) поэт-песенник. Совершенно естественно, что формирующийся новый реализм, делая первые свои шаги, использовал  такой малый жанр, как песня. Жанр этот не только был созвучен политическим страстям пришедшего в движение общества, развивающегося во Франции от революции  к революции. Его простота, его  незамысловатость способствовали возникновению  и утверждению той новой поэтики, которую нес с собой реализм, порожденный опытом всемирно-исторического  социального переворота.

 

Свой вклад в становление  французского реализма сделал Поль-Луи  Курье (1772—1825) — крупнейший памфлетист эпохи Реставрации. «Острую полемику Вольтера, Бомарше, Поля-Луи Курье, — говорит Фридрих Энгельс, — называли „грубостями шутовской полемики“ их противники — юнкеры, попы, юристы и представители иных кастовых групп, — что́ не помешало этим „грубостям“ быть признанными ныне выдающимися и образцовыми произведениями литературы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 121).

Первый политический памфлет Курье «Петиция двум палатам» был опубликован в 1816 г., за ним  последовали «Письма редактору  „Цензора“» (1819—1820), «Петиция в защиту поселян, которым запрещают танцевать» (1822), «Деревенская газета, составленная Полем-Луи Курье, виноделом» (1823), «Памфлет о памфлетах» (1824) и др.

 

В политической сатире Курье  запечатлены характерные явления  эпохи Реставрации: полицейский  произвол, беззаконие, коснувшееся  и его самого (он находился под  непрерывным полицейским надзором, был под судом), беспощадная цензура, происки реакционного дворянства и  духовенства. «Он сделался зеркалом, — писал о Курье в мае 1870 г. русский журнал «Отечественные записки», — в котором вся тогдашняя  Франция узнавала себя во всех подробностях и во всех мелочах. Но это зеркало  было не аристократическое, оправленное  в резную раззолоченную раму, а  простое зеркало крестьянской избы, совершенно неизящное и незатейливое».

 

Разделяя ненависть  народа к Бурбонам, Курье говорил, по его собственным словам, «от имени двадцати миллионов угнетенных крестьян».

 

Сатира — главное  оружие Курье. Бальзак писал, что  Курье создал «Мениппову сатиру» своего времени. Столь же высокого мнения о Курье был и Стендаль, который видел в нем союзника по литературной борьбе, называл его «великим и оригинальным писателем, возвратившим французскому языку прежнюю простоту». Искусство Курье-памфлетиста способствовало выработке реалистической поэтики во французской литературе. Главной целью памфлетиста было создание «сатирических портретов-типов», «олицетворяющих собой обличаемый в памфлете общественный строй» (А. Г. Потапов). Но по-настоящему памфлет разит тогда, когда конкретные факты превращаются в типические общественные ситуации, а определенные лица — в типические образы эпохи. В памфлетах Курье появляются не только сатирические, но и положительные образы, носители народной точки зрения на жизнь. Эти персонажи близки соответствующим персонажам песен Беранже; роль, принадлежавшая памфлетам Курье в литературном развитии 20-х годов XIX в., во многом аналогична роли песенного творчества Беранже того же периода.

 

Формированию реализма во многом способствовал очерк —  жанр, в 30—40-е годы необычно распространенный во Франции (как, впрочем, и по всей Европе). Очерк, как и песня Беранже, —  жанр малый, и, с точки зрения становления  реализма, ему присущи все те преимущества, которыми обладала песня. Однако очерк  имеет в этом смысле и дополнительные преимущества, так как принадлежит  к жанрам прозаическим, особо созвучным  реализму XIX в., определяющей тенденцией которого был социальный анализ.

 

Уже в памфлетах Курье  наметилось усиление сатирической наполненности  французского очерка. Однако не менее  важным в тот период было и развитие его бытописательской линии. Этот элемент, не являющийся в целом основополагающей чертой реалистической эстетики, а  во второй половине столетия отчасти  даже знаменовавший собою отказ  от большой общественной проблематики, в специфических условиях начала 30-х годов оказался тем не менее новаторским.

