Искусство Шумера и Аккада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 10:26, реферат

Описание работы

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный образ Междуречья IV-III тысячелетий до н.э.
Шумеры создали уникальную Форму письменности – клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Шумерская письменность запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.
Архитектурных памятников шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства.

Файлы: 1 файл

Искусство шумера и аккада.docx

— 29.23 Кб (Скачать файл)

Искусство Шумера и Аккада.


 

Шумеры и аккадцы – два  древних народа, которые создали  неповторимый исторический и культурный образ Междуречья IV-III тысячелетий до н.э.

О происхождении шумеров нет  точных сведений. Известно только то, что  они появились в Южной Месопотамии  не позднее IV тысячелетия до н.э. Они проложили сеть каналов от  реки Ефрат и оросили большую площадь бесплодных земель, где затем построили множество городов, каждый из которых был отдельным гос-вом и имел свою армию.

Шумеры создали уникальную Форму  письменности – клинопись. Клиновидные  знаки выдавливали острыми палочками  на сырых глиняных табличках, которые  затем высушивали или обжигали на огне. Шумерская письменность запечатлела  законы, знания, религиозные представления  и мифы.

Архитектурных памятников шумерской  эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Поэтому большинство зданий возводились  из менее долговечного материала  – необожженного кирпича. Самыми значительными постройками из дошедших до наших дней считаются Белый Храм и Красное здание в Уруке (3200-3000 гг. до н. э.). Храмы в Шумере обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала их от наводнений. К платформе вели длинные лестницы или пандусы. Стены платформы, равно как и стены храма, красили, отделывали мозаикой и вертикальными прямоугольными выступами — лопатками. Сам храм – это толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором, не имевшее окон. На одной стороне двора располагалась статуя божества, а на другой – стол для жертвоприношений. Свет приникал в помещение через узкие щели под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись так же своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные дома.

Стены шумерских храмов украшались разными рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города, так и о повседневных делах. Рельеф всегда состоял из нескольких ярусов, а все персонажи за исключением царя были одного роста. Сам царь изображался крупнее остальных.

Так же нельзя не сказать о шумерской  скульптуре. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (лат. "adore” – “поклоняться”), который представлял собой статую молящегося (фигуру сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму). Особенно тщательно выполнялись глаза адорантов. Их часто инкрустировали.  Шумерской скульптуре в отличие, например, от древнеегипетской никогда не придавали портретного сходства. Главной ее особенностью была условность изображения.  В предметах, найденных в храме Тиль Барсиба (совр. Телль Асмар, Ирак) и хранящихся в Иракском музее и Чикагском университете, подчеркиваются объемы, вписанные в цилиндры и треугольники, как, например, в юбках, которые представляют собой плоские конусы, или в торсах, подобных треугольникам, с предплечьями, тоже имеющими коническую форму. Даже детали головы (нос, рот, уши и волосы) сводятся к треугольным формам. Стиль скульптурных мастерских в Мари напоминает утонченную лепку из мягкой глины. Типичным примером может служить статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Лицо сановника озарено мягкой улыбкой, огромные глаза смотрят внимательно и напряженно, подбородок четко отделен от груди. С наивозможной тщательностью выполнены все детали, особенно в одежде, которая представляет собой юбку овечьей шерсти с вырезанными поштучно прядями или клоки бороды с вьющимися кончиками. Руки вырезаны мягко, мускулатура скрыта. В целом формы утратили твердость и демонстрируют отчетливую тенденцию к округлости.

Потребность в ознаменовании победы в постоянной борьбе за власть между  городами обусловила появление нового типа рельефа мемориального характера. Речь идет о стелах — каменных плитах разных размеров, имеющих закругленную верхнюю часть и изображения  с исторической или религиозной  тематикой. Одной из самых эффектных  стел является Стела царя Эаннатума (Стела коршунов), от которой сохранились некоторые фрагменты. Стела посвящена победе Эаннатума, шумерского князя Лагаша, над городом Уммой. На обеих сторонах стелы изображены сцены, разделенные на полосы. Рельеф отличается повествовательной строгостью. На одном из фрагментов обратной стороны стелы отряд воинов, вооруженных копьями и щитами, марширует по трупам своих врагов. Изображенный более крупно вождь одет в шкуру животного. Почуяв мертвечину, над полем боя кружит стая коршунов. В нижней секции колесница князя едет во главе группы пеших воинов. На лицевой стороне стелы два фрагмента рассказывают зрителю о причине столь блистательной победы. Верхний фрагмент целиком занимает огромная фигура бога Нингирсу, поймавшего сетью множество врагов царя Эаннатума.

