Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 08:30, реферат
Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.
Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер
понимает, что если в театре
после премьеры он еще не
раз вернется к работе над
спектаклем, то массовое действие
живет лишь однажды, и при этом
должно оставить глубокое и
эмоционально яркое
Если в спектакле театра или в художественном фильме режиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальными качествами, разрабатывает характеры, пользуясь тончайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает взаимоотношения персонажей, последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдельные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной идеей, одной целью, к которой они направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение участников и зрителей общими понятиями, крупными сценическими символами. В этом и заключена главная сложность режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым родом драматургии. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом другом виде искусства,— гражданская позиция режиссера, его личное отношение к избранной теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных способах решения темы, о тех выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, самое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной художественности.
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник
— одновременное возникновение
сразу нескольких очагов
Массовое представление
может быть театрализованной
частью праздника и занимать
важное место в его структуре.
Сложный характер массовых
Драматургия праздника...
Это, прежде всего, четкое понимание
идеи праздника, осознание того,
что этот праздник должен
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно,
что надо знать те средства,
которыми вы располагаете, т. е. те
художественные силы, возможности,
с помощью которых будет
Итак, тема праздника,
его место, масштаб, художественные
средства—все это основа, без
которой нельзя приступить к
созданию драматургии
Под словом «драматургия»
чаще всего понимают пьесу. Конечно,
в массовом празднестве это
другая драматургия. В ней нет
подробно разработанных
Иначе говоря, драматургия
массового действия должна
Конечно, было бы хорошо,
если в создании праздника
принимали участие драматург
или сценарист — профессионалы,
которые знают законы массовых
праздников и предугадывают
Создание сценария
— это обязательный этап
Он определяет пути реализации темы, идеи, «сверхзадачи» массового праздника.
Создавая сценарий
праздника, необходимо также решать
вопрос индивидуализации
Опыт показывает, что
однородные по идейно-
Однако нельзя забывать, что есть и общие для всех праздников законы, в соблюдении которых состоит другая важнейшая задача режиссера, например закон коммуникаций — действующих сил праздника.
Участников праздника
можно разделить на две группы:
непосредственные, активные участники
— исполнители и, если так можно
выразиться, пассивные участники
— зрители. Но пассивны они
только до тех пор, пока не
началось праздничное действие.
В течение праздника, тема которого
им близка и дорога, а форма
понятна и увлекательна, зрители
начинают сопереживать, активно
откликаться на воздействие. Это
может быть выражено
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном
концерте необходимо
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начло, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью
сценария должен объединить
В частности, одним
из, способов повышения
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.