Искусство гжели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:09, доклад

Описание работы

В своем докладе я хочу описать народное промысло которое бережно передовалось от отца к сыну, из поколения в поколения передавали мастера секреты своего искусства. Так и до наших дней дошла светлая и чистая красота народного творчества. Недалеко от Москвы раскинулись множество сел и поселков, каждый из которых имеет свое название, но называют их одним именем Гжель. Знаменито оно своим народным промыслом. Веками Гжельские мастера, гончары и художники издавали здесь дивной красоты расписную посуду, она то и есть гжель.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Искусство гжели.
Глава 2. Этапы становления художественного образования в Гжели.
Глава 3. Выдающиеся личности становления художественного образования в Гжели.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Гжель.docx

— 54.38 Кб (Скачать файл)

Введение

В своем докладе я хочу описать народное промысло которое бережно передовалось от отца к сыну, из поколения в поколения передавали мастера секреты своего искусства. Так и до наших дней дошла светлая и чистая красота народного творчества. Недалеко от Москвы раскинулись множество сел и поселков, каждый из которых имеет свое название, но называют их одним именем Гжель. Знаменито оно своим народным промыслом. Веками Гжельские мастера, гончары и художники издавали здесь дивной красоты расписную посуду, она то и есть гжель.

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство гжели

Гжель - это один из крупнейших гончарных промыслов  не только в Московской области, но и во всей России, в котором участвуют  около 30 сел и деревень бывшей Гжельской  волости. Первые упоминания в летописях об этих краях восходят еще ко времени правления Ивана Калиты. Гончарными ремеслами здесь занимались издавна, изготовляли всевозможные тарелки, квасники, игрушки, расписанные керамическими красками. Мастера Гжели постоянно находились в поиске новых форм и технологий производства керамики. Примерно до 14 века в Гжели изготавливали гончарную посуду, а начиная с 17 века начали делать "чернолощеную" керамику, "муравленую" посуду, которая имела свойство не пропускать воду. "Муравленой" называли посуду, покрытую глазурью, обычно коричневой или зеленоватой.

Скорее всего у вас возникнет вопрос что такое чернолощеная керамика, муравленая посуда.

Термин «чернолощеная» стал особенно популярен за последнее время  в связи с ростом интереса к  традиционной керамике, которая знакома  нам по воспоминаниям о бабушкиных крынках и горшочках.

А изначально так называли изделия, которые дымили в опилках для  придания им черного цвета. Собственно, сегодня мы изготавляем наши «черные» горшки все по тому же рецепту: сначала изделие «скручивается» на гончарном круге, затем сохнет, далее обжигается сутки в печи и затем нагревается еще раз в печи и кладется в чан с опилками, закрывается крышкой и «коптиться» там какое-то время. После вынимается и зачищается, «лощится» до блеска.

Глазурованные одноцветные или  многоцветные изразцы с прозрачными  глазурями, применявшиеся  в 16 веке в Твери, Дмитрове, Пскове и Москве. Прозрачную глазурь называли в 17 – 18 веках муравою, а соответствующие изделия – муравлеными; часто эпитет «муравленый» применялся и в более узком значении для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвет травы – муравы. 

 
В 18 веке к Гжели постепенно приходит слава одного из крупнейших районов, который производит художественную майолику. Гжельская майолика украшалась лепной и яркой многоцветной росписью. В живописи, живой и непосредственной, народные мастера воссоздавали сказочные  архитектурные пейзажи, сцены охоты, изображали различных животных, птиц, растительные и геометрические мотивы. Гжельская майолика успешно продавалась  не только на местных рынках и ярмарках, но и охотно раскупалась в Москве, Нижнем Новгороде, Сибири, Средней Азии, на Кавказе. С конца 18 века начался  кризис майоликово производства Гжели, вызванный появлением в стране английского фаянса с тонким белым плотным черепком, декорированным печатными рисунками, который стоил дешево и в больших количествах ввозился в Россию. 
 
В первое десятилетие 19 века в результате длительных экспериментальных работ с глиной по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс", роспись по которому выполнялась синей смальтовой краской. "Полуфаянс" явился как бы переходным материалом от майолики к тонкому фаянсу. Он возник в Гжели как подражание английскому фаянсу, но уступал ему в технических свойствах. 1820-1830 годы были плодотворными для гжельской керамики. В это время был освоен выпуск изделий из тонкого фаянса и фарфора. Это уже являлось признаком высочайшего мастерства. Вскоре гжельские изделия становятся лучшими на всей территории России. Они получают широчайшее распространение не только по всей территории страны, но и вывозятся в Среднюю Азию, и даже в страны Ближнего Востока. Причем учитывая национальные местные вкусы и обычаи, гжельские умельцы выпускают чайники, различные пиалы и другую восточную посуду, имеющую характерную для тех мест окраску и орнамент. 
 