Особое место в шумерском  изобразительном наследии принадлежит  глиптике – резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До наших  дней дошло большое количество шумерских  резных печатей в форме цилиндра. Эти печати прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск –  миниатюрный рельеф с большим  числом персонажей и тщательно выстроенной  композицией. Для жителей Междуречья печати были не просто знаком собственности, а предметом, обладающим магической силой. Их хранили как талисманы, дарили храмам и помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человекобыка. В древнейшие времена это сказочное существо с головой и туловищем человека, бычьими ногами и хвостом почиталось скотоводами в качестве защитника стад от болезней и нападения хищников. Вероятно, поэтому его часто изображали держащим пару перевернутых вниз головами леопардов или львов. Позднее ему стали приписывать роль стража владений различных богов. Не исключено также, что под видом человекобыка изображали Энкиду, который, имея человеческий облик, прожил часть своей жизни в лесу, привычками и поведением не отличаясь от животного. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

В конце XXIV в. до н. э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в Центральной и Северной Месопотамии в глубокой древности. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство – царство Шумера и Аккада со столицей в городе Аккад, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э.

Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была восприняла аккадцами, только боги получили другие имена.

В аккадский период появилась новая  форма храма – зиккурат. Это ступенчатая пирамида на вершине которой помещалось святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в черный цвет, средние – в красный, а верхние – в белый. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо. Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). Возвышаясь над прямоугольным фундаментом, он был направлен на все четыре стороны света. В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре. Позднее зиккурат в Уре перестроили, увеличив число ярусов до семи. Символически вселенная состояла из семи уровней; семь ярусов зиккурата отождествлялись с уровнями вселенной. В последующие годы зиккурат испытал лишь незначительные изменения, несмотря на разнообразие культур и народов, населявших Месопотамию.

Во время аккадского периода  происходит изменение ориентации в  искусстве, так как интерес концентрируется  в большей мере на превознесении  монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает Саргона Великого с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Образ царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Силуэт скульптуры четкий, детали выполнены тщательно – все свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

Композиция гравюры приобретает  наибольший динамизм, на печатях впервые  появляются боги в человеческом обличье. Особенно часты мифологические сцены  кровопролитных схваток между богами и демонами. На гравюре воплощаются  повествования и различные надписи.

В период правления царя Нарам-Суэна (2254—2218 гг. до н. э.) аккадская империя достигла своего расцвета. Нарам-Суэн был внуком Саргона, основателя империи, и четвертым правителем династии. Его блестящее правление отражено в изобразительном искусстве, примером чего может служить стела царя Нарам-Суэна, созданная с целью увековечить его военный триумф над горным племенем луллубеев. Впервые художник отказался от деления изображения на регистры, объединив всю композицию вокруг фигуры прославленного правителя. Солдаты аккадской армии карабкаются на крутые горные склоны, сметая на своем пути всякое сопротивление врагов. Справа от деревьев, растущих на склоне горы, изображены побежденные луллубеи, всем своим видом выражающие покорность. Центром композиции является массивная фигура царя, ведущего свою армию в атаку. Царь попирает ногой тело врага. Рядом другой противник, пронзенный стрелой, тщетно пытается вырвать ее из своего горла. Традиционно, фигура царя превосходит по размерам фигуры остальных персонажей. Следом за ним, впереди строят солдаты, идут носильщики с луками и топорами. Сам Нарам-Суэн держит в руках большой лук и топор, на голове у него конический рогатый шлем — символ принадлежности богам. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены также знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств — покровителей царской власти.

После смерти царя Нарамсина пришедшее в упадок царство Шумера и Аккада захватили кочевые племена гутиев. Однако некоторые города на юге Шумера сумели сохранить независимость. Одним из таких городов был Лагаш, которым правил Гудеа (2080—2060 гг. до н. э.). Гудеа прославился строительством и восстановлением храмов. Сохранилось порядка 30 статуй Гудеа, многие из которых хранятся в Лувре. Это портреты, выполненные в основном из черного камня и тщательнейшим образом отполированные.

В шумерский и аккадский периоды  в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие.

 

 


Информация о работе Искусство Шумера и Аккада