Искусство эпохи Возрождения. Преодоление мистицизма и условности средневекового искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 14:22, контрольная работа

Описание работы

XIV – XVI века… Начало заката средневековья… Эпоха Великих
географических открытий… Эпоха бурного развития науки… Эпоха расцвета искусств и становления высших общечеловеческих идеалов…
В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486 г.
экспедиция Бартоломео Диаса обогнула Африканский континент с юга, пройдя мыс Доброй Надежды.

Содержание работы

1. Введение
2. Искусство эпохи Возрождения
3. Заключение
4. Приложение А – Д. Чернобаев. Сто дорог. Очерк итальянского Возрождения.
5. Приложение Б – Стол и меню эпохи Возрождения.
6. Приложение В – Искусство застолья эпохи Возрождения.

Файлы: 1 файл

история искусств.docx

— 51.13 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт  искусств

Кафедра теории и истории  искусств и художественного мастерства

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Всеобщая история искусств»

 

                                                  Тема

 

Искусство эпохи  Возрождения. Преодоление мистицизма и условности средневекового искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр.  ФСБ                                                                                                                      П.П.Петров

 

 

Проверил:

канд. соц. наук,  доцент                                                                                                       Н. А. Фатеева

 

\

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание.

 

 

1. Введение

2. Искусство эпохи Возрождения

3. Заключение

4. Приложение А – Д. Чернобаев. Сто дорог. Очерк итальянского Возрождения.

5. Приложение Б – Стол и меню эпохи Возрождения.

6. Приложение В – Искусство застолья эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    XIV  – XVI  века… Начало   заката   средневековья…   Эпоха   Великих

географических  открытий…  Эпоха  бурного  развития  науки…  Эпоха  расцвета искусств и становления высших общечеловеческих идеалов…

 В 1456 году португальские корабли достигли Зеленого мыса, а в 1486  г.

экспедиция Бартоломео Диаса обогнула Африканский континент с юга,  пройдя мыс Доброй Надежды. Осваивая  побережье  Африки,  португальцы   одновременно посылали корабли в открытый океан, на запад и  юго-запад.  В  результате  на картах появились неизвестные раньше Азорские острова и  острова  Мадейра.  В 1492  г.  свершилось  великое событие -   Христофор   Колумб   (итальянец, перебравшийся в Испанию) в поисках пути в Индию пересек Атлантический  океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку.  В  1498

г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку,  успешно привел свои корабли к берегам Индии. С  XVI   в.  европейцы  проникают  в  Китай  и Японию, о которых раньше имели лишь самое смутное представление. С  1510  г. началось завоевание Америки.

И, наконец, португалец Ф. Магеллан (1519-1522), совершив ошеломляющее,

дерзкое,   невозможное   кругосветное   путешествие,    сокрушил    извечное

представление о форме  земли,  разрушил  плоскостное  мироздание  и  подарил человечеству Землю в форме шара!

Границы мира раздвинулись. Торговые пути теперь пролегли через  океаны,

связывая  между  собой  континенты.  Так  благодаря  Великим  географическим открытиям началась первая фаза создания глобальной цивилизации. В разрушении средневекового мира огромная  роль  принадлежит  развитию научной мысли Европы, достижениям в технике  и  естественных  науках.  Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та  эпоха,  одно  занимает особое место по своему  воздействию  на  умы  людей.  Это  гелиоцентрическая теория польского ученого Николая Коперника (1473-1543), которая  дала  новое видение Вселенной и новое понимание места в ней  Земли  и  человека.  Раньше центром  мира  считалась  неподвижная  Земля  с  обращающимися  вокруг   нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась - Земля превратилась в  ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала  пугающе  сложной.

Идею Коперника подтвердили  его  последователи  -  итальянский  мыслитель  и астроном Джордано Бруно (1548-1600), физик Галилео Галилей (1564-1642). Огромное влияние естествознание оказало на философию:  новая  картина мира требовала философского  осмысления.  Для  многих  ученых  успехи  науки являлись  подтверждением  безграничных  возможностей  человека.  Французский математик и физик Рене Декарт (1596-1650) создал новую картину мироздания  и вывел законы, которые им  управляют.  При  этом  он  основывался  на  данных естественных наук, вводя их в  философию.  Мир  представлялся  ему  огромным механизмом, движение которого определено Богом -  “великим  геометром”,  как называл его Декарт. Английский ученый и политик Ф. Бэкон (1561-1626)  в  своем  знаменитом труде  “Новый  Органон”  доказывал,  что  окружающий  мир,  природу  следует изучать, доверяя только опыту, научному  эксперименту.  Ему  же  принадлежит идея, которой суждено было сыграть ключевую роль  в  интеллектуальной  жизни XVIII в., о том, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения.

