Искусство Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:28, реферат

Описание работы

Заключительным актом величайшего действия в истории человечества явилось два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизации).
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, возникновение школы, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан.
Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от “варварства" к цивилизации.

Содержание работы

Введение
1. Образование государства и его социальное устройство
2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура
3. Особенности мировоззрения: культы и верования
4. Письменность, литература и мифология
5. Технические достижения, строительство и архитектура
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Искуство месопотамии.docx

— 33.18 Кб (Скачать файл)

Реферат  
на тему: 
Искусство Месопотамии 
 
 
Содержание 
  Введение  
1. Образование государства и его социальное устройство  
2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура  
3. Особенности мировоззрения: культы и верования  
4. Письменность, литература и мифология  
5. Технические достижения, строительство и архитектура  
Заключение  
Список литературы  
 

Введение

Заключительным актом величайшего  действия в истории человечества явилось два крупнейших нововведения: социально-политическое (государство) и социокультурное (цивилизации). 
Признаками наступления цивилизации служат города, письменность, социальные нормы и этикет поведения, возникновение школы, распространение грамотности в различных слоях населения и санитарии в повседневном быту горожан. 
Таким образом, следующий за палеолитическим искусством этап развития мировой культуры связан с переходом от “варварства" к цивилизации. 
Под цивилизацией в данном случае будем понимать не только включенность каждого индивида в активную гражданскую жизнь своего общества или сообщества, но также более комфортную социальную и бытовую жизнь горожан, активно приобщающихся к культурным благам. 
Можно говорить о том, что цивилизациями становятся только высокоразвитые культуры. С возникновением первых развитых культур начинается история человечества. В отличии от ранее существовавших земледельческих культур, первые центры цивилизаций появляются на берегах рек. 
Одной из таких цивилизаций является Месопотамия (Двуречье). Долгое время считалось, что библейские легенды - порождение человеческой фантазии, поскольку в Междуречье не сохранились никаких следов блестящей цивилизации: ни храмов, ни дворцов, ни статуй, ни башен, ни надгробий. Только XIX веке археологам удалось найти остатки великой культуры древности, которые подтвердили многие легенды. 
 

