Искусство мозаики. Технические особенности изготовления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:22, реферат

Описание работы

За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в мозаике.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1.Мозаика и её виды……………………………………………………………………………………..4
Стеклянная мозаика…………………………………………………………………………...5
Керамическая мозаика ……………………………………………………………………...5
Каменная мозаика……………………………………...............................................5
Металлическая мозаика……………………........................................................6
Деревянная мозаика………………………………………………………........................6
Мозаика из керамограмита…………………………………………………………………6
2. Способ укладки и её виды………………………………………………………………………….7
2.1 Паркетри…………………………………………………………………………………………….8
2.2 Интарсии……………………………………………………………………….........................8
2.3 Инкрустация……………………………………………………………………………………….8
2.4 Блочная мозаика…………………………………………………………………………………8
3. Материалы для изготовления мозаики……………………………………………………....10
4. Процесс создания мозаичных произведений……………………………………………..12
5. Интересные факты и легенды о мозаиках…………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

искусство мозаики.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Паркетри

 

При укладке  используются кусочки мозаики правильных геометрических форм, в основном прямоугольных. Получается очень простой рисунок. Рисунки, которые получается на мозаичном  полотне, представляет узор или абстракции.

Заранее на бумаге или ином материале наносится  рисунок. Специально подобранные кусочки, склеиваются боковыми поверхностями. Если кусочки имеют собственную  структуру, то нужно одновременно учитывать  фон и рисунок, что орнаментный  набор был грациозен.

 

Наиболее часто  из материалов используют, смальту, и  дерево, обычно из очень дорогих  пород (красное дерево, розовое дерево, фиолетовое дерево, палисандр, пальму, лимонное дерево). В таких картинах, очень часто употребляют вставки  металлов (меди, латуни), слоновой кости, черепашьих панцирей.

 

Интарсия

 

При интарсии мозаичная  картина приминает вид фигурного  изображения, узоры из различных  материалом и форм укладываются. Особенностью укладки является, что отдельные  пластинки подгоняются друг к  другу по кромкам, склеивают и вкладывают в пол или стену, где режущими инструментами сначала вырезают контур. Лицевые стороны пластиной шлифуют и полируют, все в зависимости от желаемого эффекта.

 

Расцвет интарсии был в эпоху возрождения в  Италии. Мозаичные панно украшали мебель, стены, утварь. Из материалов использовали слоновую кость, дерево, камни, перламутр, но основным все, же является дерево. Орнаменты по форме напоминали экзотические растения или геометрические орнаменты. Фон выбирался обычно темный, а рисунок светлый.

 

Инкрустация

 

Инкрустация способ укладки мозаики осуществляется врезанием в поверхность различных  пластин. Главной особенностью является то, что пластины врезаются на одном  уровне с поверхностью.

 

Существует также  имитация инкрустации. Она осуществляется заполнением небольших углублений цветными пластинами, для имитации слоновой кость, малахита. Метод в современности применяется очень редко, из-за своей большой сложности и трудоемкости.

 

Блочная мозаика

 

Блочная мозаика  – это вид мозаики, когда рисунок или орнамент составляется из кусочков (блоков). Что бы представить себе, можно просто увеличить блоки мозаики до размеров плитки. Настенный рисунок из плитки представляет собой блочный рисунок. Так и мозаике, только блоки маленькие.

Данный вид мозаики зародился на Древнем востоке, она получила развитие в Италии, где назывался чертозианская.

 

 

 

 

 

Немного расскажем  про материалы, которые используют в производстве мозаики. К традиционным материалам можно отнести: смальту (непрозрачное стекло или стекло с оксидами металлов), керамику, стекло, дерево, мрамор. К экзотическим материалам относятся полудрагоценные камни, слоновая кость (широко применялась в Греции и Риме), дорогие породы дерева (черное, красное и т.д.).

