Искусство мссовых праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 08:30, реферат

Описание работы

Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.
Каждый режиссер понимает, что если в театре после премьеры он еще не раз вернется к работе над спектаклем, то массовое действие живет лишь однажды, и при этом должно оставить глубокое и эмоционально яркое впечатление.

Файлы: 1 файл

Искусство массовых праздников.docx

— 17.03 Кб (Скачать файл)

Искусство массовых праздников — это огромная сила, и относиться к нему надо с чувством высокой ответственности. Среди разных видов театрального искусства именно в массовых формах успехи и неудачи множатся в сотни раз.

   Каждый режиссер  понимает, что если в театре  после премьеры он еще не  раз вернется к работе над  спектаклем, то массовое действие  живет лишь однажды, и при этом  должно оставить глубокое и  эмоционально яркое впечатление.

Если в спектакле театра или в художественном фильме режиссер, создавая образы героев и наделяя их индивидуальными  качествами,    разрабатывает    характеры,    пользуясь   тончайшими психологическими нюансами, мотивирует их поступки, прослеживает   взаимоотношения   персонажей,   последовательно выстраивает ход событий, то в любом массовом действии столь же глубокую и значительную тему он раскрывает через отдельные эпизоды, разножанровые номера, объединяя их одной идеей, одной целью, к которой они    направлены. Здесь режиссер действует на сознание и воображение    участников и зрителей общими     понятиями,     крупными     сценическими     символами. В этом и заключена главная сложность    режиссуры массовых форм искусства, имеющей дело с особым    родом драматургии. При всех специфических особенностях массового праздника самый важный и решающий фактор в нем, как и в любом другом   виде   искусства,— гражданская    позиция    режиссера,   его личное отношение к избранной    теме, способность отразить в празднике не только факты и свое отношение к ним, но и свое мироощущение, свою идейную убежденность и взволнованность. Лишь с этих позиций можно размышлять и говорить о тех многообразных  способах  решения темы, о тех  выразительных средствах, которыми мы пользуемся при постановке массового действия и из которых нам нужно отобрать самое важное, самое интересное и живое, чтобы придать ему черты подлинной  художественности.

Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.

  Массовый праздник  — одновременное возникновение  сразу нескольких очагов художественного  действия, и каждый из его участников  должен сам выбрать себе объект  внимания, тогда как представление  этот объект внимания предопределяет.

  Массовое представление  может быть театрализованной  частью праздника и занимать  важное место в его структуре. Сложный характер массовых праздников  требует от режиссера высокого  профессионализма и ставит перед  ним ряд художественно-творческих  проблем, которые должны найти  свое отражение в драматургии  праздника.

  Драматургия праздника... Это, прежде всего, четкое понимание  идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен  поднять и для чего, каковы  его задачи: призыв народа к  новым победам, раскрытие величия  того или иного события, стремление  мобилизовать людей на решение  важного вопроса. В каждом празднике  есть «сверхзадача», которую ставит  перед собой режиссер: для чего  проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.

  Драматургия массового  праздника зависит, кроме того, от  целого ряда обстоятельств. Одно  из них — место действия. Праздник  по своему масштабу может быть  и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или  улице.

  Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те  художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена  идея праздника.

  Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные  средства—все это основа, без  которой нельзя приступить к  созданию драматургии праздника  и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.

  Под словом «драматургия»  чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это  другая драматургия. В ней нет  подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического  развития образов. Драматургия массового  праздника ближе к сценарию  кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, в киносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.

  Иначе говоря, драматургия  массового действия должна строиться  так, чтобы во внешней форме  подачи материала найти внутренний  образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.

  Конечно, было бы хорошо, если в создании праздника  принимали участие драматург  или сценарист — профессионалы, которые знают законы массовых  праздников и предугадывают реакцию  зрителей. Надо стремиться к той  идеальной форме, когда создание  сценария является совместной  работой драматурга и режиссера. Но, к сожалению, специально подготовленных  драматургов и сценаристов массовых  праздников нет. Поэтому пока  режиссеру чаще всего приходится  быть и драматургом. Во всяком  случае, в настоящее время почти  всегда режиссерской группе вместе  с художниками приходится самим  создавать сценарный план массового  праздника.

  Создание сценария  — это обязательный этап подготовки  массового праздника. На практике  же часто недооценивается значение  четкого, активного сценария. Какой  бы ни была тема, масштабы и  границы проведения массового  праздника, его содержание непременно  должно быть, прежде всего, выражено  на бумаге в виде сценария.

  Он определяет пути  реализации темы, идеи, «сверхзадачи»  массового праздника.

  Создавая сценарий  праздника, необходимо также решать  вопрос индивидуализации каждого  праздничного театрализованного  действия.

  Опыт показывает, что  однородные по идейно-тематической  основе праздники могут быть  по-разному решены режиссерски путем конкретизации документальной основы.

Однако нельзя забывать, что есть и общие для всех праздников законы, в соблюдении которых состоит другая важнейшая задача режиссера, например закон коммуникаций — действующих сил праздника.

  Участников праздника  можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники  — исполнители и, если так можно  выразиться, пассивные участники  — зрители. Но пассивны они  только до тех пор, пока не  началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого  им близка и дорога, а форма  понятна и увлекательна, зрители  начинают сопереживать, активно  откликаться на воздействие. Это  может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти  две стороны объединяются, между  ними устанавливается тесная  связь — контакт между действием  и его восприятием.

 

  Чтобы достичь этого  с наибольшей полнотой, необходимо  приблизить праздник к массе  зрителей — это еще одна  важная задача, во многом определяющая  успех кампании.

  Если в театрализованном  концерте необходимо сфокусировать  внимание зрителя на сценической    площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно  больше рассредоточенных центров, надо    искать возможность    органично разводить в разных    направлениях массы    людей, пришедших на праздник. Это    необходимо, во-первых, для максимального  приближения к зрителю воздействующих  сил, а, кроме того, во избежание  несчастных    случаев, так как  непродуманное и неуправляемое  скопление людей просто опасно.

Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начло, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.

  Сконцентрировать внимание  зрителей, заставить их заинтересоваться  праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо  больше, чем на любом театральном  спектакле или концерте) — важнейшая  задача сценария.

  Режиссер с помощью  сценария должен объединить эту  массу зрителей, помочь им сосредоточиться  на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается  с  пролога. Этому может служить  художественное оформление территории  праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее  его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников  массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны  повести их по намеченному  сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить  и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет  достигаться их приближение к  зрителю, и многое другое, зависящее  от развития авторской и режиссерской  фантазии.

  В частности, одним  из, способов повышения заинтересованности  зрителя массовым праздником  является включение его в действие. Достигается это путем максимального  сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся  платформы и грузовики, превращаемые  в сцены

Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.


Информация о работе Искусство мссовых праздников