Посуда из Гжели была широко представлена и в русских трактирах. В период расцвета гжельского производства активно работало более тридцати фабрик. В конце 19 века гжельское искусство приходит в упадок, спрос на продукцию падает, остается работать лишь несколько наиболее крупных фабрик. После окончания гражданской войны потихоньку гжельский промысел вновь стал набирать обороты, стали открываться новые артели. Подлинное же возрождение искусства Гжели началось лишь по окончании Великой Отечественной войны. Современный гжельский фарфор, возрожденный известным советским ученым Салтыковым и художницей Бессарабовой, продолжал традиции гжельского искусства. С этого момента техника Гжели претерпела кардинальные изменения, стали использоваться уже новые керамические краски (высокотемпературный подглазурный кобальт), и в итоге появилась та самая Гжель, которую легко узнают во всем мире. 
 
Причина популярности фарфора Гжели в его декоративности, рукотворности, затейливости и фантазии сувенирных изделий, широте образов мелкой пластики, в его жизнеутверждающем характере. Работы гжельских мастеров покоряют своей особой образностью, их отличает оригинальное решение формы изделий, великолепное мастерство росписи. Лучшие традиции прошлых лет нашли свое отражение и в современном неподражаемом искусстве Гжели.

 

 

Этапы становления  художественного образования в  Гжели 

- 1901 -1931 от рисовального  класса в Речицком школьном районе к техникуму  
Становление художественного образования в Гжели прошло вековую историю от открытия рисовального класса в Речицком школьном районе в 1901 году до Гжельского художественно-промышленного института созданного в результате реорганизации колледжа по распоряжению Правительства Российской Федерации в 2002 году. У истоков становления художественного образования в Гжели стояли выдающиеся личности:

СТРОГАНОВ Сергей Григорьевич

- граф, государственный деятель,  коллекционер, меценат, участник  Отечественной войны 1812 года, попечитель  Московского учебного округа, выступающий  за развитие национального искусства.  В 1825 году на собственные стредства открыл в Москве школу технического рисования, с целью подготовки художников, которые были бы связующим звеном между художественными ремеслами с их традиционной схемой передачи творческого мастерства "от отца к сыну" и новыми требованиями быстро развивающейся национальной промышленности.


 

ГЛОБА Николай  Васильевич

– камергер двора Е.И.В., действительный статский советник, член Совета Министерства торговли и промышленности, директор Строгановского художественно-промышленного  училища, по инициативе которого и был  открыт рисовальный класс в Речицком школьном районе.


Все они решали одну задачу: дать художественно-техническое образование  молодым людям. Обучаться этому  в Речицах 1901 г. стало 13 человек, шесть из которых занимались рисованием, остальные были допущены к композиции гончарной посуды.  
 
«Посещали классы крестьяне с. Речицы в возрасте от 10 лет, 18-20 человек, преимущественно девочки, потому что распиской посуды занимаются женщины… Рисование велось применительно к фарфору и фаянсу. Работы учеников, представленные на рождественский экзамен, были отмечены преподавателями Строгановского училища, денежными наградами и удостоены похвалы педагогического совета. Дети обучались бесплатно, получали стипендию, бесплатное питание и одежду.  
1918 г. - мастерские реорганизуются в профшколу ИЗО Наркомпроса по адресу: ст. Гжель Московско-Казанской ж.д., Московской губернии, Бронницкого уезда, д. Новохаритоново

«Значение Гжельского района для керамической промышленности общеизвестно и вполне понятно почему Комиссариат по просвещению, признавая государственное значение для Республики этого очага керамического производства решил устроить здесь Государственные художественно-промышленные мастерские (из докладной инструктора Наркомпросса в отдел профессионального образования»

1924 г. - профшкола реорганизована в учебную мастерскую, а в 1926 г. - в Школу Кустарного Ученичества, которая находилась в с. Ново-Харитоново, в кустарном районе, производящем декоративную майолику и терракотовые игрушки из местного сырья, имела следующие отделения: фарфорово-фаянсовое, майолико-декоративное, майолико-строительное. В процессе обучения учащиеся всех групп выполняют заказы, ассортимент которых весьма разнообразен (до 60-ти видов. Качество выпускаемого изделия приличное, успешно конкурирует с изделиями артелей и кустарей.

БАБОХИН Антон Петрович

   

- уроженец с.Речицы., 1926-1927 годах учился в Гжельских керамических мастерских, затем в Строгановском училище. Участник Великой Отечественной войны, всю жизнь посвятил развитию керамического производства Гжели. Любовь к родному краю, трепетное отношение и преданность к уникальному промыслу передал своим детям.


 

Содержание

Введение.

Глава 1. Искусство гжели.

Глава 2.  Этапы становления художественного образования в Гжели.

Глава 3. Выдающиеся личности становления художественного образования в   Гжели.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Искусство гжели