Содержание:
|
- Введение
- Ранний этап в истории культуры
Византии IV - VII вв.
|
- Средний этап в истории культуры
Византии VII - IX вв.
|
- Поздний этап в истории культуры
Византии X - XV вв.
|
- Заключение
|
- Используемая литература
|
- ВВЕДЕНИЕ.
Византия - государство, которое
внесло большой вклад в развитие культуры
в Европе Средних веков. В истории мировой
культуры Византии принадлежит особое,
выдающееся место. В художественном творчестве
Византия дала средневековому миру высокие
образы литературы и искусства, которые
отличались благородным изяществом форм,
образным видением мысли, утонченностью
эстетического мышления, глубиной философской
мысли. По силе выразительности и глубокой
одухотворенности Византия многие столетия
стояла впереди всех стран средневековой
Европы.
Византийская империя возникла
на рубеже двух эпох — крушения поздней
античности и рождения средневекового
общества в результате разделения Римской
империи на восточную и западную части.
После падения Западной Римской империи
концепция всемирного римского владычества,
титул императора и сама идея мировой
монархии, а также традиции античной образованности
уцелели только на Востоке — в Византийской
империи.
Процесс развития Византии
был не прямолинейным. В нем были эпохи
подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных
идей и мрачные годы господства реакционных.
Но ростки нового, живого, передового прорастали
рано или поздно во всех сферах жизни,
во все времена.
Поэтому культура Византии
является интереснейшим культурно-историческим
типом, обладающим весьма специфическими
особенностями.
В истории культуры Византии
выделяют три этапа:
ранний (IV - середина VII века);
Как известно, Византия образовалась
из восточной части Римской империи. Центром
нового государства стал город Византия,
который был перестроен и получил название
Константинополь.
В истории европейской, да и
всей мировой культуры византийской цивилизации
принадлежит особое место, для нее характерны
торжественная пышность, внутреннее благородство,
изящество формы и глубина мысли. В течение
всего тысячелетнего существования Византийская
империя, впитавшая в себя наследие греко-римского
мира и эллинистического Востока, представляла
собой центр своеобразной и поистине блестящей
культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия
по уровню развития образованности, по
напряженности духовной жизни и красочному
сверканию предметных форм культуры, несомненно,
находилась впереди всех стран средневековой
Европы.
2.
Ранний этап в истории культуры
византии IV - VII вв.
Первые столетия существования Византийского
государства можно рассматривать как
важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося
на традиции языческого эллинизма и принципы
христианства. В ранней Византии новый
расцвет переживает философия неоплатонизма.
Появляется ряд философов-неоплатоников
- Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий,
Ареопагит.
Формирование неоплатонизма совпадает
с зарождением христианства, с разложением
и упадком Риской империи. В целом для
него характерен глубокий пессимизм, разочарование
в земной жизни, убеждение в испорченности
человеческой природы.
Важнейшими темами богословских дискуссий
на раннем этапе развития этой культуры
были споры о природе Христа и его месте
в Троице, о смысле человеческого существования,
месте человека во Вселенной и о пределе
его возможностей. В этой связи можно выделить
несколько направлений богословской мысли
той эпохи:
- Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
- Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
- Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
- Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
Основные
христианские догматы, в частности Символ
Веры, были закреплены на I Вселенском
Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на
II Вселенском Соборе в Константинополе
(381 г.).
Формирование христианства
как философско-религиозной системы было
сложным и длительным процессом. Христианство
впитало в себя многие философские и религиозные
учения того времени. Христианская догматика
сложилась под сильным влиянием не только
ближневосточных религиозных учений,
иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.
Догмат о троичности божества, один из
центральных догматов христианского вероучения,
- это, по существу переосмысленная триада
неоплатоников. Однако христианство, несмотря
на наличие общих с манихейством и неоплатонизмом
черт, принципиально отлично от манихейского
дуализма и неоплатоновского монизма.
Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением,
но и синтетической философско-религиозной
системой, важным компонентом которой
являлись античные философские учения.
Это, может быть, объясняет в некоторой
степени и то, что христианство не только
боролось с античной философией, но и использовало
ее в своих целях. На смену непримиримости
христианства совсем, что несло клеймо
язычества, приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием.
В самом неоплатонизме образовалось два
течения: одно - радикальное, настроенное
против христианства, другое - более умеренное.
Постепенно берут верх сторонники компромисса
с христианством. Происходи процесс отталкивания,
обособления и одновременно сближения,
слияния неоплатонической философии и
христианского богословия, который завершается
поглощением неоплатонизма христианством.
В патриотической литературе ранневизантийской
эпохи, в трудах Василия Кесарийского,
Григория Назианзина и Григория Нисского,
в речах Иоанна Златоуста, где закладывался
фундамент средневекового христианского
богословия, мы видим сочетание идей раннего
христианства с неоплатонической философией,
парадоксальное переплетение античных
риторических форм с новым идейным содержанием.
Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский,
Григорий Нисский и Григорий Назианзин
закладывают фундамент византийской философии.
Их философские построения уходят корнями
в древнюю историю эллинского мышления.
В центре патриотической философии находится
понимание бытия как блага, что дает своеобразное
оправдание космоса, а следовательно,
мира и человека. У Григория Нисского эта
концепция порой приближается к пантеизму.