 

К новым и  нетрадиционным материалам можно отнести скорлупу яиц, применяют в тех случаях, что бы придать трещиноватость каменной стене или создать эффект цветения. Для большего эффекта объемности и видимости обычно добавляют красители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Материалы для изготовления мозаики

 

Материалы из которых  она создается, обеспечивают долголетнюю  сохранность мозаике . Керамика, натуральный  камень, смальта — материалы в  самом деле вечные, им не страшны  практически любые атмосферные  воздействия, В течении многих лет они не меняют своего цвета и привлекательности. Мозаика — хороший способ для подчеркивания избранных фрагментов фасада дома, колонн, входной группы, декоративных  скульптур. Так же прекрасно смотрится и внутренняя облицовка комнат с помощью мозаики.

 

Смальта — популярный материал для мозаичных панно. Смальта представляет собой небольшие кусочки непрозрачной однородной смеси из оксидов металлов и стекла.

 

Смальта имеет  много положительных свойств. Палитра — тысячи цветов, неповторимость оттенков и насыщенность  мозаики, долговечность и эффект свечения. Но так же  есть и особенности, которые ограничивают сферу применения смальты:

 

  • колотые грани, неровная поверхность,
  • большая трудоёмкость
  • дороговизна материала

 

Палитра смальты  имеет тысячи разнообразных  оттенков и цветов . Это позволяет делать с  помощью смальты  высокохудожественные панно. Смальта устойчива к воздействию любых агрессивных сред  и долгие годы сохраняет свой цвет.

 

Стеклянная  мозаика,  изготавливаемая промышленностью имеет множество достоинств, которых нет,  у  керамики и даже камня. Стекло - это самый водостойкий и износостойкий материал. При всех этих качествах стеклянная мозаика  сравнительно недорогой материал.

Стеклянная Мозаика  — Лучший материал для облицовки  бассейнов, бань или саун, кухонь, а также при отделке каминов и печей. Современная промышленность выпускает даже  "золотую" мозаику - листики сусального золота помещенные промеж двух слоёв прозрачного стекла.

Стеклянная мозаика  выпускается  чаще всего в форме  стандартных плиточек размером 10х10 мм, 15х15 мм или20х20  мм. Для  удобства при наклейке плиточки мозаики приклеиваются по несколько штук к пленке или бумаге  на клеевой основе. После схватывания плиточного клея пленочную или бумажную  основу удаляют и затирают швы водостойкой затиркой.

 

Из за своих  маленьких размеров  стеклянной мозаикой можно облицовывать не только ровные стены и пол, но  и закругленные поверхности. Максимальный радиус кривизны поверхности для плитки размером 2 на 2 см составляет всего 10 см. Исходя из этого, поверхность облицованная стеклянной мозаикой, может быть любой формы.

 

Мрамор, горная кристаллическая порода, которая образовавшая в результате перекристаллизации доломита или известняка. В строительстве «мрамором» называются метаморфические породы средней твёрдости, принимающие полировку; к ним относят: мраморированный известняк, мрамор,  плотный доломит и карбонатные конгломераты.

В Мраморе  всегда присутствуют примеси различных  минералов и органических соединений. Примеси по разному  оказывают  своё влияние на качество Мрамора, повышая или снижая  его декоративные свойства. Также зависит от примесей и цвета мрамора. В большинстве своём цветные мраморы имеют пёструю окраску. Рисунок мрамора определяется не одним лишь строением , но и направлением распила камня. Рисунок и цвет и мрамора проявляются после его  обработки и полировки.

Мозаика из мрамора  во все времена была  атрибутом  старинных итальянских палаццо,  шикарных  дворцов восточных шейхов, турецких бань, Христианских соборов, чьи совершенство и красота   до нашего времени поражают своим великолепием.

Мозаика из мрамора, может использоваться  как для  внутренней отделки, так и для  отделки внешних стен. Поклонникам  роскошного  восточного или итальянского классического  стиля тяжело представить  свой дом без мраморной мозаики. Мозаика из мрамора,  — это флорентийская мозаика. Все эффекты флорентийской мозаики основаны на  подборе  различных оттенков мрамора с использованием их  рисунка. Тонкие мраморные пластинки точно подгоняются друг к другу.