1. Образование государства  и его социальное устройство

Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек  Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной  культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской. Культурная история  Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств, связанных лишь культурной преемственностью. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине, Сиро-Финикия и Палестина на западе на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском Нагорье - эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры. 
Обращает на себя внимание разнородность народов и в этом контексте разнородность и многоликость культуры этого региона. Шумеры, аккадцы, арамейцы, арабы, ассирийцы, хетты, персы, греки - вот далеко не полный перечень населения Двуречья. 
Равно как и народонаселение. История этой области между двумя реками была очень пестрой. Однако все возрастающее количество археологических находок позволяет расширить и уточнить наши знания об этой эпохе. В этой связи проблема хронологии становится из важных проблем ее истории и культуры. 
Согласно современным хронологическим исследованиям, лишь с середины II тысячелетия до н.э. можно опереться на более точное датирование, а о хронологии периода до 2500 г. можно говорить лишь в очень приблизительных чертах. 
первая половина IV тысячелетия - культура Эриду. 
вторая половина IV тысячелетия - культура Эль-Обейда. 
3000-2800 гг. до н.э. - культура Урука. 
2600-2400 гг. до н.э. - досаргоновское время. 
2350-2150 гг. до н.э. - аккадское время (династия Саргонов). 
1950-1700 гг. до н.э. - период соперничества городов-государств. 
1850-1530 гг. до н.э. - период 1-й вавилонской династии (Хаммурапи). 
1380-1080 гг. до н.э. - среднеассирийское время. 
1128-1105 гг. до н.э. - Вавилон (Навуходоносор I). 
909-605 гг. до н.э. - новоассирийское время. 
625-539 гг. до н.э. - нововавилонское время. 
539 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами. 
Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, их обслуживание, поддержание и усовершенствование - все это было не под силу не только одному человеку, но даже и семье. Это приводило к образованию общин. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытной строе, представляла собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединила необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе. Постепенно создавался организационный аппарат, сосредоточивший в своих руках заботу о правильном использовании системы орошения, большое количество средств производства и определенные знания, т.е. образовался ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью. Как только одна из областей начинала использовать воду соседа, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных объединений, охватывающих обширную территорию долины Тигра и Евфрата. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Община же постепенно превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы. 
Во главе общества в Двуречье стоял царь, постепенно превратившийся в “царя царей", в деспота, высшего правителя, законодателя, судью и военачальника. Жрецы и родовая аристократия представляли высший социальный слой. К этому же классу принадлежали владельцы крупных недвижимостей, торговцы, ремесленники и представители таких профессий, как строители, врачи, ветеринары, дворцовые и храмовые служители. К свободным гражданам относились “мушкенум", чья личная свобода напрямую была связана с их экономической зависимостью, ибо они были “прикреплены” к землям храмов и дворцов, которые обрабатывали. Бедность и задолженность могла превратить их в рабов, ряды которых пополнялись и военнопленными: цари Двуречья вели победоносные войны. 
Накопление средств производства в одних руках порождало имущественное неравенство, приведшее к образованию внутри общины родовой аристократии, верхушки, которая составляла совет старейшин. Постепенно сформировался государственный аппарат. Представитель государственной власти был первоначально также главой храмового жречества. Это свидетельствует о важной роли древнейших храмов в экономической и культурной жизни того времени и объясняется в первую очередь их экономическим могуществом, наличием у них крупной недвижимости, которую им удалось сосредоточить в своих руках из получаемых жертвоприношений, даров, а также путем покупки. Площадь храмовой земли была порой весьма значительной. Для управления этим имуществом был необходим разветвленный административный аппарат, в котором различался целый ряд категорий храмовых должностных лиц, а также значительное число храмовых работников. 
Крупное недвижимое имущество, которое принадлежало храмам, превратило их в важную экономическую и политическую силу. Это отражалось и на положении высшего представительства храма, власть которого распространялась на район возглавляемого им храма, позже присвоившего себе титул “царя земли". Царь прямо вмешивался в общинное устройство, подчинив себе родовых вождей и сделав их рядовыми чиновниками. 
Общественная, экономическая и культурная жизнь сосредотачивалась главным образом в городах, расположенных вдоль обеих рек. Основанию и росту поселений на территории, отделенной от главных водных артерий, способствовала густая сеть каналов. 
Выгодное географическое положение между реками позволило развивать торговые связи, превратившие Двуречье в один из важнейших перекрестков Древнего Востока. 
Здесь прокатывались нашествия хеттов, филистимлян, ассирийцев, персов. Разрушались дворцы, храмы, города. Море слез и крови пролилось по этой земле, на которой археологи не нашли ни сокровищ искусства, ни архивов, только руины и горы мусора - Иерихон, Самария, Бет-Цур, Бет-Эл…Но остался нам с древнейших времен уникальный памятник культуры - великая Книга - Библия, повествующая и об истории древнего народа, ужасных войнах, поражающая то жестокостью, то высоким гуманизмом, выстраданной мудростью, любовью и благородством. Многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели древних стран упоминаются в Библии, что привлекало к культуре Древнего Двуречья внимание ученых.

2. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура

Предыстория Двуречья датируется серединой VII тысячелетия до н.э. На протяжении трех тысячелетий происходили огромные общественные перемены, в процессе которых собиратели пищи поднялись до уровня ее производителей, т.е. до неолитической революции. Дальнейшее развитие предысторической месопотамской культуры переносит нас уже в VI тысячелетие. 
В IV тысячелетии до н.э. в южную часть Двуречья приходят шумеры - народ загадочный по происхождению и языку, чью прародину историки разыскивают и поныне. Именно шумеры закладывают основы всей последующей цивилизации Двуречья. По выражению С.Н. Крамера, “история начинается в Шумере”, ибо там на смену первобытной культуре пришла письменная культура городского типа. 
Именно в IV тысячелетии в Двуречье произошли великие общественные преобразования, которые влекло за собой первое общественное разделение труда. Скотоводство, земледелие и строительство ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, колодцев, водоподъемных устройств и плотин) требовало организационного сотрудничества больших групп людей. Так сельская община пришла на смену родовой. Неустанное расширение производства привело ко второму этапу общественного разделения труда - к отделению ремесла от сельского хозяйства. С подъемом сельскохозяйственного производства развивается ремесло и специализация ремесленников по отдельным отраслям производства: гончарное дело, металлургия, строительство, ткачество и т.п. 
Древнейшая история этой области запечатлена в шумерских легендах и эпосе, в которых встречаются сведения о золотом веке, когда люди жили счастливо, не зная страха и войн, приводится “список царей", легендарных правителей, очередность их правления. Шумерам приписывают изобретение письменности - клинописи.  
Шумеры приносят с собой в Переднюю Азию не только письменность, но и религиозные представления, в которых нашли отражения миропредставления и те явления природы, сущность и действие которых они не могли объяснить. 
 