Вот так неожиданно для  себя в XIV веке в Италии, а в других странах  в

XV веке Европа рванулась ввысь из мрака средневековья и сделала первый  шаг во Вселенную, а с позиции сознания  она  сделала  первый  шаг  во  Вселенную Разума. Так наступила эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса.

 

 

 

 

Искусство эпохи Возрождения.

 

 

Искусство средневековой  Европы, как  губка,  жадно  впитывало  в  себя

живительную влагу перемен, происходивших в просыпающейся Европе.  Нужен был лишь небольшой толчок,  чтобы  рассыпались  в  прах  казавшиеся  незыблемыми догмы и идеалы. И такой толчок не заставил себя  долго  ждать.  Хотя  вернее это было бы назвать землетрясением. Очень образно написал  об  этом  периоде Денис Чернобаев: " В череде прошедших веков многострадальная  земля Италии, обильно  политая  потом  и  кровью в  трудах  и  войнах,  неожиданно  стала одаривать человека  удивительными  плодами,  не  имеющими  ничего  общего  с трудом земледельца. Крестьянские мотыги и плуги,  издавая  звон,  натыкались на сотворенные из  камня  человеческие  фигуры  и  остатки  белых  мраморных скульптур. Извлекая их из земли на свет Божий, открыватели ушедшего  времени

невольно восхищались  жизненной силой, гармонией  и  беззащитностью  творений ваятелей.  Увы,  прочный  природный  материал  не  выдержал  всеразрушающего напора  вандализма.  Новой  цивилизации  предстояло  воскреснуть  на  грудах обломков". Наверное, именно в это время Европа осознала  себя  в едином, непрерывном,  всесвязующем  временном потоке,  в который и поспешила   с радостью окунуться.

Да, искусство Возрождения  было порождено волшебной, животворящей  силой образцов античной культуры. Но вместе с тем, у культуры Возрождения  были  и средневековые корни - светские традиции городской  ,  народной  ,  рыцарской культуры .

Идейной  основой  искусства  Возрождения  стал   гуманизм   –   учение,

основанное на признании  "ценности  человека  как  личности,  его  права  на

свободное  развитие  и  проявление  своих  способностей,  утверждение  блага человека,  как  критерия  оценки   общественных   отношений".  

 

Церковный

аскетизм зашатался под  напором  новых  моральных  ценностей,  обращенных  к радостям мирской жизни. Вершиной ценностного Олимпа  стали  семья,  уважение сограждан, слава в памяти  потомков.  Да,  свою  основную  задачу гуманисты первоначально видели  в  возрождении  идеалов античной  культуры (отсюда, собственно и произошло название  –  Возрождение,  впервые это термин встречается у итальянского живописца и историка искусства Вазари в  середине 16 века). Но доминантой ренессансного гуманизма стала идея  Человека,  чьевысокое достоинство определялось не знатностью  происхождения,  не  званиямиили  богатством,  но  только  личной  доблестью,  благородством в делах и помышлениях.

Ранние гуманисты: поэт философ  Ф. Петрарка  (1304(1374),  писатель  Дж.

Боккаччо (1313-1375) (хотели  создать  прекрасную  человеческую  личность, свободную от предрассудков средневековья, и поэтому, прежде всего,  пытались изменить систему  образования:  ввести  в  нее  гуманитарные  науки,  сделав акцент на изучении античной  литературы  и  философии.  При этом  гуманисты отнюдь не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь  и  ее  служители были  объектами  насмешек.  Скорее,  они  стремились  совместить  две  шкалы ценностей. В своей “Исповеди” Петрарка писал, что аскетическая мораль христианства очищает душу,  но  не  менее  важно  и  осознание  ценности  земного  бытия, унаследованное от греков и римлян. Таким образом, устранялось  средневековое противопоставление плоти и духа. Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг  друга  в культуре Возрождения, их сочетание рождало  идеалы  гармонии  и  равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить  строки  одного  из  величайших  деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Любовь возвышенна, когда  в союзе двух

Пред высотой души она  благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто  избран ею.

Дарят покой и прогоняют  страх

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах

Любовь и дух в прекрасном равновесье.