Широкая палитра мрамора, позволяет делать композиции,  которые основаны на подборе близких по тону и цвету  материалов.

 

Мозаика из керамической плитки может быть использована для отделки самых различных поверхностей: фасадов зданий, бассейнов, стен и полов ванных комнат, кухонь.

Этот самый  дешевый и распространенный материал. Варианты фактур и цветов   безграничны. Керамическая плитка бывает глазурованная  эмалированная,  или вообще  не покрытая эмалью. Плитки, покрытые эмалью имеют поверхность, которая покрыта слоем цветного стекла, придающего им блеск, цвет,  рисунок, различные оттенки и т.д.), а также механические свойства - водостойкость, твердость,  и т.п.).  Эти характеристики напрямую  зависят от типа эмали. Плитки не покрытые эмалью  однородны по своей толщине и чаще всего не имеют декоративного рисунка.

 

Натуральный камень — древнейший строительный материал. В истории всех цивилизаций он сыграл огромную роль.  Натуральный камень сочетает в себе прочность, строгость, эффектность, изящество.

Это идеальный материал для облицовки любых помещений. Долговечность, многообразие форм, красота,   позволяют очень широко использовать камень в обустройстве ландшафта. Часто применяется речная, морская, ,озерная галька и различные валуны.

При  изготовлении каменной мозаики используют самые различные породы камня, начиная с дешевого песчаника и кончая дорогими породами мрамора, малахита и яшмы. Главным примером долголетия и величия и служат каменные мозаики Помпеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Процесс создания мозаичных  произведений

 

Современная или римская мозаика изготавливается только вручную. Сложные мозаичные панно создаются индивидуально с помощью компьютерной графики. Рисунок, фотографию или картину сканируют, программа разбивает изображение на клетки. Затем подбирается цветовая гамма с различными оттенками, в зависимости от сложности рисунка. При составлении изображения используют как целые плиточки 2 на 2 см, так и половинки, четвертинки, даже восьмые части целой. Чем мельче режется плитка, тем тоньше работа, тем точнее передаст мастер цвета и глубину рисунка. Этот прием позволяет поместить изображение любого размера в масштабе вашего помещения.

Для укладки  художественной мозаики применяют  технологии прямого (на сетчатой матрице) и обратного набора. Сетчатую основу приклеивают прямо к поверхности, не отделяя от мозаики, поскольку  плиточки прикреплены к матрице  изнаночной стороной.

При укладке  стеклянной мозаики специалисты используют клеи и затирочные пасты, содержащие латекс,- они имеют высокую клеящую способность и достаточно эластичны. Поверхность предварительно готовят, она обрабатывается специальными составами в зависимости от места применения мозаики (бассейн, ванная комната, фасад и пр.).

 

Использование данного текста или его фрагмента  без ссылки на данную группу преследуется по закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Интересные факты и легенды  о мозаиках

 

Существует множество  легенд о появлении мозаики. Вот одна из них эта легенда из Китая. Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о появлении мозаики. Она гласит о том, что когда-то в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё, и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу. Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мозаика – это древнейшее искусство. Оно возникло в 4 тысячелетии  до нашей эры в Месопотамии. Оно очень необычное и имеет разные виды её создания. Её создают из разных материалов и в разных странах. Сейчас мозаика используется везде, как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве. Древняя мозаика – это также и источник для информации о древнем мире. Создание мозаики - это активный трудовой процесс. Творчество мозаики - тяжелая физическая работа, борьба с материалом. Человек покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ.

 Сейчас многие  люди занимаются мозаиками и  это по - настоящему интересно и очень красиво. Мы обязаны М.В.Ломоносову за то, что именно он проявил интерес к мозаике и привёз это искусство к нам. Если бы не он, кто знает когда к нам перешла бы мозаика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М.: Искусство, 1973. — 512 с. — (Из истории мирового искусства). — 20 000 экз.



Информация о работе Искусство мозаики. Технические особенности изготовления