3. Особенности мировоззрения:  культы и верования

В письменных источниках были найдены  свидетельства последних отголосков древнего первобытного общества, и  на пороге собственно исторической эпохи  развитие производительных сил уже  вело к постепенному его разложению, а затем к угасанию. Общество, о котором рассказывают письменные источники, это уже классовое  общество со сложившейся социальной иерархией, типичной для культуры восточного типа. 
Самым древним культом был культ вечно плодоносящей и рождающей силы, которую олицетворяла богиня-матерь. К культу богини-матери присоединился культ подчиненного ей бога-мужчины, божества благородия. Корни этого культа таятся в древних шумерских обрядах. Тесная связь населения Двуречья с природой формировала, таким образом, его представления о мире богов, в которых заметно много пережитков анимизма. 
Первое место в шумерском пантеоне занимала триада следующих богов: Ан - бог неба, Энлиль - бог земли, Энке - бог воды. Четвертое место занимала богиня Нинхурсаг, “мать всего живого". Существовали также боги земные, подземные и надземные. В шумерском мифе о сотворении мира бог Ан упоминается вместе со своей женой Ки (Земля). Позднее ее место заняла Инанна, любимица бога Анна. Сыном Энлиля считался бог Луны Нанна, покровитель пастухов. Со своей супругой Нингаль он родил сына - бога Солнца - Уту. В аккадском варианте эти боги имели имена: Инанна - Иштар, Нанна - Син, Уту - Шамаш. 
Постепенно важное место среди богов занял бог Мардук, первенец бога Эа и богини Дамкины. Он взял на себя роль своего отца в области мудрости и заботы о людях. В вавилонском пантеоне Мардук занял первое место. Другим богом, созданным политическими условиями, был местный этнический бог Ассирии Ашшур, который в ассирийском пантеоне занял место “царя всех богов". Астральный характер шумерских и аккадских богов проявлялся довольно ярко, так как каждый из них отождествлялся с каким-либо из небесных тел. 
Наряду с культом богов было распространено и почитание демонов добра и зла. Самыми страшными были представители “Злой семерки", им противопоставлялись “Семь мудрецов” - полезных и добрых демонов. Демонов изображали полулюдьми, полуживотными, добрых - в виде окрыленных пятиногих быков с человеческими головами или в виде людей с птичьей головой и крыльями. 
Центром религиозной жизни был храм, который является крупнейшим зданием в каждом поселении. Ядром храма был жертвенный алтарь, святилище. Храм вместе с дворцом был единым центром политической, экономической и религиозной власти, распространявшейся на весь городской округ. 
Множество источников упоминает о культуре городов, являющихся важными центрами общественной жизни Шумера. Ур, Лагаш, Урук были богатыми торговыми и культурными центрами. Население Двуречья приписывало происхождение ремесел богу вод и мудрости Эа. Его почитали как покровителя гончаров, кузнецов, строителей, кораблестроителей, ткачей, вязальщиков, сапожников, чеканщиков. Бог Эа научил людей не только основам письма, наук и искусства, но и возведению городов, храмов, обработке земли, изготовлению орудий труда и необходимого в быту инвентаря.

