Искусство Шумера и Аккада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:37, реферат

Описание работы

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тыс. до н.э.
У шумеров, как и других народов догреческой древности, искусство не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения искусства шумеров делились на три основные функции – культовую, прагматическую и материальную.

Файлы: 1 файл

Искусство Шумера и Аккада (реферат).doc

— 31.50 Кб (Скачать файл)

Искусство Шумера и Аккада

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья 4-3 тыс. до н.э.

У шумеров, как и других народов догреческой древности, искусство не возникло по причине строгой функциональности любого изделия. Все произведения искусства шумеров делились на три основные функции – культовую, прагматическую и материальную.

Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале.                                                   Прагматичная функция – позволяла изделию (например: печати) участвовать в текущей социальной жизни.

Мемориальная функция – обращение изделия к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им загробные жертвы, произносить их имена и чтить их деяния.

Шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. На примере керамики из Урука и Суз конца IV тыс. до н.э. можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства. Иногда на сосудах изображались ритмичные орнаменты,  в некоторых же случаях можно увидеть изображение козлов, собак и птиц. Вся керамика этого времени расписана красным, коричневым и фиолетовым узором по светлому фону.

Переход от орнаментальной росписи к керамическому рельефу совершается в начале III тыс. до н.э. в произведении известном под названием «Алебастровый сосуд Инанны из Урука». Это первая попытка перейти от ритмичного и бессистемного расположения предметов к некоему прообразу рассказа. Сосуд разделен поперечными полосами на три регистра и «рассказ» изображенный на нем, нужно читать по регистрам снизу вверх.

В области архитектуры шумеры известны, как активные храмостроители. Построить храм для шумеров звучало так же, как построить дом. Строился храм на высокой платформе, к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы.

В глубине святилища находилась статуя божества, которому посвящался храм. Вполне возможно, что храмы расписывались изнутри, но во влажном климате двуречья росписи не могли долго сохраняться.  Кроме того, основным строительным материалом в Месопотамии были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог, поэтому  от самых древних шумерских храмов до наших дней дошли лишь развалины, по которым мы пытаемся реконструировать устройство и убранство храма.

К концу III тыс. до н.э. в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма – Зиккурат. Храм на нескольких платформах. Количество платформ (не более семи) могло символизировать число известных шумерам небес – от первого неба Инанны, до седьмого неба Апа.

Лучший пример зиккурата -  храм царя III династии Ура Ур-Намму, прекрасно сохранившийся до наших дней - Белый храм. Огромный холм его до сих пор возвышается на двадцатиметровой высоте. Верхние, сравнительно невысокие ярусы опираются на громадную, усеченную пирамиду высотой около 15 метров. Широкие и длинные сходящие лестницы, по которым двигались процессии. Сплошные сырцовые террасы имели разные цвета: низ – черный (обмазка битумом), средний ярус – красный (облицовка обожженным кирпичом) и верхний – выбеленный.

Следующей по значению и развитию шумерского искусства была глиптика, т.е. резьба на печатях цилиндрической формы. Уже на первых печатях видна, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытка рассказа об окружающей жизни. Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии. Прежде всего, это «Фриз сражающихся» - композиция изображающая сцену битвы двух героев с неким чудовищем.

На многих печатях, помимо изображений, есть надписи, состоящие из 3-4 строк, в которых сообщается о принадлежности печати определенному лицу. Цилиндрическая печать с именем владельца прикладывалась к любому правовому или административному документу.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра – изображений странных существ с фалообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно. Самая распространенная из гипотез – их связь с культом плодородия и воспроизводства.

Для раннего шумерского искусства очень характерен глубокий рельеф, почти горельеф. Самое раннее произведение, выполненное в этом стиле – голова Инанны Урукской. Рассматривая голову, мы видим крупный нос, тонкий длинный рот, маленький подбородок и большие глазницы, в которых некогда помещались инкрустированные глаза – символ всевидения, проницательности и мудрости.

Шумерский рельеф середины III тыс. до н.э. представлял собой небольшого размера доску – палетку или плакетку  из мягкого камня, сооруженную в честь какого-либо торжественного события: победы над врагом, закладка храма. Для него, как и в ранний шумерский период, характерно горизонтальное членение плоскости, порегистровый  рассказ – повествование, выделение центральной фигуры правителей или должностных лиц. Типичный пример: стела царя города Лагаша Эанатума (xxv век до н.э.) сооруженная в честь победы над враждебной Уммой.

Скульптура свой подлинный рассвет переживает только после Аккадской династии.

 

 

Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура. ( I династия Ура, ок. XXVI века до н.э.) .

Создавая декоративные венки, короны – повязки, ожерелья,  браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золота).

При выполнении задачи они достигали такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства.

Шумерское представление о красоте и прекрасном совершенно не соответствовали нашим. Они могли наделить эпитетом «прекрасный» овцу для жертвы, или божество, обладающее тотемно-ритуальными атрибутами, или изделие, выполненное в соответствии с древним каноном, или слово, сказанное для услаждения царского слуха.

Прекрасное у шумеров то, что наибольшим образом пригодно для выполнения определенной задачи, что соответствует своей сущности и своему предначертанию. Большая часть памятников шумерского искусства изготовлено в соответствии именно с таким пониманием прекрасного.

 

                                                                                             


Информация о работе Искусство Шумера и Аккада