 

Быто- и нравоописательный очерк имеет во Франции свою давнюю и богатую традицию. Достаточно указать на такие выдающиеся фигуры XVII, XVIII и начала XIX в., как Лабрюйер, Лесаж, Мерсье, Ретиф де ля Бретонн. В этих писателях не без основания видят не только предшественников почти безымянной массы очеркистов первых десятилетий XIX в., но и учителей Бальзака. Это в первую очередь относится к Ретифу де ля Бретонну и Мерсье. Мерсье писал в своем предисловии к «Картинам Парижа» (1781—1789): «Из своих частных наблюдений я вывел заключение, что человек представляет собой животное, способное подвергаться самым разнообразным и удивительным изменениям... в зависимости от места, обстоятельств и времени».

 

Бальзак развил и гениально  воплотил догадку Мерсье. Однако параллельно с Бальзаком по-своему и на своем художественном уровне этим же занимался и весь французский реалистический очерк 30—40-х годов. Он явился своеобразной массовой школой реализма, его опытным полем.

 

Это прежде всего относится к так называемому «физиологическому» очерку, который, являя собой некий синтез нравоописания, якобы научного подхода и легкой шутливости, более всего приблизился к бальзаковскому методу, ибо тяготел к обобщению действительности, ее типизации. В 1841 г. (т. е. еще до опубликования программного предисловия Бальзака к «Человеческой комедии») один из очеркистов того времени, Жозеф Майнцер, обнаружил стремление к реалистической всеохватности изображения общественного бытия, когда призвал своих коллег «обозреть все 86 департаментов страны, опросить один за другим все

185

 

классы общества от труженика  до праздного вельможи, от рабочего, в поте лица добывающего кусок  черного хлеба, до утопающего в довольстве фабриканта, от пастуха до пэра Франции, подняться по всем ступеням социальной лестницы».

 

Весьма колоритной фигурой  французской литературы первой половины XIX в. был Клод Тилье (1801—1844). За свою недолгую жизнь он сменил несколько профессий: был солдатом, школьным учителем, а с 30-х годов стал писателем. Сначала Тилье выступал в газетах с литературно-критическими и политическими статьями, затем стал один за другим выпускать острые памфлеты, принесшие ему громкую известность и славу наследника Рабле, Монтеня, преемника Курье. Перу писателя принадлежат и четыре небольших романа, из которых пережил своего автора только один — «Мой дядя Бенжамен» (1843).

 

Этапы французского романтизма.

 

Французский романтизм, возникший на родине буржуазной революции  конца XVIII века, был, естественно, более  отчетливо связан с политической борьбой эпохи, чем романтическое  движение других стран. Деятели французского романтизма проявляли разные политические симпатии и примыкали либо к лагерю уходящего в прошлое дворянства, либо к прогрессивным идеям своего времени, но все они не принимали нового буржуазного общества, чутко ощущали его враждебность полноценной человеческой личности и противопоставляли его бездуховной меркантильности идеал красоты и свободы духа, для которого не было места в действительности.

 

Французский романтизм  развивался в первое тридцатилетие XIX века. Первый этап его совпал с  периодом Консульства и Первой империи (приблизительно 1801 —1815 годы); в это  время романтическая эстетика только формировалась, выступили первые писатели нового направления: Шатобриан, Жермена де Сталь, Бенжамен Констан.

 

Второй этап начался  в период Реставрации (1815—1830), когда  рухнула наполеоновская империя  и во Францию, в обозе иностранных  интервентов, вернулись короли династии Бурбонов, родственники свергнутого революцией Людовика XVI. В этот период окончательно складывается романтическая школа, появляются главные эстетические манифесты романтизма и происходит бурный расцвет романтической литературы всех жанров: лирики, исторического романа, драмы, выступают крупнейшие писатели- романтики, такие, как Ламартин, Нерваль, Виньи, Гюго.

 

Третий этап падает на годы Июльской монархии (1830—1848), когда  окончательно утвердилось господство финансовой буржуазии, происходят первые республиканские восстания и  первые выступления рабочих в  Лионе и Париже, распространяются идеи утопического социализма. В это  время перед романтиками: Виктором Гюго, Жорж Санд — встают новые социальные вопросы, как и перед творившими в те же годы великими реалистами, Стендалем  и Бальзаком, и наряду с романтической  поэзией возникает новый жанр романтического, социального романа.


Информация о работе Искусство Франции