4. Письменность, литература  и мифология

Изобретение письма было эпохальной вехой. В области Передней Азии всех, уже во второй половине IV тысячелетия, им начали пользоваться шумеры. Неизвестно, где возникла письменность: на исконной родине или на территории Двуречья, но первоначально она была чисто пиктографическая, а позже - в виде древнейших клинописных знаков. 
В середине II тысячелетия до н.э. Вавилон был разрушен иранскими племенами касситов. В XII в. Вавилон подчиняет себе северная Ассирия, ставшая наряду с Египтом “сверхдержавой” древности. Столица Ассирии - Ниневия - была символом величия и падения, страшных злодеяний и справедливого возмездия. Этот город стал известен благодаря раскопкам: была найдена библиотека правителя Ниневии - царя Ашшурбанопала, содержащая около 30 тыс. глиняных табличек с клинописью. Эта находка оказалась своего рода ключом ко всей ассиро-вавилонской культуре. В библиотеке представлены все знания, наука того времени, собраны царские указы и законы, исторические заметки, литературные памятники. Среди них - один из величайших эпосов древнего мира - “Песнь о Гильгамеше, или Поэма об увидевшем все”. 
Двуречье - родина литературных произведений, которые сегодня с полным правом относят к выдающимся памятникам мировой литературы. Характерной особенностью литературных произведений Двуречья является их анонимность. В библиотеках сохранились литературные произведения различных жанров: эпос, гимны, сказания, плачи (жалобные песнопения), дидактические и философские сочинения. 
Из месопотамских мифов прежде всего заслуживает внимания миф о сотворении мира, имевший как шумерский, так и аккадский варианты. Главную роль творца в шумерском варианте играл бог Энлиль, в аккадском - бог Мардук. По этому мифу можно познакомиться с древнейшими космогоническими представлениями населения Двуречья. В мифе также объясняется причина создания человека и его назначение - “служить богам". Сочинение о сотворении мира стало прообразом библейских легенд, в том числе легенды о всемирном потопе. Литература Двуречья ярко отражает экономическую среду и общественные отношения, в которых она развивалась. 
 