Расцвет византийского искусства
раннего периода связан с укреплением
могущества империи при Юстиниане. В Константинополе
в это время воздвигаются великолепные
дворцы и храмы.
Стиль византийской архитектуры
складывался постепенно, в нем органично
совмещались элементы античного и восточного
зодчества. Главным архитектурным сооружением
был храм, так называемая базилика (греч.
"царский дом"), назначение которой
существенным образом отличалось от других
построек. Если египетский храм предназначался
для проведения жрецами торжественных
церемоний и не допускал человека в святилище,
а греческий и римский храмы служили местопребыванием
божества, то византийские стали тем местом,
где верующие собирались на богослужение,
т.е. храмы были рассчитаны на пребывание
в них человека.
Отныне здесь стали проводить
императорские церемонии и торжественные
богослужения. Впервые в нем
была воплощена идея грандиозного
центрического храма, увенчанного гигантским
куполом, на вершине которого был изображен
огромный крест, обрамленный звездным
небом. Храм, расположенный в центре города,
на самом высоком холме, далеко виден с
Босфора.
Другой шедевр византийской архитектуры
- церковь св. Виталия в Равенне - поражает
изысканностью и элегантностью архитектурных
форм. Особую славу этому храму принесли
его знаменитые мозаики не только церковного,
но и светского характера, в частности
изображения императора Юстиниана и императрицы
Феодоры и их свиты. Лица Юстиниана и Феодоры
наделены портретными чертами, цветовая
гамма мозаик отличается полнокровной
яркостью, теплотой и свежестью.
Мировую славу приобрели мозаики
Византии. Технология мозаичного искусства
известна еще с античности, но только в
Византии стали впервые применять не естественные,
а окрашенные минеральными красками стеклянные
сплавы, так называемые смальты с тончайшей
золотой поверхностью. Мастера широко
использовали золотой цвет, который, с
одной стороны, символизировал роскошь
и богатство, а с другой, был самым ярким
и сияющим из всех цветов.
Большинство мозаик располагалось
под разным углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности стен, а от
этого только увеличивался золотой блеск
неровных кубиков смальты. Он превращал
плоскость стен в сплошное мерцающее пространство,
еще более сверкающему благодаря свету
горящих в храме свечей.
Мозаичисты Византии пользовались
широким красочным спектром: от
нежно-голубого, зеленого и
ярко синего до бледно-лилового, розового
и
красного различных оттенков
и степени интенсивности. Изображения
на стенах главным образом рассказывали
об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли
власть императора.
Особую известность приобрели
мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне
(6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим
сторонам от окон, расположены мозаики
с изображением императорской четы - Юстиниана
и его жены Феодоры со свитами.
Художник помещает персонажи
на нейтральном золотом фоне. Все в этой
сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные
под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского
императора.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется
специфически византийский образ, очищенный
от инородных влияний. В основе его лежит
опыт мастеров Востока и Запада, пришедших
независимо друг от друга к созданию нового
искусства, соответствующего спиритуалистическим
идеалам средневекового общества. В этом
искусстве появляются уже различные направления
и школы. Столичная школа, например, отличалась
великолепным качеством исполнения, утонченным
артистизмом, живописностью и красочным
разнообразием, трепетностью и переливчатостью
цветов. Одним из самых совершенных произведений
этой школы были мозаики в куполе церкви
Успения в Никее.
Церковное богослужение превратилось
в Византии в своего рода пышную мистерию.
В полумраке сводов византийских храмов
сумеречно
сияло множество свечей и лампад,
озарявших таинственными отблесками
золото мозаик, темные лики
икон, многоцветные мраморные колоннады,
великолепную драгоценную утварь.
Все это должно было, по замыслу
церкви, затмить в душе человека
эмоциональную приподнятость античной
трагедии, здоровое веселье
мимов, суетные волнения цирковых ристаний
и даровать ему отраду в повседневности
реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии
в меньшей мере, чем в архитектуре
и живописи, определилась ведущая
линия развития византийского искусства,
отражающая становление средневекового
миросозерцания. Живучесть античных традиций
здесь проявлялась как в образах, так и
в формах художественного выражения.
Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов
Востока. Здесь, хоть и в меньшей мере чем
в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
варварского мира.
Музыка занимала особое место
в византийской цивилизации. Своеобразное
сочетание авторитарности и демократизма
не могло не
сказаться на и на характере
музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явление
духовной жизни эпохи. В V-VII вв.
происходило становление христианской
литургии, развивались новые жанры
вокального искусства. Музыка
обретает особый гражданский статус,
включается в систему репрезентации
государственной власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских
улиц, театральных и цирковых
представлений и народных празднеств,
отразившая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих
народов, населявших империю. Каждый из
этих видов музыки имел свой
собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя,
они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство
очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального
и в то же время, обладающего силой
массового и индивидуального
психологического воздействия, и включило
ее
в свой культовый ритуал. Именно
культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой
Византии.
Система образования также наследует
греко-римские традиции, основываясь на
принципе (семи свободных искусств. Два
уровня образования:
- Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
- Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия
и музыка.
В жизни широких народных
масс по-прежнему огромную роль играли
массовые зрелища. Правда, античный
театр начинает клониться к упадку - античные
трагедии и комедии все чаще заменяются
выступлениями мимов,