Изменилось само пространство  вокруг  человека.  В  архитектуре  стали

преобладать светские сооружения –  общественные  здания,  дворцы,  городские дома, Используя ордерное  (колоннадное)  членение  стены,  арочные  галереи, колоннады,  своды,  купола  архитекторы  (Брунеллески,  Альберти,  Браманте, Палладио  в Италии,  Леско,  Делорм  во  Франции)придали  своим  постройкам величественность в сочетании  с  легкостью,  гармоничность  и  соразмерность человеку (в отличие от готики, которая человека подавляла). Художники стали видеть мир  иначе:  плоскостные,  как  бы  бестелесные изображения   средневекового   искусства   уступили    место    трехмерному, рельефному,  выпуклому  пространству,  в  котором  причудливая  дымка  света играет с невесомой  прозрачностью  тени.  Донателло,  Мазаччо,  Пьеро  делла Франческа, Мантенья,  Леонардо  да  Винчи,  Рафаэль,  Микеланджело,  Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Ян ван  Эйк,  Рогир  ван  дер Вейден,  Питер Брейгель, Иероним Босх в Нидерландах, Дюрер, Нитхардт, Хольбейн в Германии,

Фуке, Гужон,  Клуэ  во  Франции последовательно овладевали  художественным отражением   всего   богатства   действительности   –   передачей    объема, пространства,  света,  изображением  человеческой  фигуры   (в   том   числе обнаженной) и реальной среды  –  интерьера,  пейзажа,  всего,  что  окружало человека  и  составляло  часть  его  бытия.  воспевали   своим   творчеством совершенную личность, в которой  физическая  и  духовная  красота  сливаются воедино в  соответствии  с  требованиями  античной  эстетики.  Да,  источник вдохновения для них был в античной культуре.  Но  в  их  творчестве,  как  в правдивом зеркале, отражался окружающий мир. 

А  ведь  эпоха  Возрождения  –это еще и эпоха войн,  моровых  эпидемий  (чума,  оспа),  все  еще  стойкого церковного мракобесия, когда на кострах инквизиции заживо сжигали  людей,  а народ, распаленный  страстными  призывами  монаха-доминиканца  Савонарола  к уничтожению произведений гуманистов, сжигал на аналогичных кострах  творения Петрарки, Леонардо да Винчи  и  многих,  многих  других.  На  костре  сожгли Джордано Бруно, Галилея заставили отречься от своих убеждений… Вот  почему так мрачны краски на полотнах Гольбейна. Вот почему так  трагически  страшен Дюрер, изобразивший гибель человечества в  серии  гравюр  "Апокалипсис"  (15шт. - иллюстрации к откровению Иоанна-Богослова). Наибольшая  известность - лист "Четыре всадника",  символизирующий  страшные  бедствия  людей:  война, голод, неправедный суд и смерть. Их кони топчут всех  на  своем  пути,  даже короля и священника. Вот почему с полотен нидерландского художника  Иеронима Босх на нас смотрят фантастические чудовища.

Человек  Возрождения   -  он  наивно  радовался  живой   чувственности

античности, стремился понять окружающий мир и себя в этом мире,   и,  вместе с тем, боялся еще до  конца  заглянуть  в  бездонную  пропасть  своей  души. Французский  поэт  XV  в.  Франсуа Вийон так  выражал  мысль  о  неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся  мухи.

Я знаю смерть, что рыщет  все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Человек с его земными  страстями и желаниями появился  и  в  литературе.

Запретная  прежде  тема  плотской  любви,  ее   натуралистические   описания

получили право на существование. Однако  плотское  не  подавляло  духовного.

Как и философы, писатели старались создать  гармонию  двух  начал,  или,  по крайней мере, их уравновесить.

 

В знаменитом  “Декамероне”  Боккаччо  озорные фривольные новеллы о сластолюбцах чередуются с трагическими  рассказами  о безответной или  самоотверженной  любви.  В  сонетах  Петрарки,  посвященных прекрасной Лауре, небесной любви приданы земные черты, но и  земные  чувства

возвышены до небесной гармонии. Литература Возрождения создала такие памятники  непреходящей  ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль"  Рабле,  драмы Шекспира,  роман  "Дон  Кихот" Сервантеса  и  многие  другие,  органично  соединившие  в  себе  интерес   к античности с обращением к народной культуре, пафос комического  с  трагизмом бытия. Сонеты Петрарки, новеллы Бокаччо, героические поэмы  Ариосто,  Тассо, сатирический трактат Эразма Роттердамского  "Похвала  глупости"…  Написанные разными авторами, окрашенные многоцветьем национального колорита,  каждое  в своей  форме  и  по-своему  –  они  воплощали   в   себе   идеалы   и   идеи возрожденческого гуманизма.

Информация о работе Искусство эпохи Возрождения. Преодоление мистицизма и условности средневекового искусства