5. Технические достижения, строительство и архитектура

Глина была одним из важнейших видов  сырья. Согласно шумерской легенде, боги сделали из глины человека. Она сыграла известную роль в  развитии культуры Древнего Двуречья, так как служила главным образом материалом для письма. Своими знаниями истории Двуречья и его соседей мы обязаны в первую очередь глиняной табличке. Таблички разных размеров несут на себе многочисленную информацию о различных сторонах культурной жизни Двуречья. 
Строительная деятельность в Двуречье началась очень рано. Первые строения, которые должны были защищать от непогоды, солнца и служить жилищем, были из тростника. Каркас выполнялся из пучков тростниковых стеблей и покрывался циновками. Позже при строительстве стали использовать глину, смешанную с соломой. Так возникли первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи. Их сушили на солнце и обжигали в печах, так что по прочности они не уступали камню. Уже во II тысячелетии для облицовки зданий использовали глазурованный кирпич, цветной или украшенный рельефами. Кирпичи сначала подвергались легкому обжигу, затем из стекловидного волокна на них наносились контуры орнамента и каждая часть заливалась эмалевой краской. После этого кирпич снова обжигали. 
Глина широко использовалась и в гончарном деле. Керамика получает развитие со времени оседлости. Сосуды разных форм украшались геометрическими мотивами: волнистыми линиями, штрихами, точками, прямоугольниками. Эти знаки помимо декоративной выполняли еще и коммуникативную функцию: заменяли письмо. Гончаров в Двуречье был еще и скульптором: первые статуэтки “Великой Матери богов" были выполнены, по наблюдению археологов, гончарами. Значительно увеличило производительность труда изобретение форм из обожженной глины, позволившее отливать изделия по шаблонам, сериями. Тематика глиняных изделий была широка: от шумерских фигурок богов до ассирийских крылатых гениев-покровителей с головами коршунов, бородатых воинов, мужчин-рабов и т.п. 
Сравнительно рано было известно производство стекла. Наставления о способе его изготовления относятся уже к XVIII в. до н.э. 
И тростник, и глина служили человеку от колыбели до могилы: новорожденным одевали на шею глиняные амулеты - обереги, а умерших хоронили на циновках и сооружали из глины гробницы. Тростник использовали и при строительстве, и в быту, делая из него множество плетеных вещей: корзины, ящики, шкатулки, миски, обмазанные глиной, колыбели, сиденья и лежанки, обтянутые кожей. Из тростника делались даже веревки. 
Дерево ценилось чрезвычайно дорого в силу своей дефицитности. О деревянных дверях упоминается в особых случаях, в договорах о купле-продаже дома, или в описях приданого. Обычно двери в домах заменялись циновками. 
Сельские домики и хижины из тростника и глины можно назвать постройками, но говорить об архитектуре в известном смысле можно лишь в связи со строительством домов горожан. 
В зодчестве Двуречья ярко отражались классовый антагонизм и значительные имущественные различия между отдельными слоями господствующего класса. В целом можно сказать лишь о наиболее характерных внешних чертах месопотамского зодчества. Для его технических возможностей определяющим был тот факт, что основным строительным материалом была только глина. До настоящего времени не сохранилось ни одной постройки в своих первоначальных размерах, но по раскопанным фундаментам, по изображению и описанию этих построек, можно приблизительно представить себе, каков был их первоначальный вид. Современные методы позволяют проследить отдельные этапы строительства крупных зданий - дворцов и храмов. 
Храмовые сооружения Двуречья делятся на четыре основные типа, которым предшествовал дошумерский храм IV тысячелетия до н.э. Это небольшое прямоугольное святилище с одним жертвенником. 
Второй основной тип представлен храмом с местом для очага; у его длинной стены находился обнесенный стеною двор. К третьему типу относится храм, центром которого был двор. Его план представлял собой квадрат со святилищем - целой, где на пьедестале помещалось изваяние бога, которому был посвящен храм. Четвертый тип храма с помещением для очага появляется в новоассирийское время. 
Первоначально храмы возводили на искусственно возвышенных террасах, которые позже сменились ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти зиккураты считают еще и гигантскими алтарями, расположенными ближе к богам, на которых приносились жертвы. Жертвоприношение должны были оказывать магическое влияние на присутствующих. 
С именем царя Навуходоносора II связывают одно из семи чудес света, получившее название “висячие сады Семирамиды". Остатки этого грандиозного сооружения были обнаружены английским археологом Кольдвеем. Кольдвей же обнаружил и фундамент другого, не менее грандиозного сооружения - памятника вавилонской культуры - знаменитой Вавилонской башни, о которой упоминает библейская книга Бытия. В 498 г. до н.э. башню видел Геродот, древнегреческий историк, и был поражен ее размерами, о чем написал в своих произведениях. 
Кроме строительства храмов, уже с досаргоновского периода, развивалось и строительство дворцов. Многие из них - даже в развалинах - поражают своими размерами и роскошью. В каждом дворце находились тронный зал, гостевые дворцы, залы, архивы, библиотеки, помещения для прислуги и членов царской семьи, а иногда и школьные помещения со скамьями, мастерские, склады, хранилища. Дворцы Саргона II, Ашшурбанапала, Навуходоносора II представляли собой целые города, окруженные стенами. Внутренняя часть дворца представляла комплекс бытовых помещений с керамическими ваннами, уборные, кухни, хитроумно сооруженные колодцы. 
Необходимость в регулярном снабжении водой привела к строительству водопроводов из керамических труб, акведуков (мотов-водопроводов). К гидросооружениям относились также плотины, набережные и каналы. 
