Искусство. Моне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:51, доклад

Описание работы

МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.
К.Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.

Файлы: 1 файл

МОНЕ Клод Оскар.docx

— 17.23 Кб (Скачать файл)

МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, глава отечественного импрессионизма.

 

 К.Моне начал свою  творческую деятельность еще  в юном возрасте с написания  смешных карикатур, которые он  выставлял в витрине гаврского  окантовщика, а первые уроки  живописи получил у пейзажиста  Э.Будена, скитаясь с ним по  побережью и постигая приемы  работы на открытом воздухе.

 

     Вопреки желанию  родителей, которые хотели, чтобы  он поступил в парижскую Школу  изящных искусств, молодой К.Моне, оказавшись в столице, с головой  уходит в богемную жизнь и  завязывает многочисленные знакомства  в артистической среде. Лишенный  материальной поддержки родных, он вынужден идти в армию,  но и после возвращения из  Алжира, где проходила его нелегкая  служба, он не изменил свой  образ жизни. В Париже он  знакомится с И.Ионкиндом, который  увлек его работой над натурными  этюдами. По настоянию родителей  К.Моне некоторое время работает  у Туль-муша, а затем в мастерской  популярного в то время Ш.Глейра, но формирование его творческого  метода происходит все-таки не  в студии, а в совместной работе  на природе с близкими ему  по духу художниками. Это в  первую очередь О.Ренуар, Ф.Базиль, А.Сислей, которые, вдохновленные  примером Э.Мане, искали свой путь  от условного совершенства официально  признанного искусства к правде  жизни.

     Однажде,на  всчтрече «друзей-художников» Леруа  прицепился к Клоду Моне, который  одну из своих картин назвал  «Впечатление. Восход солнца». Он  ругал Моне за такое отношение  к искусству, подвергая критике  возможность выбора первого впечатления  для сюжета картины. “Я не  вижу никакого восхода, одно  только впечатление” – писал  он в этой заметке. И как  мы сейчас знаем, импрессионисты  не только приняли эту кличку,  (nickname)  но и сделали её официальным  названием  (title) своей группы.

Слово “имперссионизм”  особенно понравилось Клоду Моне. Он объявил, что первое впечатление  для него имеет первостепенное значение. Все остальные согласились, подумав, что название довольно нейтральное, никакой ругательной подоплеки  не несёт, и приняли  это понятие  за официальное название своего объединения. Третья выставка импрессионистов, в 1877 году, проводилась уже под официальным  названием объединения – выставка импрессионистов.

 

 Клод Моне стал признанным  (acknowledged)  лидером группы. История  импрессионизма неотделима от  его творческой биографии (creative biogrophy) . И совсем не случайно, что  название  картины Клода Моне  дало имя целому направлению  в искусстве.

 

Первой значительной работой, подводящей итоги творческих поисков  этого периода, стал для К. Моне "Завтрак  на траве" (1865-1866), написанный им вслед  за одноименной программной работой  Э.Мане. Сама работа до нас не дошла: художник оставил ее в счет уплаты за жилье в деревушке Шайи, в  окрестностях которой он работал. Но сохранилась ее уменьшенная копия, позволяющая составить общее  представление о картине. Сюжет  картины прост: на опушке леса расположились  несколько мужчин и нарядно одетых женщин. Сочная темно-зеленая гамма  с вкраплениями коричневого и  черного напоминает традиции художников барбизонской школы, но в отличие  от их сгущающегося сумрака и движений "влажной" живописной атмосферы, возникающих из нюансов тонального письма, полотно наполнено прозрачным, восхитительным в своей обыденности  и реальности воздухом.

 

 

                       Интересно то, что картина была  целиком написана на пленере.  Импрессионисты отказались от  метода барбизонцев доводить  картину в студии. На полотне  хорошо видно, как играет солнце! Оно здесь – главный герой!  Пикник же со всеми его участниками – только повод, чтобы написать этот свет!

                        Чтобы так передать световоздушную  среду, надо было не только  выйти на природу, но и по-новому  увидеть предметы, отказавшись от  тех правил, которым учили при  работе в мастерских, и полностью  довериться своему зрению. "Забыв"  такие основополагающие принципы  академической живописи, как рисунок  и постепенный переход от света  к тени, К.Моне составляет и  фигуры, и пейзаж из обобщенных  световых пятен, оттенки и цвет  которых зависят только от  освещения, нет четких контуров  предметов: они как бы смазаны  легким движением воздуха. Ощущение  движения воздуха усиливается  и самой фактурой картины: она  перестает быть гладкой, а состоит  из отдельных пятен-мазков.

 Не случайно, что Моне  использует белую скатерть для  изображения сияющего солнечного  света. Вряд ли реальные девушки,  собираясь на пикник, взяли бы  с собой белоснежное полотно.  Во-первых – это непрактично,  во-вторых просто белый цвет  скучный, они наверняка прихватили  бы с собой что-то весёленькое.  Но ведь именно белая скатерть  была нужна Моне для того, что  бы показать, как играют солнечные  блики.

Работая над “Завтроком на траве” Моне наблюдал за цветом этой травы в разное время суток  и записывал свои наблюдения! Ему  удалось наглядно представить, как  меняется цвет травы в течение  дня при различном освещении.

 

На самом деле изыскания  импрессионистов были основаны на научных  открытиях. Клод Моне был знаком с  оптической теорией Германа Гельмгольца  –  немецкого физика и оптика. Его книга была настольной в доме Моне. Гельмгольц доказывает, что чёрного  цвета в природе нет вовсе. Импрессионисты изгнали чёрную краску со своей палитры.

 Закончив "Завтрак  на траве", К. Моне продолжает  совершенствовать открытый им  метод в многочисленных этюдах, которые пишет в "Лягушатнике" - любимом месте отдыха парижан.

Этому полотну предстояло пережить неслыханные в истории  искусства приключения. Моне, как  водится, оставил картину под  залог хозяину гостиницы "Золотой  лев", но полностью оплатить счет ему не удалось, несмотря на субсидии тетушки Лекадр.

 

Много лет спустя он разыскал холст в сарае, где тот хранился в свернутом виде, изъеденный сыростью.Видя, что холст не подлежит восстановлению, Моне отрезал куски, не тронутые влагой, а остальное выбросил. Один из кусков, сменив многих хозяев, оказался в руках  богатого ливанского коллекционера: другую часть опытный торговец Жером  Вильденштейн разыскал после войны  в мастерской в Живерни... и передал  ее в дар Лувру. Благородный поступок и в то же время удачный ход  Вильденштейна в споре с ливанцем, не уступавшим принадлежащий ему  кусок холста в надежде, что, устав  от борьбы, Жером Вильденштейн уступит  ему свой. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней  надежды.

 

Можно только сожалеть о  том, что Моне не закончил свою картину: большой подготовительный этюд, хранящийся в Государственном музее изобразительных  искусств им. А.С. Пушкина в Москве, свидетельствует о том, что это  произведение могло стать одним  из самых удачных в его творчестве."


Информация о работе Искусство. Моне