Обычные жилища горожан были, в сущности, образцом, по которому возводились позже здания дворцов. Такое жилище строилось вокруг двора, на который вели выходы из отдельных помещений. Чаще всего дома строились без окон из-за жаркого климата и по соображениям безопасности. Вместо окон между крышей и стенами оставлялось небольшое пространство для воздуха и света. Жилые помещения располагались в северной части постройки. 
До наших дней дошла арка, распространившаяся в архитектуре Европы лишь со времен Александра Македонского, но которая использовалась в домах шумеров как деталь перекрытия ворот. 
К особой отрасли строительства следует отнести кораблестроение. Самые древние плавучие средства делались из просмоленного тростника (их заливали асфальтом). Уже в шумерское время корабли различной формы и грузоподъемности, от узких челнов до тяжелых военных кораблей, строили из дерева и по чертежам. В том числе гребные и парусные с одной или несколькими мачтами. 
В тех местах, где реки пересекали дороги, строились мосты из камня или асфальта, дерева или металла. Были известны и понтонные мосты из просмоленного тростника. 
Применение асфальта разнообразно: он зачастую даже заменял камень. На земле Двуречья камень встречался редко. В основном это были обсидиан, кремень, базальт, алебастр, мрамор, гранит. Их приходилось привозить издалека и изделия из них были крайне дороги. Камень использовали в скульптуре. А поделочные, полудрагоценные и драгоценные камни применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов, слоновой кости и перламутра в сочетании с бронзой, серебром, медью и золотом древние мастера изготавливали настоящие произведения искусства. 
Издавна металлу приписывалась магическая сила, его называли “даром небес", “силой небес". Особенно это относилось к железу, цена которого была высока. Шумерским чеканщикам были известны самые тончайшие приемы ювелирного мастерства: филигрань, скань, зернь, инкрустация, эмалирование и другие. Страна, обладающая нужными знаниями и средствами для обработки металла, могла оказывать большое экономическое и политическое влияние на своих соседей. 
С повышением производительности труда растет обмен товарами внутри общины и между соседними общинами, а с течением времени и с отдаленными областями. 
Развитию торговых связей способствовали пути сообщения - караванные дороги и судоходные реки. Мосты и дороги находились под “защитой богов", но, несмотря на это, вдоль всего пути караванов размещались сторожевые посты, служащие еще и для передачи сигналов со сторожевых башен посредством огня. Вдоль дорог рылись колодцы, устраивались искусственные оазисы, использовались и дорожные указатели. Среди торговых документов встречаются путевые схемы и графики, своеобразные путеводители. Товары перевозились на ослах, мулах, лошадях и верблюдах. Телеги и повозки применялись для перевозки людей и больших и тяжелых предметов. 
В качестве торгового эквивалента служило серебро. 
Художественная культура.  
Искусство Древнего Двуречья более динамично. Чем искусство Древнего Египта. Наиболее распространенными жанрами были архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство. 
Зиккураты, высокие ступенчатые башни, символизировавшие постепенное восхождение к богу, обычно ярко раскрашивались: в черный, кирпичный, белый, золотой цвета. Широко использовалась керамическая плитка для облицовки зданий. Но наиболее интенсивно в Двуречье развивалась скульптура: рельефы, монументальная скульптура, мелкая пластика. Пластика отличается декоративностью (инкрустация золотом, медью, драгоценными камнями и дорогими сортами дерева), тонкой работой, высоким мастерством исполнения и отделки. Рельефы отражают наиболее яркие моменты истории и культуры страны: сцены военных походов, религиозные и мифологические сюжеты. 
Искусство глиптики - резьбы по камню, кости, стеклу - применялось при изготовлении цилиндрических печатей и служило гражданским целям. Из твердых пород камня выполнялись цилиндрики, по оси которых было сделано отверстие, куда вставлялась палочка. На внешней стороне цилиндрика вырезались изображения. Печать прокатывалась по влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением личности” владельца и заменял его подпись. 
По своей жизнестойкости культура Двуречья превзошла все древневосточные державы и пережила на два с лишним тысячелетия своих собственных творцов. 
На базе шумерской культуры развивалась и росла культура семитов - вавилонян и ассирийцев. Через их посредство, в их передаче и переработке она распространилась в соседние области - Лидию, Персию, Сирию, Палестину, Малую Азию и проникла даже в Пелопоннес. Границы взаимных культурных влияний оказалось далеко за пределами Двуречья. 
В VII в. до н.э. Вавилония была завоевана Персией. Персы разрушили Вавилон, а в последствии и Египет, в 526 г. до н.э. Эти завоевания положили конец цивилизациям Египта и Двуречья. Но культура их не разрушилась, хотя от памятников архитектуры остались лишь величественные руины: духовная культура Египта и Вавилонии была воспринята древними евреями и греками и внесла значительный вклад в формировании ближневосточно-средиземноморской цивилизации. 
 

Заключение

Если проанализировать все выше сказанное, то можно сделать следующие  выводов. 
Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составляющих ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой. Арабской, индийской, а позже и культуры Византии. 
Несмотря на ранний период формирования этой культуры, она содержит в себе много удивительных догадок, а иногда и открытий, которые оказали существенное влияние на дальнейшее развитие письменности, астрономических, математических и других знаний. 
 

Список литературы

1.                Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998. 
2.                Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг", 2000. 
3.                Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов - на - Дону: “Феникс", 2001. 
4.                Кравченко А.И. Культурология. М.: Трикста, 2003.


Информация о работе Искусство Месопотамии